СОВРЕМЕННЫЕ
ДВИГАТЕЛИ ОАО "ММП имени В.В. Чернышева" более 50 лет является поставщиком двигателей для самолетов марки "МиГ". Почти все фронтовые истребители разработки ОКБ им. А.И. Микояна, оснащались двигателями, выпускавшимися на этом предприятии. К их числу относится и РД-33, предназначенные для знаменитого истребителя МиГ-29. В сложный период перехода к рыночным отношениям, при отсутствии госзаказа, предприятие сумело сохранить кадровый, производственный и технологический потенциал, позволяющий успешно конкурировать с известными зарубежными двигателестроительными фирмами. В последние годы ОАО "ММП имени В.В. Чернышева" открыло для себя рынки сбыта и новые виды деятельности, в том числе проведение проектно-конструкторских работ, связанных с модернизацией и разработкой новых двигателей. По заявлению первого заместителя руководителя Департамента науки и промышленной политики Москвы Николая Дмитриевича Бадаева "в ближайшее время выйдет постановление правительства Москвы о поддержке системного проекта авиадвигателестроительного кластера на базе ОАО "ММП имени В.В. Чернышева" и ОАО "Тушинский машиностроительный завод", который объединит ряд ведущих московских и санкт-петербургских авиадвигателестроительных предприятий". Сегодня о развитии авиационного двигателестроения в нашей стране мы беседуем с генеральным директором ОАО "ММП имени В.В. Чернышева" Александром Сергеевичем Новиковым. "Двигатель": Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о Вашем предприятии. Александр Новиков: ОАО "Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева" (ОАО "ММП имени В.В. Чернышева") прошло 75-летний путь становления. Предприятие был создано в 1932 г. на базе авиаремонтных мастерских и первоначально называлось заводом № 82 (с 1942 г. - заводом № 500). На первом этапе оно выпускало поршневые моторы серии "МГ", предназначавшиеся для легкомоторной авиации. Позднее предприятие переориентировалось на выпуск авиационных дизелей. В годы войны завод выпускал двигатели М-30 и АЧ-30Б, которые устанавливались на дальние бомбардировщики Ер-2 и тяжелые самолеты Пе-8. В послевоенный период предприятие освоило выпуск турбореактивных двигателей РД-500 по образцу английских моторов "Дервент". Эти двигатели применялись на самолетах Як-23 и Ла-15. Впоследствии завод переключился на выпуск двигателей ВК-1 для самолетов МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28 и Ту-14. Всего было изготовлено более 7000 единиц двигателей этого поколения. В пятидесятые годы завод изготавливал двигатели АМ-5 для истребителей Як-25, а также небольшую серию ЖРД типа С2-1150 для межконтинентальной крылатой ракеты "Буря". В период с 1958 по 1986 г. предприятие выпускало двигатели для массовых истребителей МиГ-21 (Р11Ф-300), МиГ-23 (Р27-300, Р29-300, Р-35), высотного разведчика Як-25РВ (Р11В-300) и фронтового бомбардировщика Як-28 (Р11АФ-300). Всего за 1959-1973 гг. было выпущено более 12000 двигателей семейства Р11Ф-300 и около 4000 двигателей типа Р-27 и Р-29. С 1982 г. завод изготавливает и капитально ремонтирует двухконтурный турбореактивный двигатель РД-33 для самолетов МиГ-29, МиГ-29СЭ, МиГ-29СМТ, МиГ-29М1/М2 и МиГ-29К. Общий "тираж" двигателей семейства РД-33 превысил 3800 единиц. В 1991 г. было освоено изготовление турбовинтового двигателя ТВ7-117 для пассажирского самолета Ил-114.
Наше предприятие при создании "истребительных" двигателей с первого по четвертое поколение всегда отрабатывало новые директивные технологии, обеспечивало их внедрение в серийное производство не только у себя, но и на других заводах отрасли. К примеру, на Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) были переданы директивные технологии по двигателям ВК-1, Р11Ф-300, Р27Ф2М-300, на Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова - директивные технологии по двигателю РД-33 и др. Кроме того, при производстве двигателей
всех поколений для истребительной авиации ММП имени В.В. Чернышева являлось
головным предприятием для серийных и ремонтных заводов. При этом каждый
новый двигатель требовал огромной работы по техническому перевооружению
предприятия: создавались новые цеха, участки, приобреталось новейшее
оборудование, в т. ч. самые современные станки. В итоге наше предприятие
всегда владело самыми передовыми технологиями по основным направлениям
двигателестроения. Д": Насколько широка география поставок двигателей, выпускаемых предприятием? А.Н.: Сегодня продукция ОАО "ММП имени В.В. Чернышева" эксплуатируется более чем в 30 странах мира. Иностранные заказчики получили более 6000 двигателей. Наличие развитой сети в области продаж обеспечивается мощной маркетинговой службой предприятия и долгосрочными программами, успешно реализуемыми совместно с РСК "МиГ" и "Рособоронэкспортом", что позволило нам закрепиться на наших традиционных рынках и расширить экспорт в ряд новых для нас стран. В ближайших планах ММП имени В.В. Чернышева - освоение выпуска турбовального двигателя ВК-2500 для средних вертолетов "Ка" и "Ми". Изготовление этого двигателя будет производиться в кооперации с OAО "Красный Октябрь", ОАО "Климов", НПО им. Румянцева и Пермским агрегатным объединением "Инкар". Мы считаем, что этот двигатель будет иметь хорошие экспортные перспективы. "Д": Насколько эффективно на предприятии решается задача технического перевооружения новым оборудованием? А.Н.: Решение масштабных задач требует создания и постоянного совершенствования технической базы. Ежегодно на обновление оборудования мы расходуем $35…40 млн. Наше предприятие достаточно стабильно, чтобы выполнять сложные в техническом отношении контракты. В интересах сохранения и дальнейшего наращивания производственного потенциала с 2002 г. у нас реализуется программа широкомасштабного технического перевооружения. Она позволит использовать самые современные принципы организации производства и нарастить его объемы. Уровень оснащенности производства новой техникой, внедрения новых технологий соответствует самым современным требованиям. На предприятии внедрены эффективные системы автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами и производством, позволяющие сократить сроки освоения и изготовления новых изделий и повышающие производительность труда без снижения качества.
