Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПУСКА ФОРСАЖНЫХ
КАМЕР СГОРАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Эдуард Александрович Марчик, ведущий научный сотрудник ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова",
лауреат премии имени Н.Е. Жуковского, к.т.н.

Эксплуатационная полетная область ТРДФ и ТРДДФ отличается очень широким диапазоном высотно-скоростных условий. По этой причине, надежный запуск форсажной камеры сгорания и ускоренный выход на минимальные, частичные и полные форсированные режимы с любого (вплоть до малого газа) режима работы должен производиться при существенно разных давлениях и температурах потока в газогенераторном тракте.

Актуальная научная проблема надежного запуска форсажных камер сгорания и ускоренного устойчивого выхода турбореактивных двигателей на форсированные режимы работы в отечественном авиадвигателестроении успешно решена путем разработки и создания специальной автоматической системы запуска по методу "огневой дорожки". Кратковременная локальная топливовоздушная "огневая дорожка" из работающей основной камеры сгорания в форсажную предельно эффективно запускает последнюю на всех режимах работы. Применение такой системы позволяет повысить надежность и высотность запуска форсажных камер сгорания. С ее внедрением расширяется диапазоны термогазодинамических параметров в камере и режимов работы двигателей, в которых возможен запуск форсажной камеры. Одновременно минимизируется расход пускового форсажного топлива. В конечном итоге все это приводит к улучшению качества переходных процессов и сокращению времени выхода двигателей на форсированные режимы работы.

"Огневая дорожка" при появлении пускового форсажного топлива образует в газогенераторном потоке локальный топливовоздушный факел к стабилизатору пламени. Факел организуется при кратковременном (0,02…0,5 с) впрыске топлива через две форсунки разных типов и конструкций. Подача дополнительного топлива осуществляется в основную камеру сгорания и за турбиной через постоянно продуваемый вторичным воздухом общий разветвленный трубопровод. Расход топлива регулируется саморегулирующимся дозатором, питаемым от топливной системы основного контура двигателя. Прекращение впрыска и выход на заданный форсированный режим производится по сигналу, который поступает от ионизационных датчиков наличия пламени в форсажной камере.

Удалось достичь всережимного пространственного и динамического согласования работы струйной (в основной камере сгорания) и центробежной (за турбиной) форсунок в широком диапазоне изменения частот вращения роторов двигателя. Для этого вслед за заполнением общего трубопровода посылается опережающая порция дополнительного топлива через центробежную форсунку. После осуществления процесса поджига оставшееся в трубопроводе топливо выдувается в газовый поток через центробежную форсунку, продолжая активизировать начавшееся в форсажной камере горение.

Фундаментальные научные и технические основы метода "огневой дорожки" были исследованы в ЦИАМ на демонстрационном турбореактивном двигателе (ТРДФ РД-9Б). В семидесятых годах проведены испытания этого двигателя в высотных условиях. В результате получен уникальный экспериментальный материал, позволяющий анализировать характеристики процесса запуска форсажной камеры и оценивать влияние на него элементов конструкции систем двигателя. Эти исследования позволили обосновать целесообразность организации совместных конструкторских и экспериментальных работ, направленных на реализацию нового метода. Впервые принципиальное сравнительное экспериментальное определение динамических и режимных преимуществ запуска методом "огневой дорожки" форсажной камеры сгорания ТРДФ Р15Б-300 в полном диапазоне эксплуатационных высотно-скоростных условий было осуществлено при специальных испытаниях в термобарокамере стенда Ц-1А. В расширенной по сравнению с эксплуатационной области высот и скоростей полета самолета в двигателе с прототипом системы "огневая дорожка" были получены стабильные ускоренные на 2,5…4 с выходы на форсированные режимы работы.

В период создания систем "огневая дорожка" применительно к разным турбореактивным двигателям одновременно совместно с ОКБ и ЛИИ были выполнены прямые сравнительные испытания ряда серийных и опытных электрических систем, опытных каталитической, плазмохимической и плазматронной систем на двигателях: Р11Ф-300, Р15Б-300 и др.

С учетом современных требований к динамике переходного процесса запуска форсажных камер турбореактивных двигателей воспламенение первоначальных количеств топлива должно осуществляться за время, не превышающее 0,3 с. Электрические системы зажигания принципиально не могут воспламенять топливовоздушную смесь, в которой еще не достигнуто рабочее соотношение "горючее - окислитель". Факел "огненной дорожки" сам локально приносит большое количество подготовленного топлива и тем самым обеспечивает более раннее воспламенение образующейся горючей смеси по сравнению с другими методами поджига.

На первом российском военном ТРДДФ Д-30Ф6 метод "огневой дорожки" применен впервые к двухконтурному турбореактивному двигателю. Для этого одновременно с кратковременным впрыском дополнительного топлива в заднюю часть основной камеры сгорания осуществляется согласованный впрыск дополнительного топлива на выходе из турбины.

При испытании прототипа двигателя Д-30Ф6 на наземном стенде получен "мягкий" (без изменения параметров основного контура) запуск общей форсажной камеры сгорания. Количество форсажного топлива при воспламенении составляло 4,3 % его расхода на режиме полного форсирования. Воспламенение форсажного топлива осуществлялось на всех режимах работы двигателя (в том числе и с искусственным ухудшением условий запуска форсажной камеры сгорания путем раскрытия створок реактивного сопла и снижения частоты вращения ротора турбокомпрессора высокого давления) вблизи границы "бедного" срыва горения.

