Поиск по сайту


ПОДВОДНЫЙ УДАР

Сергей Леонидович Мальчиков

(Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-6 - 2007 )

Боевое применение торпедного оружия в послевоенные годы произошло в 1982 г. в ходе англо-аргентинского конфликта из-за находящихся в юго-западной части Атлантического океана Фолклендских (Мальвинских) островов с населением около 2000 человек и необитаемого острова Южная Георгия, принадлежащих Великобритании. Аргентина заявила о своих правах на эти территории и в апреле 1982 г. высадила десант с целью их захвата. Английским правительством было направлено крупное соединение военно-морского флота для возврата утраченных островов. В 200-мильной зоне вокруг Фолклендских островов была установлена морская блокада. Боевые действия продолжались 74 дня. В них участвовали шесть подводных лодок (в т.ч. пять атомных), два легких авианосца, 26 кораблей охранения, восемь десантных кораблей, 18 вспомогательных судов ВМФ, 51 гражданское судно. 2 мая 1982 г. атомная подводная лодка Conqueror средствами космической разведки была наведена на крейсер ВМФ Аргентины General Belgrano, который шел в сопровождении двух эсминцев. После этого он был обнаружен подлодкой. Выйдя в атаку, лодка по приказу командования, полученному по радио, выпустила три торпеды, две из которых попали в крейсер, находившийся в 35 милях от границы объявленной зоны блокады. Одна торпеда попала в носовую часть корабля, вторая - в среднюю. Крейсер пошел на дно, погибло 360 человек из состава экипажа. В этой атаке были использованы прошедшие модернизацию парогазовые торпеды Mk 8.

Дизель-электрическая подводная лодка аргентинского флота по данным ГАС с расстояния 10 км выпустила 1 мая 1982 г. телеуправляемую торпеду SST 4 западногерманского производства по боевому кораблю англичан, но промахнулась. Через неделю эта же лодка американской торпедой Mk 37 атаковала подводную лодку противника, и вновь неудачно. Спустя три дня с дистанции 4,6 км она вышла в атаку на английский фрегат, снова безуспешно. Это были последние попытки боевого использования торпед в ХХ веке.

Вторая мировая война показала, что основной ударной силой флотов кроме авиации стали подводные лодки. После войны во флотах ведущих мировых держав стали появляться корабли и подводные лодки с ядерными силовыми установками, имеющие на вооружении ракетно-ядерное оружие, что кардинально изменило характер вооруженной борьбы на море. Произошла переоценка значимости различных видов военно-морских сил и возможностей их боевого применения. В настоящее время главной ударной силой флотов крупнейших морских держав являются подводные лодки. Атомные энергетические установки (ЭУ) позволяют подводным лодкам находиться под водой неограниченное время, передвигаясь при этом с высокой скоростью. Поэтому в военно-морских флотах США и других капиталистических стран значительное внимание уделяется совершенствованию сил противолодочной обороны.

Еще во время Второй мировой войны стало ясно, что развитие корабельного противолодочного оружия должно идти по пути создания и совершенствования самонаводящихся торпед. В послевоенные годы торпедное оружие стало основным средством борьбы с подводными лодками. При этом противокорабельные торпеды оставались на вооружении лишь подводных лодок. На надводных кораблях 533-мм торпедные аппараты заменялись аппаратами 400-мм или 324-мм калибра для противолодочных торпед. Такие торпеды стали оснащаться активно-пассивными системами самонаведения (ССН). На первом отрезке своего пути торпеда наводится на акустическое поле цели в пассивном режиме. При сближении с целью ССН переходит в активный режим, увеличивающий вероятность поражения корабля противника.

Внедрение телеуправления дало возможность ССН торпеды при определении положения движущейся цели использовать данные приборов обнаружения собственно подводной лодки. Примером такой торпеды может быть германская Seal, предназначенная для уничтожения надводных кораблей. Расстояние 12 км она преодолевает со скоростью 35 узлов, а 28 км - 23 узла. Эта модель была разработана компанией "AEG-Телефункен" для подводных лодок типа "205" и "206", а также ракетных катеров типа "142" и "143" военно-морского флота ФРГ. Почти такие же тактико-технические характеристики (ТТХ) имеет и торпеда SST 4 той же компании. Вместе с подводными лодками типа "209" эти модели продаются различным странам НАТО и Южной Америки. Впоследствии на базе торпеды "Seal" была разработана торпеда SUT для использования как против надводных кораблей, так и против подлодок.

