Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

ВЕЛОСИПЕД - МАШИНА, В КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК - ДВИГАТЕЛЬ

(Часть 2)

Михаил Иванович Тымцуник

В четвертом номере журнала за прошлый год была опубликована обзорная статья о веломобилях. Время выхода этой публикации удивительным образом совпало с проведением в России I Слета веломобилистов. В этом году состоится II Слет в рамках фестиваля "Экзотика" (9-11 июля в Москве в Тушино). Есть надежда, что читатель, ознакомившись с этой статьей, если и не решится создать веломобиль собственной конструкции, то, для начала, сходит посмотреть на уже существующие конструкции. Слово "веломобиль" образовано из двух других: велосипед и автомобиль. Эти конструкции являются транспортными средствами и по отдельности, и в симбиозе. Так же как и телега, которую, согласно поговорке, следует готовить зимой (к летней эксплуатации). Пока на дворе зима, поговорим о нашей "телеге".

Бурный всплеск веломобилестроения на Западе в 70-е гг. прошлого века был вызван энергетическим кризисом и выделенными в то же время сериями грантов, предназначенных для поддержки разработчиков веломобилей и пропаганды этих транспортных средств для городов, которыми предполагали частично или полностью заменить автомобили.

Весьма плодотворную почву идея веломобилестроения нашла и в Советском Союзе. Для этого благополучно сошлись вместе: высокая техническая грамотность; материальный достаток, необходимый, чтобы не заботиться о хлебе насущном; отсутствие личного транспорта (в силу сложившейся на тот момент ситуации многие не могли позволить себе автомобиль из-за очередей, растянувшихся на несколько лет вперед, высокой стоимости машин и т. д.); поддержка научно-технического творчества молодежи.

И веломобили появились, как грибы после дождя. Если кто-то веломобиль не делал, так мечтал об этом или хотя бы слышал. У веломобилей была своя ниша и предназначение - они представляли собой дешевый заменитель автомобиля, доступный для любительской постройки, с возможностью хранения в квартире и т.д. и т.п.

К концу 80-х - началу 90-х гг. веломобили, разработанные любителями-энтузиастами, достигли практически пика своего технического развития и совершенства. И практически все представленные на "Экзотике" веломобили были наследием взлета технической культуры, носители которой выросли и получили образование в Советском Союзе.

Но ушел СССР и кардинально изменилась ситуация в стране, поменялись экономические условия. Социальный заказ на веломобили исчез.

К главным препятствиям на пути развития этого вида транспорта можно отнести и недостаточную пропаганду отдыха и туризма на веломобилях, и отсутствие проработанных конструкций на все случаи жизни. Да и на дорогах общего пользования им места нет, того и гляди автомобиль наедет (они и между собой вечно "бодаются"). Регулярно транслируются по телевидению репортажи о каждом этапе гонки "Тур де Франс", но скажите, кто слышал о чемпионатах мира среди любителей-веломобилистов, на которых, кстати, пять раз победителем становился Сергей Дашевский из Краснодара?

Несмотря на то, что в стране растет общее количество велосипедистов, властям до этого нет никакого дела. До сих пор отсутствуют велосипедные дорожки, нет возможности оставить велосипед у магазина, школы, спортивного комплекса и т.д. А вот если бы (помечтаем) веломобиль стал основным транспортным средством передвижения между городом и его пригородом (промзоной и спальным районом), то: во-первых, исчезли бы пробки на дорогах (автомобиль больше веломобиля, а везет, главным образом, все равно только одного человека); во-вторых, добравшись до работы, можно сложить веломобиль и сдать его на хранение; в-третьих, прибавилось бы здоровья, причем у всех.

Ко всему прочему следует отнести и отсутствие современных правил и норм, которые позволили бы полноценно использовать велосипеды и веломобили.

Но, даже если бы все преграды чудесным образом вдруг исчезли, то… уже успев привыкнуть к автомобилю, пересесть на веломобиль будет очень сложно. И ехать хочется комфортно: сидеть в удобном сиденье с упором для спины; быть защищенным от дождя и грязи; в холодное время года иметь устройство для обогрева "салона". И т.д. и т.п. Именно поэтому основным энтузиастом веломобилизации страны будет молодежь, еще не "испорченная" автомобилем.

Современный веломобиль - это лишь сырая модель транспорта будущего. Дальнейшее развитие веломобиля возможно по следующим направлениям. Кузов должен быть совершенным с точки зрения аэродинамики, обеспечивать минимальное сопротивление воздушному потоку, но не слишком узким. Привод от педалей на колеса целесообразно осуществлять не напрямую на колеса, нагрузкой может стать электрический генератор. Полученный ток направляется на электромотор (или мотор-колесо с весьма высоким к.п.д.). Дополнительную энергию можно получать от солнечных батарей, размещенных на кузове.

