Поиск по сайту


ОКБ ТУПОЛЕВА НА БЛАГО РОССИИ

22 октября 2007 г. отмечается 85-летие со дня образования конструкторского бюро А.Н. Туполева, созданного одним из самых известных в мире авиаконструктором и организатором авиационной промышленности Андреем Николаевичем Туполевым.

За годы существования КБ разработало около 300 проектов различных типов летательных аппаратов, аэросаней и малых судов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Многие образцы самолетов, созданных в туполевском КБ, становились своеобразными визитными карточками отечественной авиации.

В начале тридцатых годов мировую известность получили гигантские по тем временам тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 конструкции Туполева, оснащенные двигателями М-17 (позднее - АМ-34). В числе первых отечественных боевых самолетов столкнулся в небе Испании с германскими и итальянскими истребителями знаменитый скоростной бомбардировщик СБ с моторами М-100, получивший в этой стране наименование "Катюша". Широкую известность во всем мире получили самолеты АНТ-25 с моторами АМ-34, на которых экипажи В.П. Чкалова и М.М. Громова в 1937 г. совершили беспосадочные перелеты в США через Северный полюс.

В годы Великой Отечественной войны наши пилоты высоко оценивали фронтовой бомбардировщик и разведчик Ту-2, оснащенный двумя моторами АШ-82Ф. Во второй половине сороковых годов минувшего столетия коллектив туполевцев разработал первый отечественный носитель ядерного оружия - тяжелый бомбардировщик Ту-4 с двигателями АШ-73ТК. Еще более грозными машинами стали первые туполевские реактивные самолеты - фронтовой бомбардировщик-торпедоносец Ту-14 с реактивными двигателями ВК-1 и дальний бомбардировщик Ту-16 с парой самых мощных в то время в мире ГТД типа АМ-3.

Следующим шагом конструкторского бюро на пути к созданию военно-стратегического паритета между СССР и США явился уникальный стратегический бомбардировщик Ту-95, для которого были созданы невиданные по мощности турбовинтовые двигатели НК-12. Переход к сверхзвуковым скоростям ознаменовался появлением дальнего бомбардировщика Ту-22 с двигателями ВД-7, установленными необычно - по бокам киля. Тогда же, в начале шестидесятых годов создавался дальний перехватчик Ту-128 с двумя двигателями АЛ-7Ф. До появления более совершенных машин следующего поколения авиационные полки, оснащенные такими самолетами, надежно прикрывали наши северные границы.

В настоящее время на вооружении 37 ВА ВГК - наследницы Дальней авиации - имеются многорежимные дальние бомбардировщики Ту-22М3 с двигателями НК-25, стратегические ракетоносцы Ту-160 (четыре двигателя НК-32) и Ту-95МС (четыре двигателя НК-12МВ).

Еще до Великой Отечественной войны туполевским КБ были выпушены пассажирские и почтовые самолеты АНТ-35, ПС-40 и ПС-41, созданные на основе бомбардировщика СБ. Всю вторую половину ХХ века в "Аэрофлоте" и ряде зарубежных компаний наиболее массовыми машинами были именно самолеты с маркой "Ту". Первым в этом ряду стал магистральный пассажирский лайнер Ту-104 с двигателями АМ-3. Успех первых туполевских реактивных машин стимулировал появление ближнемагистральных самолетов Ту-124 с двухконтурным ГТД Д-20, а позднее - Ту-134 с двигателями Д-30. В шестидесятых годах прошлого века в ОКБ был разработан среднемагистральный Ту-154, пришедший на смену отечественным реактивным пассажирским самолетам первого поколения Ту-104, Ил-18 и Ан-10. При создании первого отечественного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144 конструкторам ОКБ пришлось решить ряд сложнейших научно-технических задач. Накопленный опыт позволил в свое время разработать весьма совершенные сверхзвуковые боевые комплексы Ту-22М и Ту-160, а их существование явилось надежным фундаментом при проектировании пассажирских самолетов второго поколения (СПС-2).

ОАО "Туполев" разработало не имеющие мировых аналогов технологии использования сжиженного природного газа и водорода для двигателей.

В последнее время ОАО "Туполев" провело большой объем работ по развитию семейства магистральных самолетов Ту-204/214. В настоящее время в серийном производстве и в эксплуатации находятся сертифицированные среднемагистральные пассажирские самолеты Ту-204-100 и Ту-214 с отечественными двигателями ПС-90А, а также Ту-204-120 с британскими двигателями и их грузовые модификации - Ту-204С и Ту-204-120С. В 2005 г. был получен сертификат типа на средне-дальнемагистральный самолет Ту-204-300. В ближайшие годы ОАО "Туполев" предполагает передать в серийное производство и эксплуатацию улучшенные версии самолетов Ту-204-100СМ и Ту-204-300СМ.

С учетом требований зарубежных заказчиков подготовлены новые варианты грузовых самолетов семейства Ту-204/214 - Ту-204-120СЕ и Ту-204СЕ. Ту-204-120СЕ в 2007 г. получил сертификат Китайской Народной Республики и начинаются его поставки в КНР. В этом же году начались поставки самолетов Ту-204СЕ на Кубу.

В настоящее время разворачивается серийное производство сертифицированного в 2003 г. ближнемагистрального пассажирского самолета Ту-334-100 с двигателями Д-436Т-1, которые будут производиться совместно российскими и украинскими авиамоторными заводами.

Сегодня коллектив ОАО "Туполев" продолжает работать над новыми самыми передовыми проектами - как в области гражданской, так и военной авиации, используя на благо России свой без малого столетний опыт и мощный научно-технический потенциал.