Поиск по сайту


ПОДВОДНЫЙ УДАР

Сергей Леонидович Мальчиков

(Продолжение. Начало в № 4, 5 - 2006)


Почти десять лет, прошедшие с момента предложения И.Ф. Александровским своего изобретения, были упущены, и Уайтхед, имевший производственную базу, ушел далеко вперед, создав торпеду, по всем параметрам превосходящую полукустарный российский аналог. Один из виновников затягивания времени, адмирал А.А. Попов, решил запоздало проявить патриотизм и призывал не заказывать торпеды за границей. Но дальнейшее промедление становилось опасным, и Россия была вынуждена после сложных переговоров подписать 11 марта 1876 г. контракт с заводом в Фиуме. По этому договору за 9000 фунтов стерлингов Россия получала "секрет Уайтхеда" с правом пользования им без ограничений при условии сохранения его в тайне от стран, еще не ставших обладателем этого изобретения. Контракт предусматривал также поставку 100 "самодвижущихся мин" для российского флота, первые 20 из которых были получены в 1876 г. в точном соответствии с оговоренными сроками. В свою очередь, по условиям договора, на завод в Фиуме прибыли российские офицеры и мастеровые для ознакомления на месте с технологией торпедного производства. В 1877 г. в Россию поступили еще 55 торпед и в 1878 г. - последние 25 экземпляров.

Практически одновременно с подписанием контракта в Кронштадте и Николаеве были срочно организованы мастерские для изготовления, сборки и хранения торпед, что было тогда достаточно сложно.

В начале лета 1878 г. первые торпедные мастерские в Кронштадте начали работать и к осени того же года изготовили торпеду отечественного производства. Ее испытания, проведенные на Восточном Кронштадтском рейде 30 сентября 1878 г., были признаны вполне успешными. С небольшим отставанием от кронштадцев была налажена сборка отечественных торпед и в Николаевском Адмиралтействе. Однако возможности производства торпед на российских предприятиях были крайне ограниченными. Мастерские не обеспечивали стремительно возраставшие потребности флота, поэтому Уайтхеду заказали еще 150 торпед: в 1878 г. - 90 и в 1879 г. - 60.

Продолжение подобной практики вело к тому, что в ближайшие годы наш флот мог полностью оказаться в зависимости от поставок торпед из-за рубежа. Поэтому по поручению руководства Морского министерства в 1882 г. заведующий минной частью флота контр-адмирал К.П. Пилкин объявил конкурс для определения будущих производителей этого оружия на отечественных заводах. Конкурс выиграли казенный Обуховский завод и частный Машиностроительный чугуно-литейный и котельный завод Г.А. Лесснера, которые в 1882-1883 гг. начали выпуск торпед. Была сделана попытка внедрения стандартизации в процесс производства торпед. Так, выпуск наиболее важной детали - резервуара для сжатого воздуха - был доверен Обуховскому заводу. По ходатайству контр-адмирала К.П. Пилкина несекретные части мин стали заказывать частным заводам. Мастерская была занята лишь сборкой. Были также введены особые обозначения для изготовителей торпед. Уже в 1884 г. на вооружении флота имелось три образца торпед калибра 380 мм, отличавшихся длиной: 5,79, 4,72 и 3,2 м.

Отечественные заводы прилагали все возможные усилия к увеличению выпуска торпед для русского флота. Так, за период с 1884 по 1891 гг. Обуховский завод изготовил 208 торпед, завод Г.А. Лесснера сдал флоту 176 экземпляров, Кронштадтские и Николаевские мастерские - 28 и 30 штук, соответственно. В то же время на кораблях и катерах флота имелось 288 торпедных аппаратов, или, как их тогда называли, "спусковых аппаратов", на каждый из них полагалось по три торпеды. Однако к 1891 г. на флоте было всего 720 торпед, из них для практических занятий офицеров и команд использовалось не более 250 штук, причем из этого количества 100 штук, выпущенных до 1880 г., считались устаревшими. Средств для обновления и замены парка имеющихся торпед систематически не хватало. Для большей уверенности в том, что торпеды поразят цели в боевых условиях, проводились их пристрелки, что также отнимало немало средств флота.

