Поиск по сайту


ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ
К 100-летию со дня рождения Федора Амосовича Короткова
(1908-1988)


Валерий Федорович Коротков,
ветеран НПП "Темп" им. Ф. Короткова"


"Есть у нас в авиационной промышленности киты, на которых она держится, один из них - это Коротков Федор Амосович", - сказал о нем генеральный авиаконструктор А.Н. Туполев.

Федор Амосович Коротков принадлежал к той замечательной плеяде советских конструкторов и ученых, которая создавала отечественную школу авиационного двигателестроения. Он является одним из основоположников и выдающимся организатором отечественного агрегатостроения САУ газотурбинных двигателей, создателем и руководителем крупного коллектива ОКБ. При его непосредственном участии и руководстве разработаны и внедрены в серийное производство агрегаты систем топливопитания и автоматического регулирования для многих поршневых моторов и нескольких поколений ГТД, обеспечивавших передовой уровень отечественной авиационной техники как в суровых условиях Великой Отечественной войны, так и в послевоенный период бурного развития реактивной авиации. Многолетний конструкторский и технологический опыт, инженерная интуиция, большие организаторские способности, настойчивость, высокая требовательность к себе и к руководимому коллективу МАКБ "Темп", научная эрудиция снискали ему широкую известность и заслуженный авторитет среди работников авиационной промышленности, представителей НИИ и заказчиков ВВС.

Агрегаты топливопитания САУ, созданные под руководством главного конструктора Ф.А. Короткова, пережили своего творца. Они живы и успешно эксплуатируются сегодня, обеспечивая надежную работу двигателей военных и гражданских самолетов и вертолетов России, в числе которых Су-27, МиГ-29, Ту-95, Ту-22М, Ту-160, Ту-154, Ан-24, Ил-62, Ил-86.

Многогранность деятельности Федора Амосовича как главного конструктора, его личный вклад в общее дело, творческую работу коллектива ОКБ по созданию агрегатов топливно-регулирующей аппаратуры (ТРА) двигателей был значителен.

Перечень направлений, которыми занималось агрегатное ОКБ-33-315, получившее в 1963 г. название "Московское агрегатное конструкторское бюро "Темп", весьма широк.

Фотографии самолета Ту-144 с автографами А.Н. Туполева и А.А. Туполева: "Глубокоуважаемому Федору Амосовичу на добрую память о совместной работе" (9 марта 1970г.)

Это и авиационные поплавковые карбюраторы различных типов, одно- и двухкамерные для поршневых моторов А.А. Микулина, В.Я. Климова, А.Д. Швецова. В 1937 г. создан карбюратор Н-34РД для мотора М-34Р самолета АНТ-25РД, который успешно выдержал серьезный экзамен на надежность во время беспосадочных полетов через Северный полюс в Америку экипажей В.П. Чкалова и М.А Громова. Карбюратор обеспечивал удивительную экономичность - на трехкилометровом участке полета тратилось чуть более одного литра бензина.

Для мотора М-35 была принята многокарбюраторная схема питания. Создан новый поплавковый К-25-4Д с четырьмя смесительными камерами и автоматической коррекцией подачи воздуха по высоте полета для двигателей М-62 и М-82 А.Д. Швецова (впервые в СССР и в мире).

Хорошо отработанная карбюраторная схема успешно применялась в дальнейшем для всех последующих модификаций двигателей семейства АМ: АМ-37, АМ-38 и АМ-42.

В 1939-1940 гг. был создан первый отечественный, сложный по конструкции беспоплавковый карбюратор К-105БП. Заложенные в карбюраторе К-105БП новые принципы регулирования расхода топлива были применены в дальнейшем в карбюраторах К-107БП, К-37БП и других, устанавливавшихся на моторы истребителей Яковлева, Лавочкина, штурмовиках Ильюшина и участвовавших в воздушных боях Великой отечественной войны (1941-1945 гг.), обеспечивая нашим самолетам высокие боевые характеристики.

Ф.А. Коротков (слева) с главным коструктором А.Д. Швецовым (в центре) и представитель пермского ОКБ-19 (1946г.)

В 1941-1945 гг. были созданы насосы системы топливопитания непосредственного вспрыска (НВ): легкого топлива (бензиновые) - насос НБ-3У, внедренный в серию и получивший широкое распространение на моторах АМ-34 и АШ-82 в годы войны; тяжелого топлива (дизельные) - насос ДН-12 для мотора АЧ-30 конструктора А.И. Чаромского для самолета Ер-2 бомбардировочной авиации дальнего действия. Разработанные и используемые системы "НВ" в значительной мере устранили недостатки карбюраторного смесеобразования: неравномерное наполнение цилиндров рабочей смесью, плохое качество распыла топлива, повышенное гидравлическое сопротивление.

В послевоенный период коллектив ОКБ-33-315 создавал гидромеханические агрегаты систем автоматического регулирования авиационных реактивных двигателей различных типов и поколений (ГТД, ТРД, ТВД, ЖРД) генеральных и главных конструкторов В.Я. Климова, Н.Д. Кузнецова, А.М. Люлька, С.К. Туманского, С.П. Изотова, П.А. Колесова. К числу таких устройств относились: командно-топливные агрегаты (КТА); автоматы дозировки топлива (АДТ) основного и форсажного контуров; насосы-регуляторы различных типов; агрегаты управления створками реактивного сопла; распределители топлива по коллекторам (РТ); агрегаты управления лопатками направляющих аппаратов и т.д.

Воплощение творческих замыслов

В конце сороковых годов минувшего столетия на основе первых зарубежных ГТД под руководством В.Я. Климова был разработан отечественный ТРД ВК-1, который устанавливался на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 и на бомбардировщиках Ил-28. В систему регулирования двигателя ВК-1 было введено автоматическое устройство, позволяющее свободно управлять переходными режимами работы двигателя в условиях эксплуатации, что заметно улучшило тактико-технические данные боевых самолетов ВВС.

Ведущая роль в создании автомата приемистости принадлежала Ф.А. Короткову. За создание устройства автоматического управления переходными процессами двигателя во всем диапазоне высот и скоростей полета Ф.А. Короткову и группе специалистов ОКБ: А.А. Артемьеву, А.Б. Дзарданову, Б.А. Процерову была присуждена Сталинская премия. Автомат приемистости обеспечил надежный и безотказный процесс разгона двигателя ВК-1 с режима малого газа до максимального.

В 1956 г. под руководством Н.Д. Кузнецова впервые в мировой практике создан двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-6 тягой 17 тс, предназначенный для сверхзвукового бомбардировщика. Агрегаты САУ для этого двигателя разрабатывались в ОКБ Ф.А. Короткова. Подобные двигатели в США появились только через 15 лет.

В 1969-1970 гг. были созданы и внедрены в производство принципиально новые системы топливопитания и автоматического регулирования для авиационных двигателей НК-12СТ и НК-16СТ конструкции Н.Д. Кузнецова, работающих на природном газе: дозаторы подачи газа ДГ-12, ДГ-16 и регуляторы-ограничители частоты вращения РО-12, РО-16 для газоперекачивающих компрессорных станций магистральных трубопроводов (впервые в СССР).

Ф.А.Коротков с Генеральным конструктором С.К. Туманским

За длительный период эксплуатации простой в обслуживании дозатор ДГ-16 продемонстрировал стабильные и качественные характеристики, а также высокие показатели безотказной работы (ресурс 30000 ч). Агрегаты ДГ-16, РО-16 обеспечили полную автоматизацию работы двигателя НК-16СТ.

Необходимо отметить, что все северные газоперекачивающие станции, вся магистраль трубопровода от Уренгоя до Ужгорода длиной 4451 км была оснащена силовыми приводами с агрегатами, разработанными коллективом МАКБ "Темп" под руководством Ф.А. Короткова.