В случае применения механической трансмиссии необходимо использовать вариатор и коробку переключения передач (КПП), а также маховик для накопления энергии. Применение КПП позволит вращать педали с одной скоростью. Кроме того, что КПП достаточно надежное устройство и практически не требует обслуживания, оно же обеспечивает задний ход. Для обеспечения плавного изменения передачи возможно применение вариатора. Что касается маховика, то его конструкция может быть различной. Это может быть и цельнометаллический маховик, и ленточный супермаховик. Вполне возможно использование ротора электромотора на постоянных магнитах в качестве маховика.

Веломобиль практически любой конструкции - машина скоростная, динамичная, обладающая высокой проходимостью и надежностью. Благодаря применению яркой окраски, катафотов, постоянно работающих в любое время суток светодиодных маячков веломобиль может стать еще и безопасным средством передвижения.

Пока же веломобилей очень мало, практически единицы. Энтузиастам приходится преодолевать определенные трудности при самостоятельном изготовлении веломобиля, а готовые у нас не продаются. В некоторых странах стоимость простейшего веломобиля составляет около 1000 долларов.

На I Слете веломобилистов, состоявшемся в рамках фестиваля "Экзотика" в 2005 г., веломобилей было не так уж мало, и в техническом плане эти веломобили представили основные направления развития этого вида транспорта.

Московские веломобилисты создали конструкции с полным приводом, с дисковыми тормозами на передних колесах, причем настолько эффективными. Правда, максимальная скорость у этих машин несколько маловата, всего около 35 км/ч.

На Слете был представлен раритет - четырехместный веломобиль, построенный еще 20 лет тому назад, но все еще в пригодном для эксплуатации состоянии. Этот замечательный аппарат и его творец удостоились одного из призов от клуба "Растабайк".
Совершенно неожиданно открылась возможность применения веломобилей в сельских районах и так называемых экологических поселениях. Одно из них находится во Владимирской области. И если в городском веломобиле вся конструкция подчинена обеспечению высокой скорости, маневренности, минимального веса и т.д., то к "поселенческому" веломобилю предъявляются несколько иные требования. Габаритные размеры не столь важны, гораздо важнее обеспечить повышенную устойчивость аппарата и на стоянке, и в движении.

И веломобиль, отвечающий этим требованиям, был представлен на "Экзотике". Правда, он был создан в Европе. Его конструкция достойна того, чтобы остановиться на ней более подробно. Сетчатое сиденье легко подстраивается под фигуру человека, спина хорошо вентилируется и не потеет при езде. Привод для упрощения конструкции сделан только на одно заднее боковое колесо. Благодаря большой базе веломобиль очень устойчив во время движения. Но развить большую скорость на нем не удастся. Установка багажников возможна и сзади сиденья, и над передним колесом. К единственному недостатку конструкции можно отнести установку задних колес с развалом. Крайне интересно техническое устройство, позволяющее из двух подобных веломобилей собрать тандем-сцепку. Для этого у одного веломобиля снимается переднее колесо и его вилка вставляется в специальное устройство под сиденьем другого. На все уйдет не больше минуты. Можно таким образом собрать целый велопоезд.

Наибольшее развитие веломобиль получит в тех местах, где по каким-либо причинам не будет автомобилей. Это парки, набережные, спальные районы, даже небольшие города, где можно проехать из одного конца в другой, лишь изредка встретив автомобиль. Впрочем, нечего комплексовать, если выехали на дорогу. Ведите себя как полноправный участник дорожного движения, нечего жаться к обочине, смело занимайте середину полосы, чтобы у едущих сзади не возникло никаких вредных желаний подрезать, зажать. Спокойно перестраивайтесь из ряда в ряд при повороте налево, главное, чтобы маневры были понятны всем окружающим и предсказуемы.

Итак, чтобы привлечь внимание людей к веломобилям как к транспорту, надо начать изготовление дешевых веломобилей с последующей реализацией. Не тех веломобилей, для которых: требуются не слишком дешевые сплавы и сварка в специальных мастерских, а веломобилей, сделанных из стальных велосипедов и обычных материалов, что упростит ремонт и модернизацию. Организация слетов веломобилистов и пробегов по улицам городов (для начала - Москвы) с широким освещением в средствах массовой информации послужит хорошим толчком в популяризации веломобилей и велотранспорта.






Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал