К 100-летию ВЫХОДА ПЕРВОГО
НОМЕРА ЖУРНАЛА "ДВИГАТЕЛЬ"
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ,
АВТОРЫ И СОУЧАСТНИКИ СОЗДАНИЯ
НАШЕГО ЖУРНАЛА!
Ровно 100 лет назад увидел свет первый
номер журнала "Двигатель". Это было издание, призванное объединить
всех интересующихся техническими новациями в самых различных областях
техники и промышленности, транспорта и спорта. Его организовали на свой
страх и риск инженеры, предприниматели, военные, спортсмены (стоит напомнить,
что тогда автомобиль, а уж тем более, аэроплан, были, по большей части
спортивными снарядами). Прежде всего, это - известный инженер, спортсмен,
репортер и предприниматель Андрей Платонович Нагель и бессменный главный
редактор журнала, талантливый русский инженер Николай Григорьевич Кузнецов,
автор известнейшего "Курса автомобилизма" - самого издаваемого
в течение 20 лет учебника по автоделу.
Меняясь сообразно времени, журнал издавался
почти 10 лет - до февральской революции 17-го, когда существовавшая
государственная система пошла все быстрее и быстрее разваливаться. И
хотя в нем не было ни слова о политике - только о технике и людях, -
барьера двух революций и гражданской войны он не преодолел. Первоиздатели
успели выпустить почти две с половиной сотни номеров. Естественно, что
в полном объеме их журнал до нас дойти не смог - сколько разного всего
случилось за это время! Но и по тому, что можно сейчас видеть, понятно,
что взгляд на пути развития техники и свое место в этом процессе у них
и у нас, в конце века, совпал "почти без зазоров". И не удивительно:
состав редакции уж больно повторился по качественности: инженеры, ученые,
военные, спортсмены. Профессионалы. И все - любители. Своего дела. Так
же, как и те, чьими статьями наполнялся "Двигатель" на границе
тысячелетий.
ОБ ИНИЦИАТОРАХ
СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛА "ДВИГАТЕЛЬ"
Нагель
Организатором
и участником множества заметных спортивных событий в Отечестве, начиная
с первой в России "гонки моторов", которая прошла 11 октября
1898 г. под Санкт-Петербургом, был Андрей Платонович Нагель (02.03.1877).
Весьма известная современникам фигура: охтинский купец второй гильдии
и спортсмен, знаменитый фигурист, выступавший под псевдонимом Аэнь (как
тогда было модно). Нагель окончил юридический факультет Петербургского
университета, некоторое время работал в Министерстве путей сообщения
и одновременно сотрудничал с несколькими спортивными журналами, публикуя
отчеты об автомобильных соревнованиях. Получил в наследство немалые
деньги и вложил их в издание нескольких автомобильных журналов. При
этом в своей квартире на Литейном, 36 разместил редакцию. В 1900 г.
он начал издавать собственный журнал под названием "Спорт",
а в 1902 г. основал первый в России специализированный иллюстрированный
журнал - "Автомобиль". Этот журнал, выходивший до 1917 г.,
стал самым авторитетным российским автомобильным изданием. Благодаря
инициативе журнала "Автомобиль" в 1907 г. состоялся первый
в нашей стране автомобильный салон. По результатам этого салона Нагель,
совместно с Н.Г. Кузнецовым и еще рядом инициативных лиц, решили организовать
журнал "Двигатель". Кроме того, Нагель как редактор и издатель
участвовал в выпуске журналов "Автомобильная жизнь" (1908,
1913-1914 гг.), "Автомобильная жизнь и спорт" (1909 г.), "Аэро
и автомобильная жизнь" (1910-1914 гг.).
Нагель был в числе основателей Санкт-Петербургского
автомобильного клуба (СПАК), одного из первых русских автомобильных
клубов, появившегося в 1902 г. В 1904 г. он стал инициатором создания
Российского автомобильного общества (РАО), и оставался членом технической
и гоночной комиссий РАО до 1917 г. В 1916 г. Андрей Платонович входил
в состав Военно-промышленного комитета по постройке автомобильных заводов
в России. Перед революцией 1917 г. в квартире Нагеля, помимо редакции
журнала "Автомобиль", поселились Всероссийское общество мотоциклистов
и Санкт-Петербургский автомобильный клуб.
А в 1913 г. Нагель вместе с коллегами-журналистами
Е. Кузьминым и Б. Никифоровым совершил на "Руссо-Балте" международный
пробег, пройдя более 15 тыс. км по дорогам Западной Европы и Северной
Африки. Владелец автомобиля А.П. Нагель везде подчеркивал, что совершает
автопробег на русском автомобиле, снабженном русскими шинами потому,
что хочет прорекламировать отечественную фирму. Вся слава этого пробега
должна была достаться заводу-производителю.