Таким образом, практически до конца XIX века торпедное оружие в русском флоте развивалось в направлении улучшения и совершенствования образцов, приобретенных у Уайтхеда. В частности, без изменения калибра торпед вносились некоторые изменения в их конструкцию, увеличивался заряд взрывчатого вещества, повышалась скорость. Но дальность хода увеличить не удалось. Лишь через 30 лет после появления торпеды (в 1896 г.) был изобретен для нее второй автоматический рулевой для управления движением по направлению, т.н. прибор Обри (первым, как известно, был прибор для управления движением подводного снаряда по глубине - гидростат). Если торпеда уклонялась от курса, а положение оси гироскопа (вращающегося волчка) в пространстве сохранялось неизменным, то тяги, соединяющие волчок гироскопа с рулями с помощью рулевой машинки изменяют положение вертикальных рулей, заставляя подводный снаряд вернуться на прежний курс. Только после этого вертикальные рули снова возвращаются в нейтральное положение.

На рубеже XIX и XX столетий самой совершенной на русском флоте считалась торпеда, принятая на вооружение в 1898 г. Проект ее был подготовлен на заводе Г. Лесснера на основе торпед Уайтхеда, а серийное производство несколько лет осуществлялось на заводах Лесснера и Обуховском. Этот образец имел калибр 380 мм, дальность хода 550 м, скорость до 30 узлов и массу заряда взрывчатого вещества до 65 кг. По сравнению с торпедами, приобретенными в 1876 г. по первому контракту с Уайтхедом, удалось увеличить объем воздушного резервуара до 0,266 м3 и повысить в нем давление до 100 атм. Были применены четырехлопастные винты, благодаря чему значительно возросла скорость торпеды и немного увеличилась дальность хода. Улучшение обводов зарядного отделения позволило почти в два раза увеличить массу взрывчатого вещества, а в кормовой части - разместить более мощный двигатель. В то же время не была учтена прекрасная работа лейтенанта Н.Н. Хлодовского "Законы морской силы", опубликованная в 1898 в "Морском сборнике", в которой автор делал вывод, что рост водоизмещения кораблей является объективной закономерностью, которую необходимо учитывать при определении калибра торпед. В результате все руководящие органы Морского министерства уверовали в перспективность на много лет 380-миллиметровой модели и не приняли во внимание, что почти все флоты мира на рубеже столетий перевооружились торпедами калибра 450 мм. Поэтому торпеды образца 1898 г., не считая заказанных Шварцкопфу в 1904 г., были основным типом торпедного оружия, применявшимся Российским флотом в русско-японской войне 1904-1905 гг.

С момента приобретения первых торпед у Уайтхеда постоянно вносились изменения в отдельные узлы и механизмы. Это привело к тому, что к началу ХХ века в русском флоте было 17 модификаций торпеды. Японцы внимательно наблюдали за всеми изменениями в конструкции торпед, с учетом которых заказывали это оружие на заводе в Фиуме. Так, в декабре 1898 г. лейтенант Е.П. Елисеев, принимавший на этом заводе очередную партию торпед для России, сообщал о выполнении для Японии огромного заказа на 813 торпед, 130 "выбрасывающих аппаратов" и 50 "жироскопов". Он же сообщил об испытании гигантской торпеды калибром 70 см, способной преодолевать расстояние до 1000 м со скоростью 24 узла, а до 3000 м - со скоростью 23 узла. Такие торпеды с зарядом 100 кг тайно собирались для японцев. Японцы приобретали не только продукцию этого завода, но и технологию, готовясь к приближающейся войне с Россией. В 1901 г. они заказали на заводе Уайтхеда 163 торпеды калибром 450 мм и длиной 6,5 м с увеличенной емкостью резервуара сжатого воздуха, давление в котором доведено до 150 атм, что при том же трехцилиндровом двигателе позволяло преодолевать расстояние в 2000 м со скоростью 26,8 узлов. В России аналогичные торпеды были приняты только в 1904 г.

После победы в японо-китайской войне 1894-1895 гг. Япония захватила Корею и потребовала от Китая уступить ей Ляодунский (Квантунский) полуостров, включая военно-морскую базу Порт-Артур. По мирному договору 1895 г., подписанному в г. Симоносеки, к Японии отходила южная часть Маньчжурии, т.е. Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, а также Формоза (Тайвань) и Пескадорские острова. Корея становилась "независимой", Китай должен был выплатить огромную контрибуцию. Однако Россию, Францию и Германию не устраивало укрепление положения Японии в этом регионе, и они потребовали, чтобы Япония возвратила Ляодунский полуостров, подкрепив свое требование посылкой трех военных эскадр. Япония отступила, увеличив контрибуцию Китаю. За "помощь" Франция получила выгодные концессии в Китае, Германия - бухту Киао-Чао с портом Циндао, а России в 1898 г. был передан в аренду весь Ляодунский полуостров на 25 лет. Незамедлительно Россия начала в Порт-Артуре строительство главной военно-морской базы, а в г. Дальний - торгового порта. Япония, желавшая заполучить Китай, Корею, Маньчжурию и Дальний Восток, начала подготовку к новой войне. В 1903 г. ее отношения с Россией резко обострились.

К надвигавшейся войне Россия не была готова. Строительство укреплений в Порт-Артуре началось лишь в 1901 г. и продвигалось медленно. Акватория порта состояла из внешнего рейда, Восточной и Западной гаваней. Порт-Артур служил базой Первой Тихоокеанской эскадры в составе семи броненосцев, девяти крейсеров, 24 миноносцев, четырех канонерских лодок, двух минных заградителей и двух минных крейсеров (командующий - вице-адмирал О. Старк). Основными носителями торпедного оружия являлись миноносцы, вооруженные двумя-тремя неподвижными торпедными аппаратами. Броненосцы и крейсеры также имели от двух до шести торпедных аппаратов. Минные катера могли принимать до двух торпед. Следует отметить, что подводные лодки намного позднее получили торпеды на вооружение: с 1897 г. во Франции, с 1899 г. - в США. В 1902-1904 гг. их примеру последовали Англия, Германия, Россия и Италия, причем первый выстрел торпедой в боевой обстановке с подводной лодки имел место во время первой Балканской войны 1912 г., когда греческая подводная лодка "Delphinos" потопила в Эгейском море турецкий транспорт.

Но вернемся к началу русско-японской войны. Основные силы русской эскадры располагались на внешнем рейде, практически не защищенном со стороны моря. В ночь на 9 февраля (27 января) 1904 г. японские миноносцы незамеченными вошли на внешний рейд и атаковали русские корабли. Из 16 выпущенных торпед в цель попали только три, нанесшие серьезные повреждения броненосцам "Ретвизан", "Цесаревич" и крейсеру "Паллада". После вероломного нападения японцев корабли 1-й Тихоокеанской эскадры перешли на внутренний рейд. В дальнейшем японцы сделали несколько попыток закупорить узкий выход из внутренней гавани путем затопления в нем пароходов, груженных камнем (брандеров). Так, в ночь на 14 (27) марта при отражении второй попытки торпедой с русского миноносца "Сильный" под командой лейтенанта Е. Криницкого был потоплен один из таких брандеров, второй был потоплен торпедой с миноносца "Решительный" под командой лейтенанта В. Травлинского. Во время третьей попытки в ночь на 7 (20) апреля минный катер с броненосца "Победа" выпустил торпеду в японский брандер, который быстро затонул. Катером с этого же броненосца 2 (15) декабря 1904 г. торпедой был потоплен японский миноносец.

Масштабы применения торпедного оружия по сравнению с русско-турецкой войной 1877-1878 гг. значительно возросли. В 1904-1905 гг. русский флот использовал 25 торпед, 11 из которых попали в цель. Большой процент попаданий приходится на долю кораблей Владивостокского отряда, т.к. они выпускали торпеды по неподвижным судам, перевозившим военные грузы для японской армии и остановленным для досмотра. Из 25 выстрелов 17 произвели миноносцы, по четыре выстрела - крейсера и минные катера. Подводные лодки торпедных атак не осуществляли, хотя во Владивосток было доставлено 13 лодок, восемь из которых занимались дозорной службой в заливе Петра Великого. Зная о наличии подводных лодок, японский флот не решился нападать на Владивосток.

Японским флотом было использовано 238 торпед, из них в цель попали только 19. Из общего числа торпед 205 было выпущено в ночных атаках. В ряде случаев японцы проводили массированные торпедные атаки. Так, при попытке Первой Тихоокеанской эскадры прорваться во Владивосток 10 и 11 июня 1904 г. с японских миноносцев было выпущено 48 торпед, но без результата. При попытке потопить броненосец "Севастополь" в декабре того же года японцы выпустили около 30 торпед, добившись 4 попаданий, которые нанесли повреждения русскому кораблю. Во время Цусимского сражения 14 (27) мая 1905 г. в дневных атаках кораблей Второй Тихоокеанской эскадры, поврежденных артиллерийским огнем, миноносцы противника использовали 30 торпед при пяти попаданиях, из них три в броненосец "Князь Суворов", в ночных - 75 торпед (6 попаданий).

В результате применения торпед за период русско-японской войны 1904-1905 гг. русскими кораблями было потоплено два миноносца, три военных транспорта, три брандера, повреждены два транспорта и миноносец. Японцы потопили три броненосца, два крейсера, миноносец, повредили три броненосца, крейсер, два миноносца.

Эта война показала, что при тактически правильном использовании торпеды малых миноносных кораблей (миноносцев и минных катеров) являются весьма эффективным оружием. При этом явно недостаточная дальность действия торпед исключала возможность их боевого применения более крупными кораблями, на которых имевшиеся торпедные аппараты оказались бесполезным балластом. По словам одного из участников войны, японцы имели на вооружении торпеды с дальностью хода до 3000 м, тогда как дальнобойность торпед русского флота не превышала 900 м.

Применение торпед в боевых действиях войн конца XIX - начала XX века (японо-китайской 1894-1895 гг., испано-американской 1898 г., русско-японской 1904-1905 гг.) выявило ряд недостатков этого вида оружия. Стало ясно, что необходимо намного увеличить дальность хода торпед, их скорость, массу взрывчатого вещества, а также добиться более четкого сохранения заданного курса. В развитии торпедного оружия очень важную роль имело внедрение подогревательного аппарата, первый проект которого был представлен еще в 1899 г. лейтенантом русского флота И.И. Назаровым. Эту идею подхватила американская фирма "Блисс-Левит", годом позже сделавшая попытку практического применения этого изобретения, но оказалось, что керосиновый подогреватель воздуха крайне взрывоопасен, поэтому американцы не решились устанавливать его на торпеды. После устранения опасности взрыва с 1908 г. такие аппараты стали применять на всех торпедах. В 1912 г. к аппарату подогрева добавили устройство для впрыскивания воды (инжекции) в камеру сжигания топлива в парогазогенераторе, что дало возможность образовать парогазовую смесь, которая использовалась для работы двигателя вместо сжатого воздуха. В результате энергоемкость торпеды возросла до четырех раз, скорость - до 40…42 узлов, а дальность хода - до 6…8 км. При этом масса боевого заряда увеличилась до 110…130 кг гексогена или тротила вместо пироксилина. Одновременно с Назаровым лейтенантом Данильченко был предложен проект принципиально новой торпедной силовой установки - газовой турбины, работавшей с использованием газов, образующихся при сгорании пороховой смеси.

Кроме того, необходимо отметить увеличение калибра торпед с 450 мм до 533 мм, повышение давления воздуха в воздушном резервуаре до 170 атм, доведение в ряде образцов массы заряда взрывчатого вещества до 225 кг, замену поршневого радиального (звездообразного) двигателя одностороннего действия системы Брозерхуда двухцилиндровым горизонтальным двухстороннего действия. Было разработано специальное устройство для угловой стрельбы. Таким образом, к началу Первой мировой войны значительно улучшились тактико-технические данные торпед, что дало возможность увеличения дистанции стрельбы. Поэтому приходилось учитывать, что за то время, пока торпеда преодолевала расстояние до цели, атакуемый корабль успевал пройти достаточно большой отрезок пути.

В связи с этим торпедную стрельбу приходилось производить с углом упреждения, который определялся исходя из скорости хода торпеды, скорости хода корабля-цели и курсового угла этого корабля. Ошибки в измерении этих параметров приводили к частым промахам при стрельбе одиночными торпедами. Поэтому стала применяться стрельба веером или беглым огнем.

В предвоенный период российский флот продолжал достаточно тесное сотрудничество с Фиумским заводом, закончившим к началу 1912 г. разработку нового образца торпеды. В апреле 1912 г. был заключен договор на поставку 250 новых торпед с тем, чтобы в дальнейшем производить их на отечественных заводах. Первые два экземпляра были получены через пять месяцев после заключения контракта. Эта торпеда, названная 45-12 (45 - калибр в см, 12 - год принятия на вооружение), была самой совершенной из всех, созданных в Фиуме до Первой мировой войны. Она отличалась от ранее сконструированных наличием "подогревательного аппарата с впрыскиванием и испарением воды", благодаря которому имела значительно большую дальность и скорость хода. Однако до начала войны из заказанных 250 торпед удалось получить лишь 24. С развертыванием боевых действий связи с Фиумским заводом прервались, поэтому в дальнейшем торпеды 45-12 производились исключительно на отечественных заводах. При этом было устранено немало выявленных при пристрелках недостатков, и торпеда прошла основательную модернизацию. В ее конструкцию конструкторами заводов Г. Лесснера и Обуховского был внесен ряд изменений и улучшений. Торпеда 45-12, а также торпеды образцов 1908 г. и 1910 г. использовалась кораблями Российского флота в годы Первой мировой войны.

(Продолжение в следующем номере)