БУДУЩЕЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ САПР ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ Для современной промышленности требуется переоснащение рабочих мест специалистов-производственников с учетом развивающихся возможностей вычислительной техники и систем автоматизированного проектирования. При этом острейшей проблемой современной промышленности является использование лицензионных программных продуктов. Но с решением этой проблемы встает другая, требующая гораздо больших затрат: необходимы подготовленные специалисты, владеющие компьютерными технологиями. В Московском авиационном институте на факультете "Двигатели летальных аппаратов" к вопросам IT-подготовки будущих авиационных инженеров отношение особое - там создан Учебно-научный центр коллективного пользования (УНЦ КП). На его базе отрабатываются решения, которые предполагается распространить на факультет и институт в целом. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает более полное представление о законах, которым подчиняются рабочие процессы в устройствах, о методах проектирования и производства деталей и узлов. В институте ведутся распределенные проекты, основанные на задачах промышленности (выполняются на базе регионального вычислительного центра 2-го факультета по заказам ММП им. Чернышева, НПЦ ЛКТ и др.), в рамках которых происходит отработка типовых рабочих мест (АРМов), проводится накопление базы знаний (архивы выполненных проектов, научно-методическая литература и др.). Одним из направлений деятельности УНЦ КП является так называемый Mechanical Engineering (ME), включающий технологии развития в CAD/CAM/CAE/PLM областях авиационного двигателестроения и вспомогательного оборудования, транспорта и общего машиностроения. Эта технология подразумевают решение задач промышленности с использованием возможностей CAD/CAM/CAE-систем. Для успешного решения задач, для совершенствования функционирования и развития системы в целом требуется тесное взаимодействие как с разработчиками программных продуктов, так и с предприятиями отрасли. На факультете активно используются продукты компании АСКОН для выполнения работ по заказам промышленности. На первом курсе в процессе вычислительной практики студенты знакомятся с основами проектирования конструкций и выполняют индивидуальные задания по курсу "Практические занятия в системе КОМПАС-3D". На производственной практике второго курса студенты знакомятся с возможностями использования компьютерной техники на основном и вспомогательном производствах. На базе PDM-решения ЛОЦМАН:PLM компании АСКОН студенты получают представления о системах управления жизненным циклом изделия. Технологическая практика третьекурсников предполагает изучение методов проектирования заготовок и определение припусков на обработку, проектирование технологических процессов (КОМПАС-АВТОПРОЕКТ), ознакомление с методами и программами изготовления деталей на станках с ЧПУ. На основе результатов практик лучшим студентам предоставляется возможность дальнейшего профессионального совершенствования в различных проектах. Например, студентами третьего-четвертого курса была выполнена работа по проектированию капсулы для изготовления опоры турбины ГТД методом порошковой металлургии. Работа выполнялась по заказу ММП им. В.В. Чернышева для исследования возможностей порошковой металлургии при производстве ГТД. Комплект конструкторской документации был оформлен с использованием возможностей программного продукта компании АСКОН КОМПАС-график. Еще в одном проекте - "Создание архива электронной документации на двигатель РД-1700 и узлы двигателя РД-33" - по требованию заказчика производилось моделирование деталей и узлов в системе Unigraphics, при этом с полученных 3D-моделей снимались виды, делались необходимые разрезы и сечения, которые через формат DWG передавались в КОМПАС и оформлялись по ЕСКД. Следующая работа - "Перевыпуск КД на технологические установки" - является основным учебным проектом, через участие в нем прошло около 50 человек, сделан комплект документации на 19 установок. По документации, предоставленной заказчиком, строится трехмерная модель, комплект документации на которую формируется с помощью КОМПАС. В проекте по проектированию и производству оснастки для изготовления лопатки газотурбинного двигателя на станке с ЧПУ была создана 3D-модель приспособления (в КОМПАС 3D), проведены прочностные расчеты (Ansys Workbench). При производстве приспособления (цанговый зажим) для обеспечения требуемой точности применялся метод электроэрозионной обработки, а для написания программы обработки была использована 3D-модель зажима. Для контроля точности изготовления была использована контрольно-измерительная машина Wenzel. Контроль производится по имеющейся 3D-модели. Очередной проект был связан с управлением инженерными данными. В ЛОЦМАН:PLM создана архивная база по технологическим установкам. Основной задачей студента является успешное усвоение курсов, предусмотренных основной учебной программой, а дополнительное образование, которое он получает в результате участия в проектах УНЦ КП, позволяет не только расширить его кругозор, но и существенно повысить качество усвоения основного курса обучения благодаря использованию компьютерных технологий. Приведем несколько примеров: Курсовой проект по дисциплине "Детали машин и основы конструирования" содержит в себе как прочностной расчет, так и кинематический. На этапе кинематического расчета (по методике кафедры) применяются такие системы как Maple, MathCAD, что позволяет быстро производить пересчеты для нахождения оптимального результата. Комплексный курсовой проект по дисциплине "Конструкция и расчет плазменных ускорителей", выполняемый в течение трех семестров студентами 4-5 курсов, предполагает разработку конструкции, расчет характеристик ДУ и прочностные расчеты основных напряженных элементов. На этапе расчета параметров ДУ применяются Maple и MathCAD, а разработка конструкции и оформление документации проводится в КОМПАС-3D. Масштабная социальная программа поддержки образования, проводимая компанией АСКОН с 1992 г., оказала огромное влияние на формирование кадрового потенциала промышленности. Вузам предоставляются льготные условия
университетской лицензии на следующие виды ПО: КОМПАС, ЛОЦМАН: PML,
ВЕРТИКАЛЬ, которые необходимы при изучении курсов "Инженерная и
компьютерная графика", "Детали машин", "Техническая
механика", "Технология машиностроения", САПР, других
специальных дисциплин, а также при курсовом и дипломном проектировании. С 2003 г. АСКОН проводит международный студенческий конкурс "Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования" - одно из самых известных в России и СНГ соревнований, где будущие инженеры могут продемонстрировать свои знания и способности. Цель конкурса - дать студентам представление о том, каких результатов можно добиться, используя программное обеспечение АСКОН, а также определить, выделить и наградить самых талантливых. За 5 лет проведения конкурса его участниками стали 90 учебных заведений и 430 студентов. На конкурс обращают внимание профессионалы - руководители конструкторских подразделений предприятий, использующих продукты АСКОН. Таланты нужны всем! "Летняя школа АСКОН" - масштабная инициатива по обучению преподавателей технологиям автоматизированного проектирования. В течение лета проводятся бесплатные учебные курсы по КОМПАС-3D. В 2007 г. обучение прошло в 14 городах России, Украины, Казахстана и Узбекистана. Выпускниками стали 160 преподавателей из 67 учебных заведений. Вся география образовательной программы АСКОН - это Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. 800 учебных заведений используют профессиональное программное обеспечение в обучении и научных исследованиях. 30 тысяч лицензионных копий системы трехмерного моделирования КОМПАС-3D установлено в учебных аудиториях. Молодые инженеры приходят на предприятия
со знанием программного обеспечения АСКОН, которое зачастую используется
самими предприятиями нелегально. Использование нелицензионных программ
наносит колоссальный экономический ущерб государству. Александр Голиков, председатель совета директоров Группы компаний АСКОН, считает, что пиратство в России во многом является следствием недостатка финансовых средств на развитие. "Предприятиям было просто необходимо время, чтобы пережить резкий спад производства, встать на ноги, - говорит он. - Поэтому мы никогда жестко не "прессовали" своих заказчиков. Просто ведем разъяснили работу, объясняем, что без технической поддержки и качественного сервиса им не обойтись". При работе со своими заказчиками АСКОН ставит во главу угла "принципы доверия и открытости во взаимоотношениях" и считает, что принятие решение о лицензировании - это первый шаг на пути выстраивания согласованной ИТ-политики предприятия, а вклад в систему образования - еще один из кирпичиков для построения цивилизованной ИТ-отрасли. Статья подготовлена студентами МАИ
| ||