В 1972-1975 гг. особое место в практике ОКБ занимали работы по созданию новых регуляторов на элементах струйной техники. Были спроектированы и успешно испытаны на двигателях агрегаты струйных систем управления соплом, частотой вращения, воздухозаборником, реверсом тяги и другие.

Необходимость внедрения пневматических струйных агрегатов САУ в авиационном двигателестроении определялась их способностью надежно работать в тяжелых условиях эксплуатации, выдерживать повышенный уровень вибрации и перегрузок, обеспечивать широкий диапазон допустимых давлений и температур, а также высокой пожаробезопасностью. Рабочим телом струйной техники является сжатый воздух (газ) или топливо. Агрегаты струйных систем сохраняют работоспособность при наличии электромагнитных и ионизирующих излучений.

К 1970-1980 гг. МАКБ "Темп" накопило огромный опыт разработки и эксплуатации систем автоматического управления для авиационных ГТД, что позволило создать новое поколение агрегатов, в том числе АДТ-21, НД-21, РО-21 для САУ передвижных электростанций на основе авиационных двигателей АЛ-21 мощностью 1…1,5 МВт.

В 1975-1980 гг. под руководством Ф.А. Короткова на основе принципиально нового подхода создавались агрегаты САУ для прямоточных и жидкостно реактивных двигателей, существенно отличавшиеся от прежних по массе. Ряд новых идей и оригинальных решений был применен в разработках систем регулирования ракетных двигателей, входивших в состав комплексов "Гранит", "Метеорит", "Болид", 8К813, Гр-1, Н1, "Энергия"-"Буран". Агрегаты обладали высоким быстродействием, обеспечивающим надежный запуск за доли секунды и хорошей приемистостью.

Справа налево: Ф.А.Коротков, С.К. Туманский, А.И. Микоян, сотрудники КБ, представители МАП и ВВС

В 1970-1984 гг. велось создание авиационных ГТД четвертого поколения, которые потребовали дальнейшего повышения точности регулирования параметров при одновременном расширении функций, что вызвало необходимость создания комплексных электронно-гидравлических САУ. Ф.А. Коротков руководил созданием таких систем. Еще на истребителе МиГ-25 с двигателем Р-15Б-300 конструкции С.К. Туманского впервые в нашей стране в системе автоматического регулирования был применен электронный ограничитель максимальных режимов. Гидромеханические агрегаты с полной ответственностью в этой системе выполняли основные функции по управлению двигателем.

В 1984 г. в МАКБ "Темп" были созданы агрегаты системы "88" для двигателя НК-88 Н.Д. Кузнецова, работающего на криогенном топливе (водороде и сжиженном природном газе), который предназначался для самолета Ту-155 (впервые в СССР).

Творчество Ф.А. Короткова отличал глубокий анализ и осуществление оригинальных принципиально новых схем систем регулирования, позволяющих получить высокое качество установившихся и переходных процессов в силовых установках самолетов и других летательных аппаратов.

При создании систем автоматического регулирования современных авиационных двигателей под руководством Ф.А. Короткова был успешно решен обширный комплекс задач, связанных с разработкой программ регулирования. Были спроектированы всережимные регуляторы числа оборотов с изменяемыми в процессе работы параметрами, ограничители приведенного числа оборотов, давления воздуха за компрессором, степени повышения давления в компрессоре, числа оборотов ротора высокого давления двигателя, регуляторы расхода топлива, малогабаритные насосы высокого давления, командно-топливные агрегаты, осуществляющие счетно-решающие операции и выдачу дискретных и непрерывных команд различным узлам системы. Был решен ряд задач, возникших при регулировании форсажного контура, реактивного сопла и направляющих аппаратов компрессора, а также исследованы взаимосвязи отдельных регуляторов в общей системе управления силовой установкой.

Все, за что брался главный конструктор Федор Амосович Коротков, опережало работы других родственных агрегатных ОКБ отрасли. Таков был стиль работы Московского агрегатного конструкторского бюро "Темп".

