ПОДВОДНЫЙ УДАР Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-6 - 2007 )
Вторая мировая война показала, что основной ударной силой флотов кроме авиации стали подводные лодки. После войны во флотах ведущих мировых держав стали появляться корабли и подводные лодки с ядерными силовыми установками, имеющие на вооружении ракетно-ядерное оружие, что кардинально изменило характер вооруженной борьбы на море. Произошла переоценка значимости различных видов военно-морских сил и возможностей их боевого применения. В настоящее время главной ударной силой флотов крупнейших морских держав являются подводные лодки. Атомные энергетические установки (ЭУ) позволяют подводным лодкам находиться под водой неограниченное время, передвигаясь при этом с высокой скоростью. Поэтому в военно-морских флотах США и других капиталистических стран значительное внимание уделяется совершенствованию сил противолодочной обороны.
Внедрение телеуправления дало возможность ССН торпеды при определении положения движущейся цели использовать данные приборов обнаружения собственно подводной лодки. Примером такой торпеды может быть германская Seal, предназначенная для уничтожения надводных кораблей. Расстояние 12 км она преодолевает со скоростью 35 узлов, а 28 км - 23 узла. Эта модель была разработана компанией "AEG-Телефункен" для подводных лодок типа "205" и "206", а также ракетных катеров типа "142" и "143" военно-морского флота ФРГ. Почти такие же тактико-технические характеристики (ТТХ) имеет и торпеда SST 4 той же компании. Вместе с подводными лодками типа "209" эти модели продаются различным странам НАТО и Южной Америки. Впоследствии на базе торпеды "Seal" была разработана торпеда SUT для использования как против надводных кораблей, так и против подлодок. Германские двухцелевые торпеды нового поколения Seehecht DМ 2 А4 (вариант на экспорт - Seahake mod. 4), разработанные фирмой Аtlаs Еlеktrоnik, явились развитием предыдущих торпед DМ 2 А3, принятых на вооружение в начале 1990-х годов. Они могут применяться как подлодками, так и надводными кораблями и предназначены для использования в мелководных районах и на больших глубинах. В системах управления, наведения, связи, гидроакустики и т.д. широко использованы цифровые технологии. Торпеды также оснащены оптико-волоконной системой управления и связи. Акустическая ГСН с цифровой обработкой сигналов может работать в пассивном и пассивно-активном режимах. Электрическая ЭУ имеет плавное регулирование скорости. С начала 1960-х годов фирмой Atlas Elektronik были созданы торпеды: Seal DМ 2 А1/SST 4/SUT (разработка - 1960-е годы, производство - с 1970 по 2005 гг.); Sееsсhlаngе 2 DМ1 (разработка - 1960-е годы, производство - с 1970 по 1980 гг.); Seehecht DМ 2 А3 (Seahake) (разработка - 1980-е годы, производство - с 1989 по 2005 гг.); Seehecht DМ 2 А4 (Seahake mod. 4) (разработка - конец 1990-х годов, производство - с 2000 по 2020 гг.).