В течение последних пяти лет ММП имени В.В. Чернышева вело активную производственно-хозяйственную деятельность, увеличивая объемы выпуска продукции и наращивая производственные фонды. Производственная деятельность предприятия обеспечена получением крупных заказов до 2012 г., что и в дальнейшем гарантирует нам постоянное наращивание объемов производства и увеличение чистой прибыли в среднесрочной перспективе. На предприятии осуществляются инвестиции в обновление основных фондов и создание новых производств, финансируется проведение НИОКР. В 2007 г., в сравнении с 2001 г., на ММП имени В.В. Чернышева произошли следующие качественные изменения: при увеличении среднесписочной численности работников предприятия в 1,35 раза средняя заработная плата выросла в 3,7 раза. При этом неуклонно происходит рост выпуска валовой продукции: с 2001 по 2007 г. она выросла в восемь раз и по итогам 2007 г. составила 1,050 млн руб./чел. Этот показатель на сегодня - один из лучших в двигателестроительной отрасли. Таким образом, есть объективные показатели положительной динамики работы предприятия, и, как следствие, мы успешно выполняем внутренние и экспортные заказы. "Д": На каких основных направлениях деятельности предприятия и перспективах сосредоточено сегодня внимание руководства ОАО? А.Н.: Работа идет в нескольких направлениях. В первую очередь - это выпуск серийной продукции. Основной объем ее пока составляют двигатели РД-33 серии 3 для истребителей МиГ-29, поставляемых во многие страны мира. Но не так давно мы приступили к серийному производству новой модификации двигателя с улучшенными характеристиками - РД-33МК. Ими будут оснащаться серийные истребители МиГ-29К (КУБ), уже строящиеся РСК "МиГ" по заказу ВМС Индии. Кроме того, в 2007 г. мы перешли к серийному производству модифицированных двигателей РД-93, созданных на базе РД-33 для иностранного заказчика. Второе направление связано с фирмой "Климов", совместно с которой мы проводим целый ряд опытно-констукторских работ по развитию двигателей РД-33, а также по турбовинтовым двигателям ТВ7-117. Третье направление - совместная с ТМКБ "Союз" доводка нового двигателя РД-1700 для учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ, а также производство на ММП им. В.В. Чернышева вертолетных двигателей ВК-2500. Четвертое направление - выполнение капитального
ремонта свыше сотни РД-33 и около 25 Р29-300 и Р-35 ежегодно. Для решения этих задач на предприятии создан свой Научно-технический конструкторский центр. "Д": Как предприятие решает кадровую проблему? А.Н.: Мы активно занимаемся обучением молодых специалистов и рабочих, пришедших на предприятие, а также повышением квалификации уже работающих на нем. Это одна из наших главных задач на 2007-2012 гг. Мы провели повышение квалификации почти четырех тысяч работников. У нас есть своя учебная база на 320 обучающихся, на которой за последние пять лет повысили квалификацию более трех тысяч работников предприятия, из них свыше 500 рабочих. Более 100 человек уже приобрели вторую профессию. На курсах целевого назначения прошли обучение около 2,5 тыс. инженерно-технических работников и рабочих. В вузы (МАИ, МАТИ, МГТТиП) и техникумы для обучения направлены более 270 человек. С целью совершенствования подготовки и переподготовки инженерных и научных кадров мы разработали новую образовательную модель, основанную на связи науки и промышленности, при этом в 2007 г. был создан Учебный центр - структурное подразделение МАИ. Чтобы решать масштабные и перспективные задачи нашему предприятию нужны грамотные специалисты и энтузиасты своего дела. Только так можно обеспечить движение вперед и достигнуть высоких результатов. "Д": Недавно в средствах массовой информации появились сообщения о неблагополучном положении на ОАО "ММП имени В.В. Чернышева". Чем можно объяснить появление таких публикаций? А.Н.: К сожалению, некоторые наши
конкуренты на внутренних и иностранных рынках пытаются бросить тень
на наше предприятие. В частности, одна такая публикация, выдававшаяся
за официальное сообщение пресс-службы ОАО "ММП имени В.В. Чернышева",
появилась накануне проведения тендера в Индии, когда определялся тип
палубного истребителя для ВМС этой страны. Как говорится, ищите - кому
это выгодно, и вы без труда найдете потенциальных заказчиков подобных
статей. Мы можем только сожалеть, что подобные нечистоплотные методы
по-прежнему находят применение.
| ||||||