АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ КРАСНИКОВ - КОНСТРУКТОР АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Александр Васильевич Суббота, Главный конструктор
29 августа 2008 г. исполняется 90 лет со дня рождения талантливого конструктора авиационных двигателей Александра Сергеевича Красникова, который на протяжении многих лет был Главным конструктором на предприятии, которое в настоящее время широко известно с мире как ОАО "Мотор Сич". А.С. Красников прожил сложную и интересную жизнь. Родившись в г. Енакиево Донецкой области - краю шахтеров и металлургов, он начал свою трудовую деятельность в 1933 г. учащимся школы фабрично-заводского ученичества и с 1934 г. по 1935 г. работал на Енакиевском металлургическом заводе. В 1935 г. он поступает в авиационный техникум, который был кузницей технических кадров для авиамоторного завода № 29 им. П.И. Баранова и заводского ОКБ, созданного главным конструктором С.А. Назаровым. В 1939 г. после окончания учебы А.С. Красников начинает работать конструктором в этом ОКБ, которое в то время возглавлял С.К. Туманский, в дальнейшем ставший знаменитым Генеральным конструктором московского ОКБ-300. Коллегами Александра Сергеевича были такие талантливые конструкторы, как А.Г. Ивченко - основатель и Генеральный конструктор имеющего мировую известность авиамоторного Запорожского машиностроительного КБ "Прогресс" (ныне ГП "Ивченко-Прогресс"), и сменивший А.Г. Ивченко на его посту В.А. Лотарев, а также А.М. Анашкин и А.Н. Пантелеев, ставшие главными конструкторами ЗМКБ "Прогресс". В 1941 г. вместе с заводом А.С. Красников эвакуируется в Омск. После возвращения в 1943 г. его, как человека, проявившего высокие организаторские способности, переводят на комсомольскую работу в освобожденных от фашистских оккупантов районах Украины. Тем временем запорожский моторостроительный завод, получивший обозначение № 478, восстал из руин и возобновил производство авиадвигателей. В 1945 г. после организации ОКБ завода № 478, которое возглавил А.Г. Ивченко, Александр Сергеевич вернулся к любимой конструкторской работе. Он участвовал, а затем в должности начальника КБ ОКБ руководил созданием:
Именно турбовинтовому двигателю АИ-20 суждено было сыграть большую роль в жизни А.С. Красникова. Главный конструктор завода и руководитель ОКБ А.Г. Ивченко прекрасно понимал, что после передачи двигателя АИ-20 в серийное производство значительный объем работ должен взять на себя серийный конструкторский отдел (СКО). В связи с этим А.Г. Ивченко и руководство завода принимают решение о назначении в октябре 1957 г. А.С. Красникова, как специалиста внесшего большой вклад в создание двигателя АИ-20, заместителем главного конструктора, начальником СКО. Скрепленные годами предшествующей совместной работы деловые дружеские взаимоотношения с ведущими специалистами ОКБ и его руководителями А.Г. Ивченко и В.А. Лотаревым позволили оперативно и в конструктивном духе решать вопросы обеспечения серийного производства, доводки и эксплуатации не только двигателей семейства АИ-20, но и последовавших за ним АИ-24, АИ-8, АИ-25, АИ-9, АИ-9В, АИ-25ТЛ, Д-36 и Д-136.
Однако конструкторский талант А.В. Красникова не позволял ему ограничиваться только решением проблем серийного производства. Под его руководством конструкторами СКО были созданы: АИ-23У (унифицированный) (1965 г.) газотурбинный привод (ГТП), на базе разработанного ОКБ ГТП АИ-23; ГТП АИ-23СГ (1967 г.) - модификация АИ-23У, работающая на природном газе; семейство передвижных и легко-транспортабельных газотурбинных электростанций мощностью от одного до 2,5 МВт и ГТП для них на базе двигателей семейства АИ-20, работающие на жидком топливе и природном газе. Эти электростанции сыграли большую роль в обеспечении освоения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. За их создание А.С. Красникову дважды присуждалось звание Лауреата премии имени академика И.М. Губкина; в 1981 г. на базе двигателя АИ-24 создана бортовая энергетическая установка АИ-24 УБЭ, которая обеспечивала электроэнергией и сжатым воздухом бортовые системы самолета А-50. Этапным в творческой биографии А.С. Красникова стал 1980 г., когда были успешно завершены совместные контрольные 500-часовые стендовые испытания двигателя ТВ3-117В (высотного), созданного под его руководством в соответствии с Решением ВВС-МАП от 10.04.79 г. Двигатель ТВ3-117В обеспечивал поддержание мощности 2200 л.с. на взлетном режиме до высоты 2,2 км (в стандартных атмосферных условиях) и до температуры наружного воздуха +30 °С (при Н = 0). Высотность двигателя ТВ3-117В была обеспечена за счет внедрения новых конструктивных решений. Этот двигатель в дальнейшем послужил базой для создания двигателей ТВ3-117ВМ (ВМА), ВК, ВМ серии 02, ВМА серии 02 и их модификаций, а также ВК-2500 и ТВ3-117ВМА-СБМ1В.
В последние годы своей работы на посту главного конструктора завода А.С. Красников внес большой вклад в освоение серийного производства и доводку первых модификаций малоразмерных двигателей семейства Р95-300, созданных в АНТК "Союз" под руководством генерального конструктора О.Н. Фаворского для установки на крылатые ракеты. После ухода в 1983 г. с поста главного конструктора А.С. Красников продолжал конструкторскую работу. При его непосредственном участии был разработан двигатель "195", являвшийся вариантом с упрощенной конструкцией, повышенной технологичностью и сниженной стоимостью двигателя Р-95-300. По ряду субъективных причин этот двигатель не был запущен в серийное производство, несмотря на то, что опытный образец его при стендовых испытаниях подтвердил все необходимые характеристики. Характерными чертами конструкторского
таланта А.С. Красникова были новаторство, прекрасная инженерная интуиция,
природная смекалка и активное использование при решении практических
задач исследований, проведенных в отраслевых научных институтах (в первую
очередь, в ЦИАМ), и результатов опытно-конструкторских и доводочных
работ, выполненных другими конструкторскими бюро. А.С. Красников занимался большой
научной деятельностью. Решением Совета Киевского ордена Трудового Красного
Знамени института инженеров гражданской авиации в 1969 г. ему была присуждена
ученая степень кандидата технических наук. В таком же духе он воспитал своих детей, которые пошли по стопам отца. Его сын Олег в настоящее время - ведущий конструктор по двигателю Д-18Т на ГП "Ивченко-Прогресс", а дочь Людмила - один из лучших специалистов управления главного конструктора ОАО "Мотор Сич". Память об Александре Сергеевиче Красникове жива в конструкторской службе ОАО "Мотор Сич", которой он отдал почти полстолетия своей жизни. Он был бы горд, что его воспитанники - новые главные конструкторы предприятия стали достойными продолжателями его дела, создавая новые авиационные двигатели, промышленные газотурбинные приводы и электростанции. ОАО "Мотор Сич"
| ||||||