ВЕЛОСИПЕД - МАШИНА, В КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК - ДВИГАТЕЛЬ (Часть 2) Михаил Иванович Тымцуник
Бурный всплеск веломобилестроения на Западе в 70-е гг. прошлого века был вызван энергетическим кризисом и выделенными в то же время сериями грантов, предназначенных для поддержки разработчиков веломобилей и пропаганды этих транспортных средств для городов, которыми предполагали частично или полностью заменить автомобили.
И веломобили появились, как грибы после дождя. Если кто-то веломобиль не делал, так мечтал об этом или хотя бы слышал. У веломобилей была своя ниша и предназначение - они представляли собой дешевый заменитель автомобиля, доступный для любительской постройки, с возможностью хранения в квартире и т.д. и т.п. К концу 80-х - началу 90-х гг. веломобили, разработанные любителями-энтузиастами, достигли практически пика своего технического развития и совершенства. И практически все представленные на "Экзотике" веломобили были наследием взлета технической культуры, носители которой выросли и получили образование в Советском Союзе. Но ушел СССР и кардинально изменилась ситуация в стране, поменялись экономические условия. Социальный заказ на веломобили исчез.
Несмотря на то, что в стране растет общее количество велосипедистов, властям до этого нет никакого дела. До сих пор отсутствуют велосипедные дорожки, нет возможности оставить велосипед у магазина, школы, спортивного комплекса и т.д. А вот если бы (помечтаем) веломобиль стал основным транспортным средством передвижения между городом и его пригородом (промзоной и спальным районом), то: во-первых, исчезли бы пробки на дорогах (автомобиль больше веломобиля, а везет, главным образом, все равно только одного человека); во-вторых, добравшись до работы, можно сложить веломобиль и сдать его на хранение; в-третьих, прибавилось бы здоровья, причем у всех. Ко всему прочему следует отнести и отсутствие современных правил и норм, которые позволили бы полноценно использовать велосипеды и веломобили. Но, даже если бы все преграды чудесным образом вдруг исчезли, то… уже успев привыкнуть к автомобилю, пересесть на веломобиль будет очень сложно. И ехать хочется комфортно: сидеть в удобном сиденье с упором для спины; быть защищенным от дождя и грязи; в холодное время года иметь устройство для обогрева "салона". И т.д. и т.п. Именно поэтому основным энтузиастом веломобилизации страны будет молодежь, еще не "испорченная" автомобилем. Современный веломобиль - это лишь сырая модель транспорта будущего. Дальнейшее развитие веломобиля возможно по следующим направлениям. Кузов должен быть совершенным с точки зрения аэродинамики, обеспечивать минимальное сопротивление воздушному потоку, но не слишком узким. Привод от педалей на колеса целесообразно осуществлять не напрямую на колеса, нагрузкой может стать электрический генератор. Полученный ток направляется на электромотор (или мотор-колесо с весьма высоким к.п.д.). Дополнительную энергию можно получать от солнечных батарей, размещенных на кузове.
Веломобиль практически любой конструкции - машина скоростная, динамичная, обладающая высокой проходимостью и надежностью. Благодаря применению яркой окраски, катафотов, постоянно работающих в любое время суток светодиодных маячков веломобиль может стать еще и безопасным средством передвижения. Пока же веломобилей очень мало, практически единицы. Энтузиастам приходится преодолевать определенные трудности при самостоятельном изготовлении веломобиля, а готовые у нас не продаются. В некоторых странах стоимость простейшего веломобиля составляет около 1000 долларов.
Московские веломобилисты создали конструкции с полным приводом, с дисковыми тормозами на передних колесах, причем настолько эффективными. Правда, максимальная скорость у этих машин несколько маловата, всего около 35 км/ч. На Слете был представлен раритет - четырехместный
веломобиль, построенный еще 20 лет тому назад, но все еще в пригодном
для эксплуатации состоянии. Этот замечательный аппарат и его творец
удостоились одного из призов от клуба "Растабайк".
Итак, чтобы привлечь внимание людей к веломобилям
как к транспорту, надо начать изготовление дешевых веломобилей с последующей
реализацией. Не тех веломобилей, для которых: требуются не слишком дешевые
сплавы и сварка в специальных мастерских, а веломобилей, сделанных из
стальных велосипедов и обычных материалов, что упростит ремонт и модернизацию.
Организация слетов веломобилистов и пробегов по улицам городов (для
начала - Москвы) с широким освещением в средствах массовой информации
послужит хорошим толчком в популяризации веломобилей и велотранспорта.
| ||