КОРАБЛЬ Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания Современный термин "корабль" в нынешнем его толковании вошел в морские словари в 1930-х годах в соответствии с приказом Наркома Военно-Морского Флота СССР Николая Герасимовича Кузнецова, чей талант флотоводца с особой силой проявился в годы Великой Отечественной войны. До этого на флотах широко применялся термин "судно", если речь заходила о каком-либо плавсредстве, будь оно военным или гражданским. Если оно принадлежало Военно-Морскому Флоту (ВМФ) - говорили "военное судно"; если гражданскому - просто "судно". Таким образом, чтобы избавиться в обиходе моряков ВМФ от лишнего слова, и было решено называть военное судно "кораблем". Поэтому выражение "военный корабль" - тавтология, следует говорить просто - "корабль". Бессмысленно в этом термине искать и исторические корни, он возник самостоятельно и по необходимости на рубеже XVI - XVII веков.
Что и говорить, о распространении своего влияния на все моря и океаны мечтали многие суверены великих морских держав, но как этого добиться - вот основной вопрос, вставший перед ними. О значении артиллерии на суше и на море - всем все было ясно. На военном судне пушек должно быть столько, чтобы они могли создать серьезную конкуренцию противнику, уделялось должное внимание и их калибру. Экипаж такого судна должен быть весьма многочисленным: штат матросов, комендоров, абордажная команда, в прибрежных районах - морская пехота и т.п. Судно должно быть хорошим ходоком, обладать высокой маневренностью, в общем, "быть легким на ходу". Перед корабелами стояли задачи трудно совместимые, а стало быть и выполнимые. В начале в качестве кораблей пытались использовать уже знакомый нам галион. Кстати, корабль "Мэри Роуз" был заложен в 1509 г. на верфи в Портсмуте по личному указу короля Генриха VIII Тюдора и с самого начала проектировался как военное судно, в сущности был галионом, но к тому времени возможности галиона, как типа морского судна, были уже исчерпаны. Так началась гонка среди судостроителей в создании самого большого, самого мощного, и вообще, самого-самого чисто военного судна. С 1512 г. "Мэри Роуз" был флагманом английского ВМФ, прошел ряд модернизаций. В свой "последний и решительный бой" корабль вышел 19 июля 1545 г. под флагом вице-адмирала Джорджа Кейрви против французской эскадры, вторгшейся в пределы Англии. Бой должен был начаться в проливе Солнет у Портсмута. На берегу со стен замка Соутси, за происходящим наблюдал со своей свитой сам король Генрих VIII. Его любимое детище готовилось вступить в бой, открыв все пушечные порты. К орудиям подносились пушечные ядра и пороховые заряды, верхняя палуба заполнялась моряками в боевом снаряжении. Со стороны казалось, что все идет по плану… Но вдруг на глазах изумленной публики судно повалилось на борт и затонуло. На борту во время трагедии находилось более 700 человек, спаслись только 40 моряков, погиб вице-адмирал Джордж Кейрви. Король и его окружение были потрясены случившимся. Все попытки придать этой трагедии элемент загадочности несостоятельны. Мною проделаны необходимые расчеты, и вот что получается: водоизмещение судна до модернизаций - 1150 т; после - 1530 т, перегруз - 380 т. Чтобы увеличить осадку на 1 см, на корабль надо погрузить 3,5 т дополнительного груза, значит, после модернизации осадка судна увеличилась на 108,5 см. Еще 8,5 см к ней добавил вес экипажа с багажом, всего получаем 117 см. На эту же величину уменьшилась и высота надводного борта, что весьма отрицательно сказалось на запасе остойчивости. Кроме того, выход на палубу 700 человек в боевом одеянии (в доспехах) следует рассматривать как вертикальное перемещение груза массой 70 т на высоту около 4 м, что в сущности и "съело" весь запас остойчивости судна. Ему достаточно было уловить в свои паруса легкий порыв ветра, чтобы лечь на борт. А дальше, как в учебнике, судно накренилось, через открытые порты внутрь корпуса хлынула вода, произошло непоправимое…
