Поиск по сайту


ИНВЕСТИЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Александр Викторович Отт, начальник экономического бюро
ОАО "Арзамасское научно-производственное предприятие "ТЕМП-АВИА"

Анализ состояния одного из типичных представителей машиностроительного комплекса - авиаприборостроения - показал, что предприятия отрасли вышли из стадии глубокой депрессии, обусловленной революционными преобразованиями отечественной экономики в 90-е годы прошлого века, и медленно, но уверенно восстанавливают свои позиции на товарных рынках.
Российское авиаприборостроение сегодня представлено двумя крупными холдингами: концерн "Авионика" и корпорация "Российский авиаприборостроительный альянс".

Авиаприборостроение - горизонтально-интегрированная отрасль. Предприятия отрасли объединены между собой сложной системой научно-производственных связей, взаимными кооперационными поставками комплектующих и материалов, совместными научными разработками.

Российские производители авионики между собой практически не конкурируют. Однако, в силу глобализации отрасли, постоянно сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны французских, американских, израильских и других авиаприборостроителей.
Появление новых игроков на российском рынке авиаприборов маловероятно, чего нельзя сказать о мировом - здесь в недалеком будущем возможна активизация новых сильных конкурентов из Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Польши, Чехии - которые уже сегодня пытаются налаживать собственное самолетостроение.

Очевидно, что продукция российских авиаприборостроителей по-прежнему востребована. Потенциальный объем спроса исчисляется миллиардами рублей.

Обращает на себя внимание обострение конкуренции, как на российском, так и на международном рынках, что требует повышения потребительского качества, снижения себестоимости и увеличения объемов выпускаемой продукции.

Добиться указанных целей без соответствующего оборудования и качественной технологической подготовки невозможно.
Несмотря на отдельные позитивные моменты в использовании технологий (снижается энергоемкость продукции, удельный расход энергии) предприятиями авиаприборостроения, технологический уровень отрасли в целом нуждается в пристальном внимании со стороны руководства предприятий и требует внесения кардинальных изменений (растет себестоимость продукции).

Детальное рассмотрение состояния парка оборудования предприятий авиаприборостроения свидетельствует, что технологическое оборудование предприятий отрасли выработало свой физический ресурс и морально устарело.

Техническая и технологическая составляющие производственного процесса не отвечают требованиям времени; особенностями отечественного машиностроительного комплекса на современном этапе являются высокий накопленный износ основных производственных фондов (более половины оборудования эксплуатируется свыше 20 лет). Оснащенность, в основном, морально устаревшими моделями оборудования, критический дефицит квалифицированных рабочих кадров, все это говорит о необходимости серьезных инвестиционных вливаний именно в техническое переоснащение предприятий отрасли, что позволит заложить фундамент для дальнейшего успешного развития.

Кроме этого, техническое и технологическое отставание предприятий машиностроения способно затормозить экономическое развитие других отраслей экономики страны, поскольку именно машиностроение является "становым хребтом" российской промышленности.
Таким образом, наблюдается, с одной стороны - ужесточение конкуренции на товарных рынках; возможность появления новых сильных игроков; относительная немногочисленность потребителей продукции и их слияния, и, следовательно, усиление их власти; высокая взаимозависимость предприятий отрасли от кооперационных поставок материалов и комплектующих; выход отрасли в фазу подъема - все это свидетельствует о потенциальном росте спроса на авионику и об усилении конкуренции в отрасли в ближайшей перспективе, а с другой стороны - недостаточно совершенные технологии и изношенное физически и морально оборудование.

Между тем, техническая и технологическая оснащенность является одним из основных внутренних свойств предприятия, определяющих его конкурентоспособность.

Из этого следует, что одной из первоочередных задач на современном этапе развития российской экономики представляется техническое перевооружение действующих машиностроительных предприятий, направленное на повышение качества продукции. Кроме того, имеет место снижение ее себестоимости, увеличение объемов выпуска. Реализация этого направления потребует переадресации масштабных инвестиционных ресурсов на обозначенные цели и, соответственно, проработанных методических подходов к обоснованию необходимости инвестиций в техническое перевооружение, оценке их эффективности, выявлению зависимостей между инвестиционным процессом и изменением уровня конкурентоспособности.