Постоянное стремление к обоснованному улучшению конструкции агрегатов САУ отличало работу коллектива ОКБ. Разработанные и внедренные в производство конструкции гидромеханических агрегатов ТРА двигателей всегда были на один шаг впереди других. У Московского агрегатного конструкторского бюро "Темп" был один соперник - время. Все в ОКБ делалось быстро, качественно, в темпе, в установленные сроки. В этом была значительная заслуга ответственного руководителя предприятия Ф.А. Короткова, определявшего настрой коллектива конструкторов, технологов, испытателей. Федор Амосович Коротков сплотил и воспитал сильный конструкторский коллектив, являющийся ведущим в области автоматического регулирования авиационных двигателей в нашей стране.

Он создал свою "школу" в отечественном агрегатостроении, для которой были характерны: высокая культура проектирования, обеспечивавшая минимальную массу агрегатов; стремление к простоте конструктивных решений; хорошая технологичность разрабатываемых агрегатов, сокращение их материалоемкости; высокая надежность.

Справа налево: Ф.А. Коротков, Генеральный конструктор А.М.Люлька и сотрудник ОКБ "Сатурн"

Создание новых агрегатов САУ реактивных двигателей потребовало освоения новых технологических процессов и внедрения современного станочного оборудования (станков с ЧПУ), значительно повысивших качество изготовления разработанных агрегатов.

Федор Амосович уделял значительное внимание внедрению этих процессов как в опытное, так и в серийное производство. Он всегда придавал исключительно большое значение вопросам организации экспериментально-испытательных работ, повышению надежности и долговечности агрегатов в эксплуатации. Для решения этих задач была существенно расширена экспериментальная база, созданы специальные испытательные стенды. Только после всесторонней проверки агрегаты передавались в серийное производство.

Семь серийных заводов страны изготавливали ТРА, разработанную МАКБ "Темп". География их обширна: Москва, Пермь, Харьков, Сим, Уфа, Омск.

Ф.А. Коротков постоянно нацеливал и обязывал ведущих специалистов коллектива осуществлять авторский контроль и активно участвовать в сопровождении изготавливаемых серийным производством агрегатов, их эксплуатации. Созданные под руководством Ф.А. Короткова коллективом "Темп" агрегаты САУ обеспечили установление целого ряда мировых рекордов самолетами и вертолетами по высоте, скорости, дальности полета, грузоподъемности.

За выдающиеся заслуги перед Родиной в области создания авиационной техники Ф.А. Короткову было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, награжден пятью орденами Ленина, Орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного знамени, многими медалями. Удостоен почетных званий "Заслуженный работник авиационной промышленности СССР" и "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР". Ф.А. Коротков является автором ряда научных трудов и статей по вопросам разработки и эксплуатации САУ двигателей, многих изобретений. Ему присуждена ученая степень доктора технических наук.

В 1990 г. в память о главном конструкторе Ф.А. Короткове, организаторе и создателе отечественного агрегатостроения, бессменном руководителе Московского агрегатного конструкторского бюро "Темп" на территории предприятия на здании конструкторского корпуса была установлена мемориальная доска.

В 1998 г. по решению правления "Ассоциации Союза авиационного двигателестроения" учреждена ежегодная премия имени выдающегося конструктора Ф.А. Короткова. Утвержден образец нагрудного знака с изображением лауреата премии и эмблемой АССАД. Лауреатами ежегодной премии АССАД имени Ф.А. Короткова на сегодня являются более 25 человек - это работники московских предприятий: ОАО "МПО им. И. Румянцева", ОАО "НПП "ЭГА", ФГУП ММПП "Салют", ОАО "КБ Электроприбор" (Саратов), ОАО "Авиадвигатель" (Пермь).

В апреле 2007 г. на общем собрании акционеров НПП "ЭГА" было принято решение вернуть предприятию историческое название "Темп" и присвоить ему имя главного конструктора Ф.А. Короткова, под руководством которого было создано ОКБ. С июня 2007 г. предприятие называется "НПП "Темп" им. Ф. Короткова".