Надо сказать, что только в 1684 г. Энтони Дин ввёл требования тщательного контроля за весовыми нагрузками кораблей. Вот еще один "любимец королей" - 64-пушечный корабль "Васа". Он был заложен на королевской верфи в Стокгольме по приказу короля Швеции Густава II Адольфа в 1625 г. Планировалось построить серию из четырех кораблей. Судно строил голландский корабельный мастер Хенрик Хибертссон, а название оно получило в честь династии шведских королей. Против общепринятых в то время требований, корпус судна оказался зауженным более чем на 2 м. Стремление обладать "самым-самым" не покидало короля Густава II Адольфа. Это особенно бросается в глаза, когда рассматриваешь вооружение "Васы": 48 пушек калибра 24 фунта, две - калибром 62 фунта, три 35-фунтовых, одна 16-фунтовая; восемь 3-фунтовых и две 1-фунтовых бронзовых пушки. Итак, 10 августа 1628 г. стояла прекрасная погода, на набережной Стокгольма у королевского дворца собралось много разного люда. Событие было значительным. От причала отходил красавец-корабль "Васа", блистая великолепным декором, исполненным лучшими мастерами. Он направлялся в свой первый поход, чтобы бросить якорь на рейде военно-морской базы Эльвснаббен. Судно развернулось на выход с рейда, но тут неожиданно налетел шквал. Корабль повалился на левый борт, в открытые порты хлынула вода, моряки даже не успели убрать паруса, так под всеми парусами "Васа" и легла на грунт. В отличие от "Мэри Роуз", "Васа" сошла со стапеля без всякой модернизации. На момент гибели водоизмещение "Васы" было 1500 т, перегруз - 200 т, которые, наряду с другими просчетами, и съели запас остойчивости корабля. Удалось установить численность экипажа "Васы" в момент гибели: три офицера, 20 средних чинов, 90 матросов, 20 комендоров и 300 солдат морской пехоты. Однако, откуда взялся термин "корабль"? Весьма вероятно, что его придумали англичане. В английском языке есть приставка "cor", означающая совместимость, завершенность, и слово "able" - умелый, способный и т.д. Для сравнения слова - "комфортабельный", "диссертабельный" и т.п. В общем, слова хорошо знакомые. Если их объединить, то в результате и получим "самый-самый". Я не случайно начал свой рассказ с катастроф, потому что они весьма способствовали более интенсивным исследованиям в области теории и устройства судов. Главное, что было обращено внимание на остойчивость и непотопляемость судов, на их конструктивные элементы, влияющие на остойчивость: ширину судна, высоту его надводного борта и пр. В английском адмиралтействе все корабли были поделены на ранги, лимитированы количество и калибр корабельной артиллерии. Вот табель о рангах английского ВМФ на 1727 г. Корабли 1 ранга имели на вооружении 100 пушек, из них 28 калибром 49 фунтов, 28 24-фунтовых, 28 12-фунтовых, 16 6-фунтовых. Вес всей корабельной артиллерии составлял 214 т. Водоизмещение корабля достигало 1869 т, длина по батарейной палубе 50 м, по килю - 42 м, ширина наибольшая 14 м, средняя осадка 6 м. Теперь в той же последовательности приведем данные кораблей более низких рангов.
Корабли II ранга: 90 пушек, 26 32-фунтовых; 26 18-фунтовых; 26 9-фунтовых; 12 6-фунтовых. Вес всей артиллерии 175 т. Водоизмещение 1566 т, длина по батарейной палубе 48 м, наибольшая ширина 13,4 м, средняя осадка 5,8 м. Корабли III ранга могли быть как 80-пушечными, так и 70-пушечными. Первые имели пушечное вооружение из 26 32-фунтовых; 26 12-фунтовых, 24 6-фунтовых и еще 4 6-фунтовых. Вес всей артиллерии 147,5 т. На 70-пушечном корабле устанавливалась следующая артиллерия: 26 24-фунтовых; 26 12-фунтовых; 18 6-фунтовых. Вес всей артиллерии составлял 126,5 т. Водоизмещение кораблей III ранга было в пределах 1350... 1128 т; длина батарейной палубы 45,7 м; средняя осадка 5,4 м. Далее шли корабли IV ранга, они были 60- и 50-пушечные. Первые имели на вооружении 24 24-фунтовых; 26 9-фунтовых и 10 6-фунтовых орудий общим весом 104 т. Вторые несли на борту 22 18-фунтовых; 22 9-фунтовых и шесть 6-фунтовых орудий общим весом 85,5 т. Водоизмещение этих кораблей было в пределах 755...995 т, они имели длину батарейной палубы 33 м, ширину наибольшую 10,6 м и среднюю осадку 5,1 м. Далее познакомимся с артиллерией,
которая использовалась на военных судах старого парусного флота с 1560
г. Так, в работе Джиролами Катанео "Essamini de bombardieri"
указывалось, что ВМФ имел на вооружении следующие типы огнестрельного
оружия: мушкет длинный со снарядом весом 1 фунт; фальконет с длиной
ствола 30 калибров и весом снаряда 3 фунта; сакра с длиной ствола 28
калибров и весом снаряда 9...12 фунтов; аспид - короче сакры при весе
заряда 9...12 фунтов; пушка с длиной ствола 17...22 калибра и весом
снаряда от 20 до 100 фунтов; полупушка - сведения о длине ствола отсутствуют
- вес снаряда 30 фунтов; кулеврина с длиной ствола 33 калибра и весом