Под конкурентоспособностью понимается экономическая характеристика объекта рыночных отношений, отражающая уровень его рыночной силы. Она представляет собой совокупность свойств объекта, позволяющих ему занять определенное место в системе рыночных отношений.

Подобно прочим характеристикам объектов конкурентоспособность нуждается в оценке.
Анализ используемых на сегодняшний день методов оценки конкурентоспособности показал, что большинство из исследованных методов однонаправлены: одни рассматривают конкурентоспособность как лучшее, чем у конкурентов производство; другие делают упор на каналах распределения; третьи за основу оценки конкурентоспособности предприятия берут конкурентоспособность производимой и реализуемой ими продукции.

В результате, автором разработан комплексный балльный метод оценки конкурентоспособности. Он обеспечивает достаточно объективную оценку конкурентного положения предприятия; исключает проблему различия единиц измерения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия; минимизирует субъективность при оценке; учитывает весомость вклада в общий результат ключевых факторов успеха, единичных и частных показателей конкурентоспособности предприятия.

Кроме того, конкурентоспособность в этом случае приобретает вполне конкретную количественную оценку (баллы).

Коэффициент конкурентоспособности предприятия прямо пропорционален ключевой фактор успеха (в баллах) - КФУ. Расчет значений ключевых факторов успеха предприятия производится по соответствующим формулам.

В случае, когда более высокое значение показателя является предпочтительным, наивысший из сравниваемых показателей принимается за 10 баллов.

Если более низкое значение показателя является предпочтительнее, наименьший из сравниваемых показателей принимается равным 10 баллам.

Перечень КФУ предприятия устанавливается комиссионно, утверждается руководителем и закрепляется в стандарте предприятия.
Исходными данными для расчета единичного показателя, раскрывающего КФУ предприятия, являются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом берутся показатели, по меньшей мере, двух предприятий или показатели по одному предприятию за разные периоды.

В случае, когда единичный показатель конкурентоспособности включает в себя ряд частных показателей, балльная оценка единичного показателя рассчитывается как среднее арифметическое балльных оценок частных показателей.

Поскольку целью технического перевооружения предприятий является повышение уровня конкурентоспособности, возникает необходимость оценки влияния инвестиционного процесса на изменение конкурентоспособности предприятия. Ни один из традиционных показателей оценки эффективности инвестиций (такие как: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, модифицированная внутренняя норма доходности, срок окупаемости, рентабельность) не отражает непосредственного влияния инвестиционного процесса на изменение уровня конкурентоспособности, отсюда необходимо дополнить рассмотренные показатели оценки эффективности следующими:

  1. Абсолютное изменение конкурентоспособности предприятия после внедрения мероприятий в баллах (при балльном методе оценки конкурентоспособности), который рассчитывается как разность между конкурентоспособностью после внедрения мероприятий и конкурентоспособностью до внедрения мероприятий.
  2. Ресурсоемкость конкурентоспособности.
  3. Конкуренторентабельность (обратная величина ресурсоемкости конкурентоспособности) - показывает, сколько баллов конкурентоспособности приходится на рубль инвестиций.

Эти показатели позволят: во-первых, увидеть изменение уровня конкурентоспособности по каждому из рассматриваемых проектов; во-вторых, оценить относительные затраты, связанные с внедрением мероприятий и оценить эффективность вложений с позиций влияния на изменение уровня конкурентоспособности.

Предполагается, что необходимость технического перевооружения возникает при неадекватности технико-технологического состояния предприятия спросу на выпускаемую им продукцию, то есть на начальном (предварительном) этапе для обоснования необходимости технического перевооружения машиностроительного предприятия следует проанализировать систему показателей, характеризующих, с одной стороны, спрос на продукцию предприятия, с другой - техническое и технологическое состояние предприятия.

Рассмотренные положения в комплексе позволяют: применить структурированный подход к инвестированию технического перевооружения машиностроительных предприятий, используя количественные методы оценки обоснования необходимость инвестиций в техническое перевооружение, отследить изменение уровня конкурентоспособности предприятия, увидеть вклад инвестиционного процесса в изменение уровня конкурентоспособности.