За победу в ралли Санкт-Петербург - Монако
Андрей Платонович первым в истории российского спорта удостоился не
только спортивной, но и государственной награды - Николай II пожаловал
издателю и спортсмену орден Св. Анны третьей степени. Позже "за
содействие автомобилизации русской армии в Первой мировой войне"
А. Нагель был удостоен орденов Святой Анны II и I степеней и других
наград. После Октябрьской революции Андрей Нагель еще некоторое время
оставался в Петрограде.
По одним сведениям в 1918 г. он эмигрировал,
но куда - во Францию, Швецию или в княжество Монако - неизвестно… По
другим данным до 1923 г. он жил в Петрограде на Литейном 36. а потом
исчез из виду. Однозначного ответа на этот вопрос в широкой прессе нет.
Предположительный год смерти Нагеля - 1939, но где и когда точно - неизвестно.
Кузнецов
C
1907 года, с самого первого выпуска, журнал "Двигатель" редактировал
русский инженер Николай Григорьевич Кузнецов - автор известнейшего "Курса
автомобилизма" - одного из первых в России пособий для начинающих,
вышедшего в свет 6 сентября 1909 года. Николай Григорьевич заведовал
автомобильным направлением в Министерстве путей сообщения. Кузнецов
в своем учебнике изложил не только основные свойства и особенности устройства
и ремонта двигателей внутреннего сгорания и автомобилей как таковых,
но и некоторые теоретические аспекты проблемы. Учебник получил премию
Военного министерства как "самое толковое пособие по автомобилизму".
В подготовке первого издания автору помогали его коллега - инженер П.Ф.
Никитин и известный спортсмен, журналист, один из старейших автомобилистов
России В.А. Михайлов. Почти все помещенные в книге советы изначально,
в журнальном варианте, увидели свет именно в "Двигателе".
Книга выдержала пять переизданий и получила приз Военного министерства
как самый оригинальный учебник. В общей сложности объем только первых
двух тиражей превысил 18,5 тысяч экземпляров (к моменту выхода последнего
издания в России насчитывалось всего около 13 тысяч автомобилей). В
1916 г. организовали еще одно, пятое переиздание "Курса автомобилизма".
Общий тираж пособия составил около 20 000 экземпляров. Ни одна автомобильная
книга в России не была еще такой массовой.
Кузнецов был в числе основателей Санкт-Петербургского
"Автомобиль-клуба" и с 1905 г. возглавлял техническую комиссию
клуба и был бессменным командором всех его автопробегов. Изучением теории
и практики двигателей внутреннего сгорания он занимался с 1900 г. Некоторое
время он заведовал автоделом в Министерстве путей сообщения, а в 1908
г. был экспертом на Международной автовыставке в Москве. После успеха
"Курса автомобилизма" Николай Григорьевич выпустил в 1915
г. "Автомобильный справочник-календарь". После 1917 г. Кузнецов
некоторое время жил в Лондоне, издавая там журнал "Механический
транспорт", но понемногу его имя было забыто в России на многие
годы.
До
1999 г. журнала с названием "Двигатель" в России не существовало,
хотя, скажем, с 30-х по 80-е выходила многотиражная газета ЦИАМ под
таким же названием. В 1999 г., когда началось издание нашего журнала,
мы практически ничего не знали о "Двигателе" начала ХХ века.
И лишь вчитавшись (с помощью библиотеки Политехнического музея) в это
издание, поняли, что программа, которую мы старались выполнить в своем
журнале, почти до мелочей совпадала с той, что была декларирована Н.Г.
Кузнецовым. Нам понадобилось почти десять лет выпускать современную
версию журнала, чтобы почувствовать себя вправе считаться продолжателями
дела наших предшественников. Впрочем, по количеству и разнообразию статей
мы их давно уже обошли, хотя это не столько даже и наша заслуга: все
стало специализированнее и многограннее.
Конечно, мы стараемся продолжить славную
традицию связи поколений российских мотористов - инженеров, рабочих,
ученых, эксплуатационников; горды сознанием того, что и нам нашлось
место в этой цепочке. Связь поколений, передача плодов разума потомкам
- вот на самом деле тот вечный двигатель, которым приводятся в действие
и маховик прогресса, и развитие цивилизаций. Вечной жизни для отдельного
живого существа не обнаружено, но душа каждого, вложенная в то, что
он сумеет донести до следующих поколений, будет присутствовать в этом
мире, когда и память о нас самих уже давно сотрется. Наша редакция,
выпустившая уже 50 номеров нового издания, надеется быть достойным преемником
и продолжателем дела предшественников.
Будем же и впредь работать вместе!