ПОДВОДНЫЙ УДАР Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-3 - 2007 ) В первой половине ХХ века постоянно возрастали масштабы военных действий на море. Если в русско-японской войне с обеих сторон действовало 177 кораблей, то в Первой мировой войне принимали участие около 3000 кораблей всех воюющих стран, а во Второй мировой войне - более 4000 кораблей различных типов и классов. Соответственно росли и потери, которые в русско-японской войне составили 65 кораблей (37 %), в Первой мировой войне - 1254 (42 %). Во Второй мировой войне погибло 2018 кораблей (50 %). Примерно такими же темпами возрастали масштабы применения торпедного оружия (263 - в русско-японской войне, 15000 - в Первой мировой войне, 30000 - во Второй мировой войне). Подводными лодками было израсходовано 14748 торпед, самолетами-торпедоносцами - 4919.
Особенно большие потери были нанесены
торговому флоту Великобритании, которая полностью зависела от морских
перевозок. Несмотря на то, что Первая мировая война показала значительную роль подводных лодок в вооруженной борьбе на море, практически все государства-участники Второй мировой войны не имели стратегии применения подводных сил с учетом сильных и слабых сторон имеющихся подводных лодок. При этом ни одно из государств, осуществлявших в ходе войны крупные переброски сил морским путем, не было готово к битве с подводным флотом предполагаемого противника. Фашистская Германия, развязавшая Вторую мировую войну, имела к ее началу 57 подводных лодок, из которых лишь 27 были водоизмещением от 500 до 750 тонн и могли действовать в открытом океане на значительном расстоянии от мест базирования. С 19 по 21 августа 1939 г., т.е. еще до начала войны, на северо-западных и юго-западных подходах к Британским островам, а также на путях движения английских торговых судов вдоль побережья Великобритании и около баз военно-морского флота было развернуто 18 немецких подводных лодок.
Атакам немецких подводников подвергались и боевые корабли. Так, 17 сентября 1939 г. в 200 милях к западу от Ирландии подводная лодка U-29 в 6.00 обнаружила английский авианосец "Courageous" водоизмещением 22500 т. Авианосец принимал самолеты, возвращавшиеся после поиска подводных лодок, поэтому шел прямым курсом. Подводная лодка после необходимого маневрирования вышла в точку залпа и в 8.00 выпустила три торпеды, из которых две попали в цель. В воду полетели обломки самолетов, на корабле начался сильный пожар. Через 15 минут авианосец затонул. Из 1260 офицеров и матросов эсминцам охранения удалось спасти только 712 человек. 14 октября того же года подводная лодка U-47 (серия VII B) под командой Г. Прина через пролив Кирк Саунд, имеющий длину 15 миль, проникла в главную базу английского флота Скапа-Флоу (Оркнейские острова), считавшуюся неприступной благодаря мощным заграждениям. Сквозь туман проступали два огромных силуэта. Один из них принадлежал линейному кораблю "Royal Oak", другой - транспорту гидросамолетов "Pegasus". В 0.55 подлодка выпустила четыре торпеды - по две на каждый корабль. Три торпеды прошли мимо, а одна попала в "Royal Oak", в носовой части которого образовалась пробоина размером около 15 м2. Однако водонепроницаемые переборки не позволили линкору затонуть. Пятая торпеда, выстреленная из кормового торпедного аппарата, также прошла мимо. Судьбу линкора решили последние три торпеды, выпущенные подлодкой. Все они попали в цель, вызвав взрыв артиллерийского погреба. Старый корабль перевернулся и через 23 минуты затонул, унеся с собой более 800 человек команды из 1200. Не встретив никакого противодействия, U-47 ушла в море. 14 ноября 1941 г. очередной жертвой немецких подводников стал авианосец "Ark Royal" водоизмещением 22000 т, возвращавшийся с Мальты в Гибралтар. Подводная лодка U-81 в 15.41 выпустила несколько торпед, одна из которых попала в правый борт авианосца. Попытки спасти корабль были безуспешны и в 6.13 следующего дня авианосец пошел на дно в 25 милях от Гибралтара.
