Поиск по сайту


ДИНАМИКА ПРОДАЖ ИНОСТРАННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСНАЩЕНИЯ ИХ ДВИГАТЕЛЯМИ

Юрий Романович Сергей, генеральный директор
консалтинговой фирмы "Эвитос-информ", к.т.н.

Автомобильный рынок России и стран СНГ уже длительное время является привлекательным для производителей легковых машин ввиду его большой емкости, что делает его перспективным и динамично развивающимся. В России продолжается бурная автомобилизация населения: только в 2007 г. автомобильный парк страны увеличился более чем на 2,5 миллиона машин. Интерес к российскому рынку наглядно продемонстрировал прошедший в августе Московский автомобильный салон, на котором все ведущие мировые бренды представили последние свои разработки - от легковых машин особо малого класса до представительских лимузинов и внедорожников.

Однако в условиях постоянно растущих цен на автомобильное топливо, сложной дорожной ситуации в крупных городах проявился все возрастающий покупательский интерес к автомобилям уменьшенных габаритов и, соответственно, малолитражным двигателям. Одновременно ведутся настойчивые поиски и внедрение в практику автомобилестроения альтернативных топлив (например, биоэтанола), создание гибридных двигателей. Примечательно то, что даже автомобильный рынок США, который традиционно отличался большим количеством (более 80%) крупногабаритных джипов и минивенов, терпит кризис. Предпочтения автовладельцев все более склоняются в сторону небольших машин с малым расходом топлива. В нашей стране также появились предвестники подобной ситуации - правительство Москвы объявило о поощрительной акции для покупателей микролитражек: вручение талона на 1000 литров бензина, которого хватило бы на 20 тыс. км пробега.

Целью данной работы является исследование динамики продаж в России новых легковых иномарок с точки зрения оснащения их двигателями. Для анализа структуры продаж было проведено сравнение первого полугодия 2007 и 2008 годов. При этом рассматривалась продажа только новых автомобилей иностранной сборки.

Необходимо отметить, что продажи новых легковых автомобилей в первом полугодии текущего года возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 30%. Поэтому при изучении структуры оснащения автомобилей двигателями будем оперировать относительными величинами. Кроме того, отдельно рассмотрим бензиновые и дизельные двигатели (количество дизельных двигателей составляет в разные годы от 3 до 6% общего объема продаж).

Автомобили, оснащенные бензиновыми двигателями

Для оценки структуры оснащения автомобилей бензиновыми двигателями весь спектр применяемых двигателей (от 800 до 6000 см3) был разделен на группы.

Анализ полученных данных показывает, что более 60% проданных в России легковых иномарок имели объем двигателя от 1500 до 2500 см3. При этом в текущем году этот сектор увеличился на 3%.

Неожиданным оказался тот факт, что сектор малолитражек иностранного производства (до 1500 см3), составляющий треть проданных автомашин, имеет тенденцию к сокращению. По мнению специалистов, данный сектор рынка все более заполняется автомобилями отечественного производства.

Сектор автомобилей с двигателями более 2500 см3, составляющий около 10% от объема продаж, как видно из таблицы, имеет тенденцию к сокращению. Конечно, джипы и седаны представительского класса с двигателями большого объема всегда будут находить своего покупателя в России. Однако сокращение этого сектора продаж (более 50000 автомобилей за полгода) на 1% означает уменьшение продаж оценочно на $100 млн.

Автомобили, оснащенные дизельными двигателями

Как указывалось выше, объем продаж автомобилей с дизельными двигателями в первом полугодии 2008 г. составил около 6% от общего объема проданных легковых иномарок. Таким образом, доля автомобилей на дизельном топливе выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вдвое. Это также говорит о том, что экономия на топливе становится для многих важным аргументом при покупке нового автомобиля.

Анализ полученных данных позволяет сделать те же выводы, что и по автомобилям с бензиновыми двигателями. Предпочтение при покупке нового дизельного автомобиля также неуклонно смещается в сторону автомобилей с меньшим (до 2500 см3) объемом двигателя.

Таким образом, в относительно благополучном с экономической и финансовой точек зрения первом полугодии текущего года в России обозначилась та же, что и во всем мире, тенденция: предпочтение при покупке отдается малолитражным автомобилям.