Германские двухцелевые торпеды нового поколения Seehecht DМ 2 А4 (вариант на экспорт - Seahake mod. 4), разработанные фирмой Аtlаs Еlеktrоnik, явились развитием предыдущих торпед DМ 2 А3, принятых на вооружение в начале 1990-х годов. Они могут применяться как подлодками, так и надводными кораблями и предназначены для использования в мелководных районах и на больших глубинах. В системах управления, наведения, связи, гидроакустики и т.д. широко использованы цифровые технологии. Торпеды также оснащены оптико-волоконной системой управления и связи. Акустическая ГСН с цифровой обработкой сигналов может работать в пассивном и пассивно-активном режимах. Электрическая ЭУ имеет плавное регулирование скорости.

С начала 1960-х годов фирмой Atlas Elektronik были созданы торпеды: Seal DМ 2 А1/SST 4/SUT (разработка - 1960-е годы, производство - с 1970 по 2005 гг.); Sееsсhlаngе 2 DМ1 (разработка - 1960-е годы, производство - с 1970 по 1980 гг.); Seehecht DМ 2 А3 (Seahake) (разработка - 1980-е годы, производство - с 1989 по 2005 гг.); Seehecht DМ 2 А4 (Seahake mod. 4) (разработка - конец 1990-х годов, производство - с 2000 по 2020 гг.).

Первой управляемой по проводам тяжелой торпедой, принятой на вооружение французского ВМФ, стала предназначенная для использования против надводных кораблей с подводных лодок модель F17, имеющая массу 1410 кг, из которых 250 кг приходятся на заряд ВВ, при длине торпеды 5914 мм. Она развивает скорость 35 узлов на дистанции 18 км и располагает также пассивной ССН. Флот Франции оснащен также тяжелыми противолодочными торпедами L3, которые могут применяться с надводных кораблей и подводных лодок. Данная модель была создана фирмой "Дирекшн Технико Констракшн Наваль" для уничтожения целей на глубине до 300 м, двигающихся со скоростью до 20 узлов. Торпеда оснащена активной акустической головкой самонаведения АS-3Т и неконтактным электромагнитным взрывателем. Для использования с самолетов, вертолетов и в противолодочных ракетах "Малафон" применяется 533-мм электрическая торпеда L4, длина которой составляет 3130 мм (с парашютным модулем), масса - 540 кг, в т.ч. 104 кг приходится на заряд ВВ, скорость - 30 узлов на дистанции 5,5 км. После входа в воду L4 описывает круги, пока активная акустическая ГСН не обнаружит цель. После модернизации была повышена эффективность этой модели на мелководье. Наиболее современной из серии L является 533-мм электрическая торпеда L5 с зарядом ВВ массой 150 кг, имеющая четыре модификации. Первая из них, Mod 1 (масса 1000 кг) - противолодочная и противокорабельная - предназначена для действий с надводных кораблей; вторая, Mod 3, более тяжелая (масса 1300 кг), для использования с подводных лодок: Mod 4 (масса 920 кг) представляет собой противолодочный вариант для надводных кораблей; многоцелевой вариант Mod 4P (масса 930 кг) разработан на экспорт.

В Италии основным поставщиком торпед является фирма Whitehead Motofides. В наше время на вооружении итальянского флота имеются торпеды этой фирмы моделей А 184 и А 244. Противокорабельная и противолодочная тяжелая торпеда с электрическим двигателем А 184 управляется по проводам. Расстояние 10 км она преодолевает со скоростью 36 узлов, а 25 км - 24-узловым ходом. Источником питания ЭСУ служит серебряно-цинковая батарея. Торпеда А 184 на пассивной стадии наведения идет на низкой скорости, а на последнем отрезке атаки скорость возрастает. На заключительном этапе атаки управление торпедой по курсу и глубине осуществляет панорамная активно-пассивная акустическая ГСН. Легкая торпеда А 244 калибра 324 мм также имеет электродвигатель. Длина ее составляет 2700 мм, масса - 221 кг, в т.ч. 34 кг - заряд ВВ; ее дальность хода - 6,5 км на скорости 30 узлов. Вначале эта модель оснащалась ГСН AG 70 Selenia, но на более поздней ее модификации А 244S появилась улучшенная ГСН СIАСIО-S, которая реализует активно-пассивное наведение, дающее возможность обнаружения различий между настоящей целью и ловушками. А 244 и А 244S экспортируются в Индию, Индонезию, Аргентину, Эквадор, Нигерию, Ирак, Венесуэлу, Перу и Ливию. В настоящее время фирма Whitehead Motofides ведет работы по созданию торпеды А 290, обладающей скоростью 50 узлов, и ГСН, предназначенной для модификации А 244S.

Активная деятельность по созданию торпед ведется в Швеции. Для оснащения шведского ВМФ была разработана серия FFV Тр 42 вместо торпед серии Тр 41. Тр 42 явилась базовой модификацией для нескольких видов легких торпед. Модель Тр 422 принята на вооружение ВМФ Швеции в 1983 г. для применения с вертолетов ПЛО "Боинг-Вертол 107". Она отличается от западных легких торпед тем, что наводится по проводам после сброса с носителя. Наведение на последней стадии атаки осуществляется шумопеленгаторным устройством. Торпеда имеет два взрывателя: контактный и неконтактный. Источником питания ЭСУ является серебряно-цинковая батарея. Калибр торпеды 400 мм, она проходит 10 км на скорости 25 узлов, а 20 км - 15 узлов. Для использования с надводных кораблей и подлодок против подводных лодок разработана модель Тр 423 с аналогичными ТТХ. На базе Тр 422/423 создана экспортная модель Тр 427, имеющая отличия в системе наведения с другой ГАС и взрывателях. Усовершенствованный образец торпеды Тр 422 поступил на вооружение шведского флота в 1987 г. под шифром Тр 432. При создании этой модели были использованы цифровые микропроцессорные приборы наведения. Новая главная ЭУ дает возможность выбора из трех скоростей - 15, 25 или 35 узлов на дистанции 30, 20 или 10 км, а увеличенная длина кабеля наведения позволила на 33 % поднять дальнобойность на самом тихоходном режиме движения.

Для действий против надводных кораблей шведский флот в 1967 г. получил тяжелые управляемые торпеды FFV Тр 61 без самонаведения на последнем отрезке атаки с использованием надводными кораблями, подводными лодками и береговыми батареями. Эти 533-мм торпеды длиной 7025 мм имели массу 1796 кг, из них 250 кг - заряд ВВ. Дальность хода их составляла 20 км на скорости 45 узлов. На ее базе была разработана модель Тр 613 с дальностью хода 30 км и ГСН на последнем участке траектории. Управление торпедой осуществлялось с помощью бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), которая могла вести ее к точке начала поиска даже в случае повреждения кабеля наведения. При этом дальность хода этой модели в 3...5 раз превышала дальность современных ей электрических торпед с такой же скоростью. Вариант для экспорта под шифром Тр 617 отличался от Тр 613 программным обеспечением ГАС и системой неконтактных взрывателей.

Одной из основных стран-производителей торпед считается Великобритания. В 1959 г. была начата разработка тяжелой торпеды Mk 24 Tigerfish. К 1970 г. стало понятно, что силами флота этот проект не может быть осилен, и в 1972 г. фирма Marcony получила заказ на создание этого оружия. Первый его вариант Tigerfish Mоd 0 флот получил в 1974 г. с боевой эффективностью меньше ожидаемой. Лишь после длительной доработки эта торпеда была принята в 1979 г. на вооружение. В 1972 г. фирма начала разработку улучшенного варианта Мk 24 Моd 1, но из-за технических трудностей сумела сдать его в ограниченную эксплуатацию лишь в середине 1978 г. К 1981 г. фирма подготовила достаточное комплектов для проведения модернизации изготовленных ранее образцов Моd 0 до уровня Моd 1. Торпеда Тigеrfish была создана для подводных лодок против подводных (Mod 0 и 1) и надводных (Mod 1) целей. Калибр ее составляет 533 мм, длина - 6464 мм, масса - 1547 кг, из которых 134 кг - заряд ВВ. Она преодолевает 13 км со скоростью 35 узлов, а 21 км - 24 узла и управляется на начальном этапе по проводам, идущим от торпеды, по данным шумопеленгатора подводной лодки. На последнем отрезке траектории управление осуществляет собственная активно-пассивная акустическая ГСН. Состоит на вооружении ВМФ Великобритании и Бразилии.

Другим образцом тяжелой торпеды указанной выше фирмы является разработанная по заданию морского штаба Spearfish калибра 533 мм, предназначенная для борьбы с новыми подводными лодками России. Новая газотурбинная установка (ГТУ) Sundstreand 21ТР01 обеспечивает скорость более 60 узлов на дистанции 24 км. Масса торпеды составляет 1996 кг, в т.ч. заряд ВВ - 249 кг. Боевая часть - направленного взрыва. Боевые возможности этой торпеды увеличивает БЦВМ, которая оптимизирует ее наведение.

Фирмой Marcony была разработана легкая торпеда Sting Ray калибром 324 мм, имеющая массу 267 кг, из которых 35 кг приходятся на заряд ВВ, преодолевает 11 км со скоростью 45 узлов. Эта противолодочная торпеда предназначена для использования с вертолетов, самолетов и надводных кораблей и содержит много технических новшеств, а уникальная ССН позволяет успешно использовать ее и на мелководье, и на глубине с практически одинаково высокой вероятностью попадания в цель одиночной торпедой. Данный образец также снабжен БЦВМ, соединенной с многорежимной многолучевой активно-пассивной ГАС. Двигатель - водометный с электроприводом и батареей, активированной морской водой.

(Окончание следует).