В начале войны на вооружении немецких подводных лодок была парогазовая торпеда G7A, имеющая следующие параметры: объем воздушного резервуара - 676 л, начальное давление в воздушном резервуаре - 200 кг/см2, двигатель - четырехцилиндровый звездообразный, эффективная мощность - 300 л.с., число оборотов в минуту - 1490, дальность - 6000 м при скорости 44 узла, масса ВВ - 300 кг, калибр - 533 мм. Кроме того, подводники располагали торпедой G7E с электрической ЭСУ, калибр которой также был 533 мм, масса ВВ - 300 кг и скорость 30 узлов на дистанции 5000 м. Уже во время войны в Германии шли работы по созданию самонаводящейся торпеды, принятой на вооружение флота в середине 1943 г. Торпеда Т-5 с пассивной акустической системой самонаведения имела скорость 24,5 узла и могла наводиться на корабли, которые шли со скоростью около 12 узлов, а позднее - до 18 узлов. Впервые эта торпеда была применена в пятидневном сражении 18-22 сентября 1943 г. против конвоев ONS.18 и ON.202. При этом были потоплены эскадренный миноносец "Sent Crua", а также корветы "Poliantes" и "Itchen". Появление самонаводящихся торпед встревожило союзников, которые стали искать способы защиты от этого оружия. Положительно зарекомендовал себя прибор под названием "Фоксер", который при буксировке издавал шум более сильный, чем винты судна, поэтому торпеда наводилась на этот источник звука. Данный прибор мог применяться на скорости не более 15 узлов, что мешало маневрированию кораблей и судов. Ответным шагом Германии стало создание первой телеуправляемой по проводам торпеды "Лерхе" с кабелем длиной 6000 м и гидрофоном в носовой части. Ее движение к цели корректировалось через систему проводного телеуправления.
За годы Второй мировой торпедными катерами Германии было потоплено 109 транспортов общим водоизмещением 232809 брт, 11 эсминцев, подводная лодка, 12 десантных кораблей, 22 траулера и ряд других боевых кораблей и катеров других классов. Во Второй мировой войне воюющими сторонами применялись управляемые человеком торпеды, предназначенные для скрытной атаки кораблей и судов, находящихся в гаванях и на рейдах. Эти торпеды приводились в движение электродвигателями, получавшими питание от аккумуляторных батарей. Они были снабжены устройством для прорезания сетевых заграждений, а также системами для погружения на необходимую глубину (до 30 м) и жизнеобеспечения одного или двух человек во время нахождения под водой. 19 декабря 1941 г. на рейде египетского
порта Александрия находились английские линейные корабли "Queen
Elizabet" и "Valiant", а также несколько других кораблей
и судов. В ночь с 18 на 19 декабря итальянская подводная лодка "Shirea",
специально оборудованная для транспортировки управляемых торпед, перед
заграждениями порта спустила три таких торпеды и, незамеченная, погрузилась
и ушла в свою базу. Экипажи торпед (де ла Пенне и Бьянки, Марчелья и
Скергат, Мартеллотта и Марино) следовали дальше самостоятельно. Остановившись
возле линии заграждений, они стали искать проход в боно-сетевом заграждении.
Заметив три английских эсминца, входящих в порт, три управляемые торпеды
вместе с ними проскользнули в гавань. Де ла Пенне, подойдя к линкору
"Valiant", прикрепил зарядное отделение торпеды под корпусом
корабля, завел часовой механизм и всплыл на поверхность. Марчелья и
Скергат установили зарядное отделение своей торпеды под днищем линкора
"Queen Elizabet". Третий экипаж установил зарядное отделение
торпеды под крупным танкером (около 16000 брт). Все три экипажа попали
в плен, но взрывами были выведены из строя до конца войны оба линкора
и уничтожен крупный танкер.
| ||