ДВИГАТЕЛИ
НА МОНЕТАХ
Андрей Барановский
Двигатели
как таковые появляются на монетах нечасто. В предыдущей статье на эту
тему ("Двигатель" № 36) была
отмечена монета острова Мэн, посвященная Рудольфу Дизелю (она вышла
в большой серии "Великие ученые и изобретатели"). Естественно,
что и Германия отметила своего выдающегося соотечественника. В ФРГ в
1997 г. была выпущена в обращение серебряная монета в 10 марок, посвященная
100-летию изобретения дизельного двигателя. На ней изображена его первая
модель. Гораздо чаще появляются отчеканенные изображения транспортных
средств. Иногда в них акцентируется внимание на двигателях.
Остров
Мэн - владение Великобритании в проливе Ла-Манш - выпускает огромное
количество монет, которые рассчитаны на разнообразные пристрастия коллекционеров
всего мира. Так, например, в 1995 году вышла большая серия монет, посвященная
важнейшим этапам истории развития авиации: от рисунка вертолета Леонардо
Да Винчи до Боинга-747. Они имеют номинал в 1 крону и отчеканены из
медно-никелевого сплава и серебра. Несколько монет этой серии посвящены
авиационным двигателям. Две из них - с изображением FW-190. На одной
из них вычеканено: "Первый с двигателем BMW с непосредственным
впрыском топлива". На другой монете изображен Me-262 с надписью
"первый в мире реактивный самолет" и годом его первого полета
- 1942.
Веком
пара было названо XIX столетие. Именно тогда паровые двигатели приводили
в действие практически все машины, а изобретение паровоза послужило
основой развития железных дорог. Паровозам посвящено огромное количество
монет. В память 200-летия создания первого паровоза в Великобритании
Королевский монетный двор выпустил в обращение биметаллическую монету
в 2 фунта стерлингов. На реверсе ее изображен паровой локомотив, изобретенный
в 1804 г. британцем Ричардом Тревитиком. Он использовался для перевозки
руды на шахтах южного Уэльса между населенными пунктами Мертир Тидфил
и Аберсайнон. Это была первая в мире машина, приводимая в движение паром
под высоким давлением, которая могла нормально двигаться под нагрузкой
по металлическим рельсам. Паровоз всегда символизировал собой мощь и
скорость, а сейчас - и ностальгию по прошлому, поэтому изображения паровоза
можно видеть на монетах многих стран мира. Среди монет есть и такие,
которые посвящены отдельным, наиболее известным локомотивам, имевшим
собственные имена.
Самое
интересное, что больше всего монет с паровозами отчеканили страны, где
по определению железные дороги не получили большого распространения.
Это острова Кайкос, Маршалловы острова и Куба. Каждая выпустила по 10
и более различных монет, на которых изображены старинные паровозы.
Не
остался в стороне и остров Мэн. "Ракетой" Джеферсона открывается
большая серия медно-никелевых монет этого острова, посвященная самым
известным паровозам и экспрессам ("Ориентал Экспресс"). Она
выпущена в 1998 г. в честь 125-летнего юбилея начала железнодорожного
движения в Англии.
А вот Куба в 1989 г. отчеканила
медно-никелевый песо с "Ракетой", назвав его "160 лет
первой железной дороги в мире. 1830-1990." На реверсе монеты написано
"Ливерпуль - Манчестер". Какая из стран дала правильную информацию
- тема специального исследования.
Другие старинные паровозы изображены
на двух сериях медно-никелевых кубинских монет, посвященных первым железным
дорогам и тогдашним локомотивам. На серебряных монетах достоинством
10 песо под изображениями паровозов стоят даты открытия железнодорожного
движения в Германии (1835 г.), Австрии (1848 г.) и Швейцарии (1847 г.).
В
1983 г. вне серий кубинцы выпустили серебряную монету достоинством 5
песо. На ней изображен паровоз с выдающейся далеко вперед защитной решеткой
- такие нам показывают в вестернах о покорении дикого Запада.
Россия отметила 100-летие Транссибирской
магистрали выпуском специальной серии монет. В нее входят серебряная
монета номиналом 3 рубля, а также серебряная и золотая - номиналом по
25 рублей. На трехрублевой изображен мост через Обь с проходящим по
нему паровозом и схема магистрали от Челябинска до Владивостока. На
серебряной в 25 рублей отчеканены укладка железнодорожного полотна и
стоящий на готовом участке дороги состав. На золотой монете изображен
паровоз, выходящий из байкальского туннеля. И на всех трех монетах -
герб Сибири и эмблема Министерства путей сообщения Российской империи
(скрещенные якорь и топор).
Все сказанное касается двигателей, работающих на различных видах топлива.
Но есть ведь и бестопливные: они работают при помощи силы ветра. В первую
очередь - это ветряные мельницы. Изображения этих "энергетических
установок" появляются на монетах довольно часто. Так, остров Мальта
отдал им дань уважения, отчеканив в 1977 г. серебряные 5 фунтов.