Активная деятельность по созданию торпед ведется в Швеции. Для оснащения шведского ВМФ была разработана серия FFV Тр 42 вместо торпед серии Тр 41. Тр 42 явилась базовой модификацией для нескольких видов легких торпед. Модель Тр 422 принята на вооружение ВМФ Швеции в 1983 г. для применения с вертолетов ПЛО "Боинг-Вертол 107". Она отличается от западных легких торпед тем, что наводится по проводам после сброса с носителя. Наведение на последней стадии атаки осуществляется шумопеленгаторным устройством. Торпеда имеет два взрывателя: контактный и неконтактный. Источником питания ЭСУ является серебряно-цинковая батарея. Калибр торпеды 400 мм, она проходит 10 км на скорости 25 узлов, а 20 км - 15 узлов. Для использования с надводных кораблей и подлодок против подводных лодок разработана модель Тр 423 с аналогичными ТТХ. На базе Тр 422/423 создана экспортная модель Тр 427, имеющая отличия в системе наведения с другой ГАС и взрывателях. Усовершенствованный образец торпеды Тр 422 поступил на вооружение шведского флота в 1987 г. под шифром Тр 432. При создании этой модели были использованы цифровые микропроцессорные приборы наведения. Новая главная ЭУ дает возможность выбора из трех скоростей - 15, 25 или 35 узлов на дистанции 30, 20 или 10 км, а увеличенная длина кабеля наведения позволила на 33 % поднять дальнобойность на самом тихоходном режиме движения. Для действий против надводных кораблей шведский флот в 1967 г. получил тяжелые управляемые торпеды FFV Тр 61 без самонаведения на последнем отрезке атаки с использованием надводными кораблями, подводными лодками и береговыми батареями. Эти 533-мм торпеды длиной 7025 мм имели массу 1796 кг, из них 250 кг - заряд ВВ. Дальность хода их составляла 20 км на скорости 45 узлов. На ее базе была разработана модель Тр 613 с дальностью хода 30 км и ГСН на последнем участке траектории. Управление торпедой осуществлялось с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), которая могла вести ее к точке начала поиска даже в случае повреждения кабеля наведения. При этом дальность хода этой модели в 3...5 раз превышала дальность современных ей электрических торпед с такой же скоростью. Вариант для экспорта под шифром Тр 617 отличался от Тр 613 программным обеспечением ГАС и системой неконтактных взрывателей. Одной из основных стран-производителей торпед считается Великобритания. В 1959 г. была начата разработка тяжелой торпеды Mk 24 Tigerfish. К 1970 г. стало понятно, что силами флота этот проект не может быть осилен, и в 1972 г. фирма Marcony получила заказ на создание этого оружия. Первый его вариант Tigerfish Mоd 0 флот получил в 1974 г. с боевой эффективностью меньше ожидаемой. Лишь после длительной доработки эта торпеда была принята в 1979 г. на вооружение. В 1972 г. фирма начала разработку улучшенного варианта Мk 24 Моd 1, но из-за технических трудностей сумела сдать его в ограниченную эксплуатацию лишь в середине 1978 г. К 1981 г. фирма подготовила достаточное комплектов для проведения модернизации изготовленных ранее образцов Моd 0 до уровня Моd 1. Торпеда Тigеrfish была создана для подводных лодок против подводных (Mod 0 и 1) и надводных (Mod 1) целей. Калибр ее составляет 533 мм, длина - 6464 мм, масса - 1547 кг, из которых 134 кг - заряд ВВ. Она преодолевает 13 км со скоростью 35 узлов, а 21 км - 24 узла и управляется на начальном этапе по проводам, идущим от торпеды, по данным шумопеленгатора подводной лодки. На последнем отрезке траектории управление осуществляет собственная активно-пассивная акустическая ГСН. Состоит на вооружении ВМФ Великобритании и Бразилии. Другим образцом тяжелой торпеды указанной выше фирмы является разработанная по заданию морского штаба Spearfish калибра 533 мм, предназначенная для борьбы с новыми подводными лодками России. Новая газотурбинная установка (ГТУ) Sundstreand 21ТР01 обеспечивает скорость более 60 узлов на дистанции 24 км. Масса торпеды составляет 1996 кг, в т.ч. заряд ВВ - 249 кг. Боевая часть - направленного взрыва. Боевые возможности этой торпеды увеличивает БЦВМ, которая оптимизирует ее наведение. Фирмой Marcony была разработана легкая торпеда Sting Ray калибром 324 мм, имеющая массу 267 кг, из которых 35 кг приходятся на заряд ВВ, преодолевает 11 км со скоростью 45 узлов. Эта противолодочная торпеда предназначена для использования с вертолетов, самолетов и надводных кораблей и содержит много технических новшеств, а уникальная ССН позволяет успешно использовать ее и на мелководье, и на глубине с практически одинаково высокой вероятностью попадания в цель одиночной торпедой. Данный образец также снабжен БЦВМ, соединенной с многорежимной многолучевой активно-пассивной ГАС. Двигатель - водометный с электроприводом и батареей, активированной морской водой. (Окончание следует).
| ||