снаряда 20...50 фунтов; полукулеврина с длиной ствола 32 калибра и весом
снаряда 12,5...30 фунтов и т.д. За что же так высоко ценил Петр Алексеевич английскую школу судостроения? Дело в том, что англичане изобрели так называемый "теоретический чертеж", с помощью которого можно было еще на ранней стадии проектирования математически рассчитать водоизмещение, грузоподъемность, осадку и другие эксплуатационные элементы будущего судна. Это давало определенные преимущества. Ранее, например, судно строили на стапеле, спускали на воду, а уже потом, уточнив осадку, прорубали пушечные порты. Теоретический чертеж позволял рассчитать осадку судна до спуска его на воду, поэтому пушечные порты можно было прорубать уже тогда, когда корпус корабля достраивался на стапеле. В дальнейшем Петр I предполагал продолжить обучение в Италии, но государственные дела этому воспрепятствовали. Тогда Петр Алексеевич послал в Италию наиболее талантливых своих сподвижников, обучавшихся с ним в Голландии и Англии. Первым российским кораблем был "Гото Предистинация" ("Божье Предвидение") , который спроектировал "голландский плотник Петр Михайлов", им же был разработан и декор корабля. Для строительства судна был вызван из Венеции Федосей Моисеевич Скляев, сын царского конюха, необычайно талантливый человек, он легко постигал иностранные языки, что в немалой степени способствовало его успехам и в судостроительных науках, особенно за рубежом. Он был ровесник Петра I, обратившего внимание на таланты подданного и приблизившего его к себе. Так Петр I поручил Ф.М. Скляеву найти "добрую пропорцию" для русских кораблей, и он отлично оправдал доверие государя. Корабль "Гото Предистинация"
был заложен на воронежской верфи 19 ноября 1698 г. и предназначался
для Азовского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 27 апреля
1700 г. Судно следует отнести к кораблям IV ранга: длина по конструктивной
ватерлинии 36 м, ширина 9,5 м, глубина интрюма 2,9 м. На борту было
установлено 58 пушек, располагавшихся на двух батарейных палубах: на
нижней стояли 16-фунтовые орудия, на второй - 8-фунтовые, на форкасле
и ахтеркасле - 3-фунтовые пушки. Все они были отлиты на заводах Н. Демидова.
На корабле все было русское… Современники высоко отзывались о новострое,
вот мнение выдающегося русского корабельного мастера Ф.А. Головина:
"О корабле, сделанном от произволения монарха нашего, извествую:
есть изрядного художества … зело размером добрым состроенный, что с
немалым удивлением от английских и голландских есть мастеров, которые
уже от многих лет сиё искусство употребляют, и при нас спущен на воду,
и щоглы (мачты) подняты и пушек несколько поставлено…"
Представляет интерес, как в старину определяли размер пушечных портов и расстояние между ними. Основной единицей измерения был диаметр пушечного ядра: высота порта составляла 6,5 диаметра, ширина - 6, а расстояние между осями портов определялось в 20...25 диаметров. Сначала прорезались порты у нижней батарейной палубы, остальные прорезались в шахматном порядке. Таким образом, можно полагать, что на этом расстояние между осями смежных портов было равно 2,6 м; а длина нижней батарейной палубы была около 35 м. Корабль "Гото Предистинация" в течение 10 компаний постоянно был в деле вместе с другими кораблями, после чего его, не без выгоды, продали туркам. Что же касается Федосея Моисеевича Скляева, то он осуществил для царя еще одну важную миссию. По приказу Петра I он поехал в Архангельск. Его обстоятельный доклад о том, что на Соломбальской верфи можно одновременно строить три корабля или три фрегата, обрадовал Петра I. Поскольку суда намеревались строить из местного материала, а прочных пород древесины (дуба) там не было, Скляев предложил царю, чтобы не понижать надежности кораблей, воспользоваться опытом местных мастеров - строить корабли с круглыми кормовыми обводами. Так впоследствии и делалось на протяжении всей эпохи деревянного парусного флота. Соломбальская верфь стала ведущим российским центром военного судостроения. Был у Петра I проект и 100-пушечного корабля 1 ранга, но осуществить его так и не удалось. В Европе такие суда строили только из дуба, Россия необходимым количеством этого судостроительного материала просто не располагала. Однако, в умелых руках русских корабелов и местные породы древесины сослужили морякам добрую службу. (Продолжение следует)
| ||||||||||