СТРАТЕГИЯ ГАЗПРОМА
ОАО "Газпром" - крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома - 50,002 %. Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17 %. На Газпром приходится около 20 % мировой и около 85 % российской добычи газа. Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа - Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80 %) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 г. поставку 316,3 млрд м3 газа в 79750 населенных пунктов России. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2005 г. Газпром вывел на проектную мощность газопровод "Голубой поток" из России в Турцию. В этом же году начато строительство газопровода "Северный поток". В 2006 г. Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток", который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок "Южного потока" пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского. Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через "Северный поток". Продолжается освоение Бованенковского месторождения, расположенного на Ямале. Месторождение должно быть введено в эксплуатацию в 2011 г. К этому времени должна быть построена система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта. В связи с предстоящими работами по развитию газотранспортной системы накануне XII Международной выставки "Нефтегаз-2008" редакция журнала "Двигатель" обратилась к начальнику Департамента по транспортировке, хранению и использованию газа ОАО "Газпром" Александру Зайнетдиновичу Шайхутдинову с просьбой ответить на некоторые вопросы. Нас, прежде всего, интересовало, как, с точки зрения Департамента, отечественные разработчики и производители приводов газоперекачивающих агрегатов (ГПА) участвуют в реализации планов Газпрома. По мнению Газпрома, газотурбинные установки (ГТУ) отечественного производства в классе от 2,5 до 25 МВт по экономичности и ресурсу находятся на мировом уровне (к.п.д. составляет 31…39 %, а межремонтный ресурс доведен до 20…25 тыс. ч). Что касается экологических характеристик, то, например, уровень эмиссии оксидов азота у отечественных установок составляет 120…150 мг/м3, т.е. мировой уровень "малоэмиссионных" ГТУ (50 мг/м3) пока не достигнут. Проблемы обеспечения надежности продолжают существовать и связаны, в основном, с попытками ускоренно решить экологические проблемы. Имеются также определенные проблемы в обеспечении качества изготовления, комплектации, "пэкиджирования" и монтажа. Поставка новых ГПА, в основном, необходима для реконструкции действующих трасс. Так, если для новых трасс ежегодно требуется 500 МВт мощностей всех ГПА с единичной мощностью 16, 25 и 32 МВт, то для реконструкции (по нормативам) действующих трасс требуется уже 1…1,5 ГВт. Таким образом, если сложить потребности по мощности и разделить на "среднюю" мощность одного ГПА (примерно 16 МВт), то требуется порядка 125 ГПА в год. У ОАО "Газпром" три группы поставщиков. Первые - это те, которые поставляют ГПА целиком. Вторые поставляют приводы - газотурбинные двигатели или электродвигатели. Третьи осуществляют поставки газовых компрессоров. Некоторые из них осуществляют пэкидж - т.е. являются и изготовителями двигателя или компрессора, и осуществляют поставку ГПА. В настоящий момент базовым поставщиком ГПА для Газпрома является НПО "Искра". Затем следует НПО "Сатурн" совместно с УМПО и КМПО совместно с СНТК. Продолжают поставки Сумское объединение (как пэкиджер и поставщик компрессоров) и "Зоря-Машпроект" из Николаева (поставщик приводов). При постройке новых газопроводов
Газпром взаимодействует и с зарубежными партнерами, среди которых General
Electric с Nuovo Pignone, Rolls-Royce и Siemense. Эти компании, как
правило, приходят на российский рынок через совместные производства.
| ||