ПОДВОДНЫЙ УДАР Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 4, 5 - 2006)
Практически одновременно с подписанием контракта в Кронштадте и Николаеве были срочно организованы мастерские для изготовления, сборки и хранения торпед, что было тогда достаточно сложно.
Продолжение подобной практики вело к тому, что в ближайшие годы наш флот мог полностью оказаться в зависимости от поставок торпед из-за рубежа. Поэтому по поручению руководства Морского министерства в 1882 г. заведующий минной частью флота контр-адмирал К.П. Пилкин объявил конкурс для определения будущих производителей этого оружия на отечественных заводах. Конкурс выиграли казенный Обуховский завод и частный Машиностроительный чугуно-литейный и котельный завод Г.А. Лесснера, которые в 1882-1883 гг. начали выпуск торпед. Была сделана попытка внедрения стандартизации в процесс производства торпед. Так, выпуск наиболее важной детали - резервуара для сжатого воздуха - был доверен Обуховскому заводу. По ходатайству контр-адмирала К.П. Пилкина несекретные части мин стали заказывать частным заводам. Мастерская была занята лишь сборкой. Были также введены особые обозначения для изготовителей торпед. Уже в 1884 г. на вооружении флота имелось три образца торпед калибра 380 мм, отличавшихся длиной: 5,79, 4,72 и 3,2 м. Отечественные заводы прилагали все возможные усилия к увеличению выпуска торпед для русского флота. Так, за период с 1884 по 1891 гг. Обуховский завод изготовил 208 торпед, завод Г.А. Лесснера сдал флоту 176 экземпляров, Кронштадтские и Николаевские мастерские - 28 и 30 штук, соответственно. В то же время на кораблях и катерах флота имелось 288 торпедных аппаратов, или, как их тогда называли, "спусковых аппаратов", на каждый из них полагалось по три торпеды. Однако к 1891 г. на флоте было всего 720 торпед, из них для практических занятий офицеров и команд использовалось не более 250 штук, причем из этого количества 100 штук, выпущенных до 1880 г., считались устаревшими. Средств для обновления и замены парка имеющихся торпед систематически не хватало. Для большей уверенности в том, что торпеды поразят цели в боевых условиях, проводились их пристрелки, что также отнимало немало средств флота.
На рубеже XIX и XX столетий самой совершенной на русском флоте считалась торпеда, принятая на вооружение в 1898 г. Проект ее был подготовлен на заводе Г. Лесснера на основе торпед Уайтхеда, а серийное производство несколько лет осуществлялось на заводах Лесснера и Обуховском. Этот образец имел калибр 380 мм, дальность хода 550 м, скорость до 30 узлов и массу заряда взрывчатого вещества до 65 кг. По сравнению с торпедами, приобретенными в 1876 г. по первому контракту с Уайтхедом, удалось увеличить объем воздушного резервуара до 0,266 м3 и повысить в нем давление до 100 атм. Были применены четырехлопастные винты, благодаря чему значительно возросла скорость торпеды и немного увеличилась дальность хода. Улучшение обводов зарядного отделения позволило почти в два раза увеличить массу взрывчатого вещества, а в кормовой части - разместить более мощный двигатель. В то же время не была учтена прекрасная работа лейтенанта Н.Н. Хлодовского "Законы морской силы", опубликованная в 1898 в "Морском сборнике", в которой автор делал вывод, что рост водоизмещения кораблей является объективной закономерностью, которую необходимо учитывать при определении калибра торпед. В результате все руководящие органы Морского министерства уверовали в перспективность на много лет 380-миллиметровой модели и не приняли во внимание, что почти все флоты мира на рубеже столетий перевооружились торпедами калибра 450 мм. Поэтому торпеды образца 1898 г., не считая заказанных Шварцкопфу в 1904 г., были основным типом торпедного оружия, применявшимся Российским флотом в русско-японской войне 1904-1905 гг. С момента приобретения первых торпед у Уайтхеда постоянно вносились изменения в отдельные узлы и механизмы. Это привело к тому, что к началу ХХ века в русском флоте было 17 модификаций торпеды. Японцы внимательно наблюдали за всеми изменениями в конструкции торпед, с учетом которых заказывали это оружие на заводе в Фиуме. Так, в декабре 1898 г. лейтенант Е.П. Елисеев, принимавший на этом заводе очередную партию торпед для России, сообщал о выполнении для Японии огромного заказа на 813 торпед, 130 "выбрасывающих аппаратов" и 50 "жироскопов". Он же сообщил об испытании гигантской торпеды калибром 70 см, способной преодолевать расстояние до 1000 м со скоростью 24 узла, а до 3000 м - со скоростью 23 узла. Такие торпеды с зарядом 100 кг тайно собирались для японцев. Японцы приобретали не только продукцию этого завода, но и технологию, готовясь к приближающейся войне с Россией. В 1901 г. они заказали на заводе Уайтхеда 163 торпеды калибром 450 мм и длиной 6,5 м с увеличенной емкостью резервуара сжатого воздуха, давление в котором доведено до 150 атм, что при том же трехцилиндровом двигателе позволяло преодолевать расстояние в 2000 м со скоростью 26,8 узлов. В России аналогичные торпеды были приняты только в 1904 г.