Совместные работы ПМКБ, ЦИАМ и ЛИИ обеспечили безотказный ускоренный устойчивый выход двигателя на минимальные, частичные и полные форсированные режимы во всем эксплуатационном диапазоне полетных условий. Запуск форсажной камеры сгорания в процессе приемистости ранее достижения максимального режима позволил получить устойчивые практически без возмущения параметров ускоренные (на 2 с) выходы двигателя с режимов малого газа на форсированные режимы.

При внедрении систем "огневая дорожка" на полноразмерных ТРДФ и ТРДДФ экспериментально, а также расчетно-теоретически исследовался комплекс сложных взаимосвязанных научно-технических проблем нестационарных гидрогазодинамических и термофизикохимических процессов, определивших: конструкцию самонастраивающегося агрегата дозирования и кратковременного впрыска топлива по определенным законам через гидравлически объединенные форсунки одновременно в основную камеру сгорания и за турбиной газогенераторного тракта; нестационарный отбор топлива от основного контура двигателя и оптимизированный его впрыск в высокотемпературные высокоскоростные газовые потоки (с давлением, различающимся более чем в 200 раз); газодинамку и термофизику проникновения, распада, движения и горения топливных струй в разнотемпературных газогенераторных потоках существенно различной плотности; характеристики воспламенения и горения топлива в газогенераторном потоке, проходящем турбину и затурбинный тракт; пространственное ориентирование газотопливного факела в основной камере сгорания, турбине и перед фронтовым устройством форсажной камеры сгорания с активизацией поджигающей способности; нестационарное тепловое воздействие "огневой дорожки" на элементы конструкции двигателя в зависимости от ее расходно-динамических характеристик и термодинамических параметров газогенераторного потока; минимальные воспламеняющие количества топлива "огневой дорожки" и требуемую длительность (с необходимой цикличностью) ее функционирования для всего диапазона термодинамических параметров в основной и форсажной камерах сгорания на установившихся и переходных режимах работы двигателей разных конструкций, размерности и поколений; характеристики переходного процесса выхода двигателей на заданные форсированные режимы работы с установившихся режимов и при приемистостях (с малого газа и встречных) в расширенной эксплуатационной области по скорости и высоте полета (с отрицательной температурной инверсией атмосферного воздуха); возможность быстрого восстановления форсированного режима в случае срыва горения в камере (в условиях возросшей скорости потока, без возвращения на бесфорсажный режим работы двигателя и повторения всей процедуры запуска); безотказный запуск форсажных камер сгорания многорежимных ТРДДФ с удовлетворением всем требованиям к быстродействию и динамическому качеству переходных форсированных режимов.
Стабильность характеристик системы "огневая дорожка" в ТРДДФ РД-33 проверена на установившихся и переходных режимах работы двигателя в диапазоне давления топлива, превосходящем эксплуатационный. Воспламенение форсажного топлива четко фиксировалось двумя ионизационными датчиками ДПИ-1500-6П(Л).

Воспламенение уменьшенных количеств форсажного топлива способствует плавному запуску форсажной камеры сгорания.
Работа "огневой дорожки" экспериментально (с учетом расчетных данных) исследовалась на различных ТРДФ и ТРДДФ нескольких поколений в эксплуатационном диапазоне изменения термодинамических параметров. Были выбраны необходимые для их создания расходные и траекторные характеристики кратковременного переменного по режимам проникновения топливных струй, впрыскиваемых через специально изготовленные форсунки. Расход дополнительного топлива составлял от 10 до 85 г/с.
Двадцатипятилетний опыт эксплуатации подтверждает: созданные системы типа "огневая дорожка" с достигнутой малой продолжительностью рабочего топливного импульса 0,1…0,3 с не могут влиять на ресурс теплоинерционной конструкции горячего проточного тракта двигателя.

По удельной тепловой мощности, площади теплового потока и продолжительности топливного рабочего импульса система "огневая дорожка" в 103 раз превосходит электрические (и все другие) средства зажигания форсажного топлива.

Система "огневая дорожка" способна немедленно восстановить горение в камере в случае его срыва и произвести запуск форсажной камеры сгорания двигателя в условиях отказа электрической и электронной систем.

Комплекс проблем безотказного запуска форсажных камер сгорания и ускоренного устойчивого выхода (с совмещением форсажной приемистости с обычной приемистостью) на форсированные режимы работы решен для турбореактивных двигателей разных конструктивных схем (ТРДФ и ТРДДФ с одно-, двух- и четырехступенчатыми турбинами), разных поколений и размерности в расширенных заданными тактико-техническими требованиями диапазонах высотно-скоростных условий.

Системы всережимного запуска "огневая дорожка" успешно реализованы в современных серийных российских ТРДДФ Д30-Ф6, РД-33 и АЛ-31Ф (и их модификациях) основных боевых самолетов МиГ-31, МиГ-29, МиГ-29К, Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-34, Су-35 и Су-37.
Накопленный опыт и современные исследования показывают возможность и целесообразность непосредственного сжигания углеводородного топлива в межлопаточных каналах турбин ТРДФ и ТРДДФ для реализации оптимальных комбинированных рабочих циклов.





Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал