КОТЛЫ ДЛЯ ПЕРВЫХ ПАРОВЫХ МАШИН Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания Эти инженерные сооружения не отличались особой сложностью и работали по принципу обычного чайника или самовара. Их тогда называли котлами сундучного типа. Внутренний объем разделялся на топку, над которой располагалась емкость с котельной водой, для отопления использовались дрова. Из-за малой площади нагрева пара они давали мало и работали плохо, и поднять в них высокое давление было просто невозможно. Материалом их изготовления было железо или медь, иногда эти материалы использовали в комбинации, так как медь не ржавеет. Со временем возникла необходимость выделить основные характеристики котлов.
Важной характеристикой была площадь колосниковой решетки, на которой сжигалось топливо - дрова или каменный уголь. Паросъем (паропроизводительность) - это масса воды, которая в котле превращается в пар в единицу времени; как известно, пар на весы не положишь. Нетрудно заметить, что чем больше площадь нагрева, тем больше паропроизводительность котла. Поэтому котлы сундучного типа вскоре были заменены галерейными котлами. В них раскаленные газы проходили по "галереям", располагавшимся в толще котельной воды, что заметно увеличивало площадь нагрева.
Далее внесем ясность еще в некоторые понятия. Подойдем к неработающему холодному котлу и посмотрим на манометр. Его стрелка указывает нулевую отметку, давление пара в котле отсутствует. Теперь будем вводить котел в действие, давление начнет расти, допустим, по манометру оно достигло 16 атмосфер. Такое давление обозначается тремя буквами "ати" (атмосферы истинные), но снаружи на котел давит атмосфера Земли, значит, абсолютное давление в котле будет 17 ата (абсолютное).
Исчерпывающей статистики о взрывах котлов нет, но кое-какими сведениями мы располагаем. По материалам В.С. Ридфилда, только за 1817 год на реке Миссисипи было зарегистрировано четыре взрыва котлов. На пароходе "Конститюшен" погибло 13 человек; на "Дженер Робинсон" убито 9 человек; на "Янки" убито 4 человека; на "Герис" убит 1 человек. Сведения о раненых отсутствуют. Все суда имели котлы высокого давления. Тогда существовало мнение: чтобы уменьшить опасность взрыва, надо устанавливать на судах котлы с рабочим давлением не более 50 фунтов на квадратный дюйм. Но соглашаться с этим мнением, видимо, нет нужды. Только за 1825 год на американских судах взорвалось 17 котлов низкого давления. Как говорится, "хрен редьки не слаще". Просто надо было строго соблюдать правила технической эксплуатации. Но в этом отношении американцы часто действовали "очертя голову".
Иногда в гонках участвовало три парохода. Зрелище это осталось на холстах американских художников. Из труб пароходов вырывался огненный шлейф, уходивший за трубу на полтора - два метра; машины работали с максимальной мощностью, которая была выше расчетной. В общем, было на что посмотреть. Экипажи русских пароходов были намного скромнее, о чем свидетельствует публикация от 1835 года в "Коммерческой газете": "...Со введения в России пароходов минуло уже 20 лет. В продолжении сего времени с пароходами случались во всех государствах Европы и Америки большие несчастья, но в России ничего подобного не было." Таким образом, хотя на первом российском
пароходе Чарльза Берда в 1815 году и была установлена машина фирмы "М.
Болтон - Д. Уатт", машиностроение в России развивалось успешно.
К середине XIX века предприятия России производили на коммерческой основе
и паровые машины, и паровые котлы, и движители ничем не уступавшие лучшим
зарубежным образцам.
|