К надвигавшейся войне Россия не была готова. Строительство укреплений в Порт-Артуре началось лишь в 1901 г. и продвигалось медленно. Акватория порта состояла из внешнего рейда, Восточной и Западной гаваней. Порт-Артур служил базой Первой Тихоокеанской эскадры в составе семи броненосцев, девяти крейсеров, 24 миноносцев, четырех канонерских лодок, двух минных заградителей и двух минных крейсеров (командующий - вице-адмирал О. Старк). Основными носителями торпедного оружия являлись миноносцы, вооруженные двумя-тремя неподвижными торпедными аппаратами. Броненосцы и крейсеры также имели от двух до шести торпедных аппаратов. Минные катера могли принимать до двух торпед. Следует отметить, что подводные лодки намного позднее получили торпеды на вооружение: с 1897 г. во Франции, с 1899 г. - в США. В 1902-1904 гг. их примеру последовали Англия, Германия, Россия и Италия, причем первый выстрел торпедой в боевой обстановке с подводной лодки имел место во время первой Балканской войны 1912 г., когда греческая подводная лодка "Delphinos" потопила в Эгейском море турецкий транспорт. Но вернемся к началу русско-японской войны. Основные силы русской эскадры располагались на внешнем рейде, практически не защищенном со стороны моря. В ночь на 9 февраля (27 января) 1904 г. японские миноносцы незамеченными вошли на внешний рейд и атаковали русские корабли. Из 16 выпущенных торпед в цель попали только три, нанесшие серьезные повреждения броненосцам "Ретвизан", "Цесаревич" и крейсеру "Паллада". После вероломного нападения японцев корабли 1-й Тихоокеанской эскадры перешли на внутренний рейд. В дальнейшем японцы сделали несколько попыток закупорить узкий выход из внутренней гавани путем затопления в нем пароходов, груженных камнем (брандеров). Так, в ночь на 14 (27) марта при отражении второй попытки торпедой с русского миноносца "Сильный" под командой лейтенанта Е. Криницкого был потоплен один из таких брандеров, второй был потоплен торпедой с миноносца "Решительный" под командой лейтенанта В. Травлинского. Во время третьей попытки в ночь на 7 (20) апреля минный катер с броненосца "Победа" выпустил торпеду в японский брандер, который быстро затонул. Катером с этого же броненосца 2 (15) декабря 1904 г. торпедой был потоплен японский миноносец.
Японским флотом было использовано 238 торпед, из них в цель попали только 19. Из общего числа торпед 205 было выпущено в ночных атаках. В ряде случаев японцы проводили массированные торпедные атаки. Так, при попытке Первой Тихоокеанской эскадры прорваться во Владивосток 10 и 11 июня 1904 г. с японских миноносцев было выпущено 48 торпед, но без результата. При попытке потопить броненосец "Севастополь" в декабре того же года японцы выпустили около 30 торпед, добившись 4 попаданий, которые нанесли повреждения русскому кораблю. Во время Цусимского сражения 14 (27) мая 1905 г. в дневных атаках кораблей Второй Тихоокеанской эскадры, поврежденных артиллерийским огнем, миноносцы противника использовали 30 торпед при пяти попаданиях, из них три в броненосец "Князь Суворов", в ночных - 75 торпед (6 попаданий). В результате применения торпед за период русско-японской войны 1904-1905 гг. русскими кораблями было потоплено два миноносца, три военных транспорта, три брандера, повреждены два транспорта и миноносец. Японцы потопили три броненосца, два крейсера, миноносец, повредили три броненосца, крейсер, два миноносца. Эта война показала, что при тактически правильном использовании торпеды малых миноносных кораблей (миноносцев и минных катеров) являются весьма эффективным оружием. При этом явно недостаточная дальность действия торпед исключала возможность их боевого применения более крупными кораблями, на которых имевшиеся торпедные аппараты оказались бесполезным балластом. По словам одного из участников войны, японцы имели на вооружении торпеды с дальностью хода до 3000 м, тогда как дальнобойность торпед русского флота не превышала 900 м.
В связи с этим торпедную стрельбу приходилось производить с углом упреждения, который определялся исходя из скорости хода торпеды, скорости хода корабля-цели и курсового угла этого корабля. Ошибки в измерении этих параметров приводили к частым промахам при стрельбе одиночными торпедами. Поэтому стала применяться стрельба веером или беглым огнем. В предвоенный период российский флот продолжал достаточно тесное сотрудничество с Фиумским заводом, закончившим к началу 1912 г. разработку нового образца торпеды. В апреле 1912 г. был заключен договор на поставку 250 новых торпед с тем, чтобы в дальнейшем производить их на отечественных заводах. Первые два экземпляра были получены через пять месяцев после заключения контракта. Эта торпеда, названная 45-12 (45 - калибр в см, 12 - год принятия на вооружение), была самой совершенной из всех, созданных в Фиуме до Первой мировой войны. Она отличалась от ранее сконструированных наличием "подогревательного аппарата с впрыскиванием и испарением воды", благодаря которому имела значительно большую дальность и скорость хода. Однако до начала войны из заказанных 250 торпед удалось получить лишь 24. С развертыванием боевых действий связи с Фиумским заводом прервались, поэтому в дальнейшем торпеды 45-12 производились исключительно на отечественных заводах. При этом было устранено немало выявленных при пристрелках недостатков, и торпеда прошла основательную модернизацию. В ее конструкцию конструкторами заводов Г. Лесснера и Обуховского был внесен ряд изменений и улучшений. Торпеда 45-12, а также торпеды образцов 1908 г. и 1910 г. использовалась кораблями Российского флота в годы Первой мировой войны. (Продолжение в следующем номере)
| ||