Поиск по сайту


ПОДВОДНЫЙ УДАР

Сергей Леонидович Мальчиков

(Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-3 - 2007 )

В первой половине ХХ века постоянно возрастали масштабы военных действий на море. Если в русско-японской войне с обеих сторон действовало 177 кораблей, то в Первой мировой войне принимали участие около 3000 кораблей всех воюющих стран, а во Второй мировой войне - более 4000 кораблей различных типов и классов. Соответственно росли и потери, которые в русско-японской войне составили 65 кораблей (37 %), в Первой мировой войне - 1254 (42 %). Во Второй мировой войне погибло 2018 кораблей (50 %). Примерно такими же темпами возрастали масштабы применения торпедного оружия (263 - в русско-японской войне, 15000 - в Первой мировой войне, 30000 - во Второй мировой войне). Подводными лодками было израсходовано 14748 торпед, самолетами-торпедоносцами - 4919.

За два десятилетия между мировыми войнами тактико-технические характеристики торпедного оружия были значительно улучшены и в годы Второй мировой войны торпеды стали основным видом оружия флотов. Оно использовалось подводными лодками, морской авиацией, торпедными катерами и другими видами надводных кораблей практически на всех театрах военных действий. Наиболее значительных успехов добились подводные лодки Германии, США, Англии, Японии и Италии, потопившие 320 надводных боевых кораблей, в том числе три линкора, 20 авианосцев, 32 крейсера, 122 эскадренных миноносца и т.д., а также 75 подводных лодок. Однако главным достижением подводников воюющих стран явилось потопление нескольких тысяч торговых судов и транспортов. За 1939-1945 гг. от действий подводных лодок общие потери тоннажа транспортных судов составили около 22 млн брт.

Особенно большие потери были нанесены торговому флоту Великобритании, которая полностью зависела от морских перевозок.
По сравнению с Первой мировой войной суммарный тоннаж кораблей и судов, потопленных подводными лодками, возрос почти на 60 %, однако тоннаж, приходящийся в среднем на одну потопленную подводную лодку, сократился почти в два раза и составил примерно пять потопленных транспортных судов общим водоизмещением около 20000 брт. В боевых действиях участвовали 1978 подводных лодок Великобритании, США, Германии, Италии и Японии, из них были потоплены 1123, т.е. более половины, что говорит об улучшении организации противолодочной обороны за годы Второй мировой войны.

Несмотря на то, что Первая мировая война показала значительную роль подводных лодок в вооруженной борьбе на море, практически все государства-участники Второй мировой войны не имели стратегии применения подводных сил с учетом сильных и слабых сторон имеющихся подводных лодок. При этом ни одно из государств, осуществлявших в ходе войны крупные переброски сил морским путем, не было готово к битве с подводным флотом предполагаемого противника.

Фашистская Германия, развязавшая Вторую мировую войну, имела к ее началу 57 подводных лодок, из которых лишь 27 были водоизмещением от 500 до 750 тонн и могли действовать в открытом океане на значительном расстоянии от мест базирования. С 19 по 21 августа 1939 г., т.е. еще до начала войны, на северо-западных и юго-западных подходах к Британским островам, а также на путях движения английских торговых судов вдоль побережья Великобритании и около баз военно-морского флота было развернуто 18 немецких подводных лодок.

Получив известие о вступлении Англии в войну, 4 сентября 1939 г. немецкая подводная лодка U-30 потопила английский пассажирский лайнер "Атения" водоизмещением 13,5 тыс. тонн, который направлялся из Ливерпуля в Канаду. При этом погибли 112 человек. С начала октября 1939 г. немецкие подводники стали топить без предупреждения каждое вооруженное транспортное судно, а с августа 1940 г. подводный флот Германии перешел к неограниченной подводной войне. Первое время подводные лодки действовали в одиночку, занимая позиции на подходах к базам и портам, либо крейсируя на путях сообщений вдали от побережья. Лодки выходили в атаку под перископом преимущественно в светлое время суток, реже - ночью. Однако захват хорошо оборудованных баз на севере Франции (Сен-Назер, Брест, Лориан и др.), надежно защищенных с моря и с воздуха, а также высокие темпы строительства подводных лодок (за время войны была построена 1131 подлодка) позволили с осени 1940 г. начать применение разработанной командующим немецким подводным флотом К. Деницем тактики "волчьих стай" (Rudel tactik), предусматривающей координацию поиска и атак целей для нанесения массированных ударов по судоходству Англии и морской блокады Британских островов. Подводные лодки располагались на пути прохождения конвоев союзников. При обнаружении конвоя одновременно несколько лодок выходили в атаку, стремясь, в первую очередь, потопить корабли охраны. После этого шло уничтожение оставшихся без прикрытия транспортных судов. Например, в октябре 1940 г. был разгромлен конвой, из 35 судов которого было потоплено 32 общим водоизмещением около 200000 брт.

