НИОКР КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ Юрий Сергеевич Елисеев, 19 ноября 2007 года на базе ФГУП "ММПП "Салют" председатель правительства РФ В.А. Зубков провел совещание по вопросам развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в машиностроении, в котором приняли участие министры и заместители министров, директоры департаментов, руководители Федеральных агентств, представители финансовых и венчурных структур. В работе совещания принял участие генеральный директор завода "Салют" Ю.С. Елисеев. Перед совещанием В.А. Зубков ознакомился с оснащением основных цехов предприятия и выпускаемой газотурбинной техникой военного и гражданского назначения. Генеральный директор Ю.С. Елисеев проинформировал главу правительства о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, направленных на создание перспективных газотурбинных двигателей, в том числе двигателя пятого поколения. Открывая совещание, В.А. Зубков отметил, что "инновационный путь развития экономики России возможен только в условиях тесной интеграции государства, науки и производства. Процесс формирования инновационной системы начался три года назад. За это время создана нормативно-правовая база, принят ряд решений правительства по данному вопросу. Одним из инструментов государственной поддержки инновационного развития промышленности является механизм софинансирования перспективных НИОКР в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Сегодня эти программы действуют во многих отраслях промышленности, науки, образования. Однако практическая реализация идет невысокими темпами". Далее председатель правительства назвал одной из причин медленного выполнения НИОКР практическое отсутствие средств, поступающих из внебюджетных источников. Между тем, объем таких средств должен быть приблизительно равен объему бюджетного финансирования (по словам присутствовавшего на совещании министра промышленности и энергетики В.Б. Христенко, софинансирование ФЦП, обеспечивающих национальную безопасность, должно обеспечивать соотношение: 50 % - средства предприятия и 50 % - государственные средства, и даже 40 на 60 % и более; но только в том случае, если НИОКР выполнены в полном объеме и получены положительные результаты). Для ФЦП "Национальная технологическая база", рассчитанной на 2007-2011 гг., в 2007 г. предусматривалось поступление из внебюджетных источников средств в объеме 4,9 млрд руб., а реально за девять месяцев 2007 г. получено всего 0,5 млрд руб. Еще хуже обстоят дела с ФЦП по гражданской авиационной технике на 2002-2010 гг.: должно было поступить 8 млрд руб., а реально получено всего 4 % от необходимой суммы. В отличие от многих предприятий машиностроительной отрасли ММПП "Салют" выделяет на выполнение НИОКР значительные средства из прибыли, что позволило этому предприятию выпускать конкурентоспособную продукцию как для российского, так и для международного рынков. И это, как заметил председатель правительства, хороший пример для других предприятий. Действительно, на ММПП "Салют" научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам уделяется особое внимание и на их проведение выделяются значительные суммы. Генеральный директор Ю.С. Елисеев особо подчеркнул, что за последние пять лет предприятие затратило около 4,5 млрд рублей на НИОКР (из которых только 220 млн рублей, т.е. 4,9 % были получены из федерального бюджета) и 6,4 млрд рублей из собственных средств на техническое перевооружение. По существу, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами на заводе "Салют" занимались всегда. Все до единого двигатели, осваивавшиеся заводом, требовали соответствующей доводки. Так, в ходе подготовки к производству двигателя АЛ-31Ф в начале восьмидесятых годов прошлого века практически каждая деталь двигателя, изготовленная на заводе, после проведения испытаний подвергалась конструктивному или технологическому изменению. Созданная экспериментальная база позволила в трудные годы перестройки осуществить для китайских заказчиков модернизацию АЛ-31Ф и, используя полученные финансовые резервы, начать полномасштабное техническое перевооружение предприятия и проведение НИОКР с целью дальнейшей модернизации уже выпускаемых двигателей и создания новых модификаций. Достижению высокого научно-технического уровня на предприятии способствовала структурная перестройка, в результате которой к настоящему времени сформирован научно-технический комплекс, состоящий из десяти конструкторских бюро и отделов и девяти научно-технических и научно-производственных центров, Научно-исследовательского института двигателестроения (НИИД), Института целевой подготовки специалистов (ИЦПС), Бюро координации научно-технических разработок (БКНТР). Предприятие ориентируется на два основных направления дальнейшего развития: объединение под единым руководством всего спектра работ по жизненному циклу двигателей; совместную разработку и производство изделий с другими предприятиями-разработчиками ГТД. В соответствии с первым направлением развития на "Салюте" организовано ОМКБ "Горизонт" - подразделение, способное разрабатывать индустриальные и транспортные газотурбинные двигатели. На предприятии сформировался структурный комплекс, подразделения которого могут выполнять всю совокупность работ, соответствующих жизненному циклу газотурбинного двигателя и индустриальных энергетических установок - проектирование, производство, обслуживание и ремонт в период эксплуатации. Авиационное двигателестроение относится к наукоемкому виду продукции, характеризуется разнообразием и сложностью технологических процессов, применением новых конструкционных и функциональных материалов, непрерывным повышением требований к качеству, надежности, ресурсу изделий. Выполнение этих требований невозможно без проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для проведения этих работ ММПП "Салют" обладает уникальным производственным и опытно-экспериментальным оборудованием, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации. На предприятии трудятся 14 работников, имеющих ученую степень доктора технических наук, и 106 кандидатов технических наук, 14 профессоров и доцентов. Одной из форм успешной научно-исследовательской работы предприятия является учеба части специалистов в аспирантуре. Темы работ аспирантов тесно увязаны с научными исследованиями, проводимыми на предприятии. В настоящее время 27 сотрудников предприятия являются аспирантами таких технических университетов, в том числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАТИ им. К.Э. Циолковского, МИФИ, МАИ, МАМИ, МГИСиС, "Станкина", а также Московского государственного университета приборостроения и информатики и МГУ им. М.В. Ломоносова. Некоторые аспиранты выполняют работы в ОИВТ РАН, Всероссийском научно-исследовательском и испытательном институте медицинской техники. В 2002-2007 гг. трем сотрудникам предприятия присвоены ученые степени докторов технических наук и еще трем - ученые степени кандидатов технических наук, что соответствует уровню крупного научного центра. Внедрение результатов исследований в практику позволяет предприятию выпускать продукцию высокого качества, иметь высокую репутацию у заказчиков и партнеров по совместной деятельности. Высокий экспортный потенциал предприятия подтверждается долгосрочными контрактами на поставку, ремонт и обслуживание основной продукции в различных странах (Китай, Индия, Индонезия, Швейцария, Эфиопия и т.д.). Предприятие участвует во всех профильных российских и международных выставках. В 2007 г. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на предприятии были направлены на: модернизацию существующих и освоение новых изделий; исследование и разработку новых технологий; разработку и применение новых материалов; контроль, диагностику и измерения. Программа модернизации существующих и освоение новых изделий включает ряд крупных работ, в частности, разработку: двигателя 99М1С; турбовинтового двигателя ТВ-500С мощностью 630 л.с.; двигателя АЛ-31Ф серии 30С для модернизации самолета МиГ-27 и другие работы. Основные направления исследований и разработки новых технологий были связаны с: литейным производством; обработкой металлов давлением; механической обработкой; химической, термической и СВЧ-обработкой и др.
Цикл работ по разработке и применению новых материалов направлен на: исследование составов и способов нанесения теплоизолирующего покрытия на наружную поверхность выходного патрубка, диска турбины изделия ГТД-20С; разработку высокотеплостойких ремонтных материалов; исследование и разработку оборудования из композиционного материала для створок изд. 99 на основе карбида кремния с рабочей температурой до 1400 °С; создание различных видов подшипников, в том числе высокотемпературных на основе карбида кремния. Цикл работ по контролю, диагностике и измерениям включает: совершенствование метода и модернизация средств контроля остаточных напряжений на деталях ГТД; освоение неразрушающих методов контроля остаточных напряжений; усовершенствование программного обеспечения и системы измерения пазов в кольцах направляющих аппаратов компрессора; проведение исследований по очистке выбросов энергоустановок от NOx и др. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводятся в подразделениях предприятия с привлечением ведущих специалистов сторонних организаций: институтов академии наук РФ: ИВТАН (Москва), ИПХФ РАН (Черноголовка), ИСМАН (Черноголовка), ИПСМ (Уфа), ИХА РАН им. Н.Н. Семенова; высших учебных заведений, в том числе с МАИ, МГТУ им. Баумана, "Станкина", Омского государственного университета, ХАИ, МАТИ им. К.Э. Циолковского, МИСИС; конструкторских бюро и других организаций, в том числе с НПО "ЭГА", "Булат", НИТМ, НИИТОЧМАШ, Физического института РАН (Обнинск), РНЦ "Курчатовский институт", "ЭКОТЕХПРОМ" (Москва), ЦКБ "Лазурит" (Н. Новгород), ФГУП "ОНПП "Технология" (Обнинск), ВТИ (Москва), "Газпроммаш", ОАО "Электромеханика" (Ржев) и др. Финансирование научно-технической деятельности осуществляется целевым порядком по соответствующим конкретным научно-техническим программам, отражаемым в ежегодном плане научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, который утверждается научно-техническим советом ФГУП "ММПП "Салют". Причем суммы выделяемых средств с каждым годом возрастают: так в 2002 г. на эти цели было затрачено 667 млн руб., а в 2006 г. - 1150 млн руб. Финансирование осуществляется преимущественно за счет прибыли предприятия. Хотя разработка столь высокотехнологичного и наукоемкого продукта как авиадвигатель требует значительно больших финансовых затрат, а при создании принципиально новых военных двигателей - более существенной поддержки федерального бюджета. В результате проведенных исследований получен ряд оригинальных решений наиболее актуальных проблем технологии производства современных двигателей. Так, наиболее сложным элементом ГТД является турбинная лопатка. Для создания лопатки, способной работать при высоких теплонапряженных режимах, на "Салюте" проводятся научно-исследовательские работы по различным направлениям, в том числе: литью по выплавляемым моделям, литью лопаток с направленной и монокристальной структурой, газостатической обработке лопаток и нанесению на них многокомпонентных защитных покрытий, изготовлению керамических стержней на основе материалов, полученных методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза, разработке новых составов модельной массы и др. И это далеко не полный перечень проводимых работ только по турбинной лопатке. Одновременно проводятся поисковые работы по камерам сгорания, компрессорам, реактивному соплу с изменяемым вектором тяги, системам регулирования и многому другому. Параллельно создаются высокоэкономичные энергетические установки различного назначения от транспортных ГТУ мощностью 380…1000 кВт до энергетических ПГУ мощностью 60…500 МВт. Для претворения этих замыслов в жизнь требуется не только производство, лаборатории и КБ, оснащенные самым современным оборудованием. Необходимы также специалисты, способные конструировать новую технику, разрабатывать новые технологии, а также высококвалифицированные рабочие. Именно поэтому на "Салюте" уделяется громадное внимание подбору, обучению и расстановке кадров. Для выполнения задачи подготовки квалифицированного персонала на ФГУП "ММПП "Салют" создана и задействована система подготовки и повышения квалификации кадров, реализуемая заводским Институтом целевой подготовки специалистов. Повышение квалификации персонала предприятия базируется на системе непрерывного профессионального образования. Важное место в этой работе отводится подготовке специалистов по информационным технологиям. Стимулирование научно-технической деятельности
на предприятии осуществляется путем ежемесячной доплаты сотрудникам,
имеющим ученые степени: кандидаты наук получают 3 тыс. рублей к основному
заработку, а доктора наук - 7 тыс. рублей. Количество конференций, симпозиумов, съездов и других мероприятий, в которых ежегодно принимали участие специалисты завода, увеличилось с десяти в 2002 г. до шестнадцати в 2006 г. Высокий научный уровень сотрудников предприятия позволил за последние пять лет подготовить и выпустить в свет 10 монографий и учебных пособий. Непрерывная научно-исследовательская работа, направленная на совершенствование газотурбинных двигателей, позволила предприятию выйти на принципиально новый уровень, получивший высокую оценку в распоряжении правительства Российской Федерации о присвоении "Салюту" статуса Федерального научно-производственного центра. В 2006 г. этот статус вновь был подтвержден. Среди государственных предприятий авиационной отрасли ММПП "Салют" является единственным обладателем этого статуса, что свидетельствует о его высоком производственном и научно-техническом уровне деятельности. Закономерным итогом плодотворной работы "Салюта" в этом направлении явился Указ Президента РФ В.В. Путина от 11 августа 2007 г. № 239 о создании на базе ФГУП "ММПП "Салют" интегрированной структуры с новым названием "Федеральный научно-производственный центр газотурбостроения "Салют". Хотелось бы надеяться, что правительству
удастся уделить большее внимание и оказать действенную помощь предприятиям
оборонно-промышленного комплекса в выполнении ими научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ.
| ||||