Атакам немецких подводников подвергались и боевые корабли. Так, 17 сентября 1939 г. в 200 милях к западу от Ирландии подводная лодка U-29 в 6.00 обнаружила английский авианосец "Courageous" водоизмещением 22500 т. Авианосец принимал самолеты, возвращавшиеся после поиска подводных лодок, поэтому шел прямым курсом. Подводная лодка после необходимого маневрирования вышла в точку залпа и в 8.00 выпустила три торпеды, из которых две попали в цель. В воду полетели обломки самолетов, на корабле начался сильный пожар. Через 15 минут авианосец затонул. Из 1260 офицеров и матросов эсминцам охранения удалось спасти только 712 человек. 14 октября того же года подводная лодка U-47 (серия VII B) под командой Г. Прина через пролив Кирк Саунд, имеющий длину 15 миль, проникла в главную базу английского флота Скапа-Флоу (Оркнейские острова), считавшуюся неприступной благодаря мощным заграждениям. Сквозь туман проступали два огромных силуэта. Один из них принадлежал линейному кораблю "Royal Oak", другой - транспорту гидросамолетов "Pegasus". В 0.55 подлодка выпустила четыре торпеды - по две на каждый корабль. Три торпеды прошли мимо, а одна попала в "Royal Oak", в носовой части которого образовалась пробоина размером около 15 м2. Однако водонепроницаемые переборки не позволили линкору затонуть. Пятая торпеда, выстреленная из кормового торпедного аппарата, также прошла мимо. Судьбу линкора решили последние три торпеды, выпущенные подлодкой. Все они попали в цель, вызвав взрыв артиллерийского погреба. Старый корабль перевернулся и через 23 минуты затонул, унеся с собой более 800 человек команды из 1200. Не встретив никакого противодействия, U-47 ушла в море. 14 ноября 1941 г. очередной жертвой немецких подводников стал авианосец "Ark Royal" водоизмещением 22000 т, возвращавшийся с Мальты в Гибралтар. Подводная лодка U-81 в 15.41 выпустила несколько торпед, одна из которых попала в правый борт авианосца. Попытки спасти корабль были безуспешны и в 6.13 следующего дня авианосец пошел на дно в 25 милях от Гибралтара.

Так же, как и в начале Первой мировой войны, Англия оказалась не готова к защите своего морского судоходства от атак подводных лодок противника. Исключением стало плавание в составе конвоев, введенное с первых дней войны. Так, уже 8 сентября 1939 г. первый трансатлантический конвой направился из Англии в канадский порт Галифакс, а 16 сентября вышел конвой из Канады в Англию. Плавания вдоль западного и восточного побережья Англии, а также между английскими портами и Гибралтаром осуществлялись в составе конвоев. Главной задачей конвоев руководство британского адмиралтейства считало борьбу не с подводными лодками противника, а с надводными рейдерами. До 1941 г. в состав сил охранения конвоев из 40-70 транспортов включалось всего несколько боевых кораблей - крейсер и эсминцы, а в начальный период войны и линкоры - именно для противостояния надводным рейдерам. Для защиты судоходства от подводных лодок требовались противолодочные корабли, которых Англии не хватало. В целях противолодочной обороны Англия стала использовать корабли с небольшой дальностью плавания и недостаточной мореходностью. Они встречали торговые суда на расстоянии от 200 до 350 миль от побережья и в составе конвоя шли в порт назначения.

В начале войны на вооружении немецких подводных лодок была парогазовая торпеда G7A, имеющая следующие параметры: объем воздушного резервуара - 676 л, начальное давление в воздушном резервуаре - 200 кг/см2, двигатель - четырехцилиндровый звездообразный, эффективная мощность - 300 л.с., число оборотов в минуту - 1490, дальность - 6000 м при скорости 44 узла, масса ВВ - 300 кг, калибр - 533 мм. Кроме того, подводники располагали торпедой G7E с электрической ЭСУ, калибр которой также был 533 мм, масса ВВ - 300 кг и скорость 30 узлов на дистанции 5000 м. Уже во время войны в Германии шли работы по созданию самонаводящейся торпеды, принятой на вооружение флота в середине 1943 г. Торпеда Т-5 с пассивной акустической системой самонаведения имела скорость 24,5 узла и могла наводиться на корабли, которые шли со скоростью около 12 узлов, а позднее - до 18 узлов. Впервые эта торпеда была применена в пятидневном сражении 18-22 сентября 1943 г. против конвоев ONS.18 и ON.202. При этом были потоплены эскадренный миноносец "Sent Crua", а также корветы "Poliantes" и "Itchen".

Появление самонаводящихся торпед встревожило союзников, которые стали искать способы защиты от этого оружия. Положительно зарекомендовал себя прибор под названием "Фоксер", который при буксировке издавал шум более сильный, чем винты судна, поэтому торпеда наводилась на этот источник звука. Данный прибор мог применяться на скорости не более 15 узлов, что мешало маневрированию кораблей и судов.

Ответным шагом Германии стало создание первой телеуправляемой по проводам торпеды "Лерхе" с кабелем длиной 6000 м и гидрофоном в носовой части. Ее движение к цели корректировалось через систему проводного телеуправления.

Кроме подводных лодок, на морских коммуникациях действовали немецкие торпедные катера - так называемые шнелльботы, основным оружием которых были торпеды. В основном катерами применялись парогазовые прямоходные торпеды G7A (7 - длина в метрах), снабженные обычными контактными взрывателями. Дистанция атаки не превышала 3000 м, поэтому в торпедах устанавливался наивысший скоростной режим. Перед войной велись работы по созданию торпеды G6A для шнелльботов (длина - 6,422 м, общий вес - 1528 кг) со скоростью до 50 уз, но безрезультатно. Также в годы войны было использовано несколько акустических торпед Т5А "Zaunkenig" и маневрирующих тихоходных торпед Т3D "Dackel".

За годы Второй мировой торпедными катерами Германии было потоплено 109 транспортов общим водоизмещением 232809 брт, 11 эсминцев, подводная лодка, 12 десантных кораблей, 22 траулера и ряд других боевых кораблей и катеров других классов.

Во Второй мировой войне воюющими сторонами применялись управляемые человеком торпеды, предназначенные для скрытной атаки кораблей и судов, находящихся в гаванях и на рейдах. Эти торпеды приводились в движение электродвигателями, получавшими питание от аккумуляторных батарей. Они были снабжены устройством для прорезания сетевых заграждений, а также системами для погружения на необходимую глубину (до 30 м) и жизнеобеспечения одного или двух человек во время нахождения под водой.

19 декабря 1941 г. на рейде египетского порта Александрия находились английские линейные корабли "Queen Elizabet" и "Valiant", а также несколько других кораблей и судов. В ночь с 18 на 19 декабря итальянская подводная лодка "Shirea", специально оборудованная для транспортировки управляемых торпед, перед заграждениями порта спустила три таких торпеды и, незамеченная, погрузилась и ушла в свою базу. Экипажи торпед (де ла Пенне и Бьянки, Марчелья и Скергат, Мартеллотта и Марино) следовали дальше самостоятельно. Остановившись возле линии заграждений, они стали искать проход в боно-сетевом заграждении. Заметив три английских эсминца, входящих в порт, три управляемые торпеды вместе с ними проскользнули в гавань. Де ла Пенне, подойдя к линкору "Valiant", прикрепил зарядное отделение торпеды под корпусом корабля, завел часовой механизм и всплыл на поверхность. Марчелья и Скергат установили зарядное отделение своей торпеды под днищем линкора "Queen Elizabet". Третий экипаж установил зарядное отделение торпеды под крупным танкером (около 16000 брт). Все три экипажа попали в плен, но взрывами были выведены из строя до конца войны оба линкора и уничтожен крупный танкер.