ПОЭТАПНАЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И КАЧЕСТВА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Юрий Елисеев, генеральный директор ФГУП ММПП "Салют"
Распоряжением
Правительства РФ № 154-Р от 7 февраля 2006 г. ММПП "Салют"
сохранен статус "Федерального научно-производственного центра".
Научная часть объединения представлена десятью крупными конструкторскими
бюро и отделами, семью научно-технологическими и научно-производственными
центрами по направлениям технологии производства газотурбинных двигателей,
научно исследовательским (НИИД) и учебным (ИЦПС) институтами. Кроме
того, "Салют" взаимодействует (в том числе в рамках хозяйственных
договоров) с отраслевыми институтами, институтами РАН и с десятью высшими
учебным заведениями.
Сегодня на предприятии трудятся
12 докторов технических наук, 36 профессоров, доцентов и старших научных
сотрудников, 109 кандидатов технических наук, более 100 аспирантов.
Московское машиностроительное производственное
предприятие (ММПП) "Салют" является сегодня одним из безусловных
лидеров отечественного авиационного двигателестроения. Производимые
им двигатели АЛ-31Ф устанавливаются на самом "востребованном"
мировым рынком изделии отечественной "оборонки" - истребителе
Су-27 и его многочисленных модификациях. Вариант указанного ТРДДФ с
нижним расположением коробок двигательных (КДА) и самолетных (КСА) агрегатов
нашел применение на однодвигательном китайском истребителе поколения
"4+" САС J-10, недавно запущенном в серийное производство.
На "Салюте" разрабатывается
и модифицированный двигатель, предназначенный для использования на самолетах
типа МиГ-23 и МиГ-27. Несколько сотен этих машин продолжают нести службу
в ВВС десятков стран мира, что обеспечивает достаточно обширный рынок
услуг по их модернизации.
Однако двигатель АЛ-31Ф создан еще
в 1970-е годы и сегодня, несмотря на свои поистине выдающиеся для двигателей
четвертого поколения характеристики, уже не полностью удовлетворяет
требованиям к ТРДДФ, предназначенным для модернизируемых и перспективных
истребителей. В этих условиях ФГУП "ММПП "Салют" совместно
с ЦИАМ, ВИАМ и другими отраслевыми научными центрами проводит большую
работу, направленную на создание авиационных двигателей, более полно
удовлетворяющих запросам нового века.
По мнению специалистов "Салюта",
в настоящее время наиболее рациональным путем развития авиационных двигателей
является поэтапная модернизация существующих изделий, а также создание
новых на базе уже имеющихся модулей и узлов. Реализация подобной схемы
позволяет существенно сократить как сроки, так и стоимость разработки,
а также снизить технический риск, обеспечивая при этом преемственность
поколений авиадвигателей.
Основными тенденциями развития современной
боевой авиации, помимо наращивания "интеллектуального" потенциала
авиационных комплексов (АК), по-прежнему остается увеличение дальности
полета, потолка и маневренности летательных аппаратов (что приводит
к утяжелению ЛА). Вместе с тем, все острее ставится проблема ограничения
стоимости АК на этапах разработки, производства и эксплуатации.
Указанные
тенденции наиболее полно гармонируют с концепцией использования на боевых
самолетах ближайшей перспективы модернизированных двигателей, базирующихся
на хорошо отработанной серийной конструкции. Такие двигатели позволят
в течение обозримого будущего удовлетворять все возрастающие требования
конструкторов летательных аппаратов в отношении тяги и других ключевых
параметров, сохраняя в то же время преемственность с уже существующими
типами силовых установок.
Развивая один "базовый"
двигатель, можно получить достаточно представительный ряд новых изделий,
обеспечив тем самым постепенный, эволюционный переход к двигателям следующих
поколений, не прерывая при этом цикл "проектирование - производство
- продажа".
Подобный подход положен в основу
программы модернизации ТРДДФ АЛ-31Ф, реализуемой в настоящее время "Салютом".
В этой связи следует заметить, что большое число относительно самостоятельных
узлов этого двигателя допускает частичную замену или модернизацию без
внесения существенных изменений в конструкцию остальных элементов. Важным
моментом является и обеспечение возможности оперативного взаимообмена
между программами основного и модернизированного вариантов ТРДДФ в области
усовершенствований, связанных с продлением ресурса, усилением деталей,
повышением надежности и т.п. Это позволит быстро реализовать нововведения
в конструкции деталей и узлов, общих для обоих типов двигателей.
Модернизация двигателя АЛ-31Ф осуществляется
в три этапа. При этом каждому этапу должен предшествовать определенный
объем экспериментально-проектных и конструкторских работ. Планируется,
что двигатели очередного модернизационного этапа будут взаимозаменяемы
на борту летательного аппарата с ТРДДФ предшествующего этапа.
В процессе первого этапа модернизации
(двигатель 99М1) в конструкцию ТРДДФ введены следующие изменения: установлен
компрессор низкого давления с увеличенным расходом воздуха; температура
газов перед турбиной увеличена на 25 °С; использован турбостартер повышенной
на 15…20 % мощности и высотности запуска, увеличенной до 3,5 км; аналоговый
регулятор работы двигателя заменен на цифровой.
Двигатель 99М1 к настоящему времени
успешно прошел стендовые испытания, ведется подготовка к началу его
серийного производства. В результате проведения доработок первого этапа
максимальная тяга двигателя возросла с 12500 до 13300 кгс. Это позволило
улучшить летно-тактические характеристики самолета Су-27. В частности,
время разгона уменьшилось в среднем на 15 %.
Второй
этап модернизации (двигатель 99М2), являющийся логическим продолжением
первого, призван обеспечить прирост тяги до 14100 кгс. На этом этапе
предусматривается более радикальное усовершенствование исходной конструкции.
К изменениям первого этапа добавляются следующие: применяются высокотемпературные
турбины высокого и низкого давления с лопатками пространственного профилирования,
имеющими термобарьерное покрытие; используется новая, разработанная
конструкторами "Салюта", камера сгорания с двухстеночной жаровой
трубой. Она обеспечивает организацию горения с высокой полнотой сгорания,
надежный запуск без применения кислорода, уменьшенную окружную неравномерность
поля температур на выходе, а также увеличенный ресурс при существенном
уменьшении расхода охлаждающего воздуха; устанавливается электронно-цифровая
система автоматизированного управления с гидромеханическим резервированием.
Следует заметить, что "Салют"
успешно провел стендовые испытания на двигателе АЛ-31Ф первой разработанной
в России цифровой системы автоматического управления САУ-235С, предназначенной
и для перспективных двигателей. Система выполнена с полной ответственностью
(т.е. без гидромеханического резерва). Она обеспечивает гибкость в выборе
программ управления, позволяет повысить точность их выполнения, оптимизировать
их при всех условиях эксплуатации.
Третий этап модернизации (двигатель
99М3) в дополнение к предыдущим изменениям предусматривает внедрение
нового трехступенчатого компрессора низкого давления с широкохордными
лопатками пространственного профилирования и повышенной (до 4,2) степенью
сжатия, что позволяет увеличить тягу до 14600 кгс.
В ЦИАМ уже проведены испытания нового
компрессора. На номинальном режиме подтверждены его основные характеристики:
расход воздуха, степень сжатия и к.п.д. Разработаны мероприятия, направленные
на повышение запаса устойчивости.
Параллельно с работами, связанными с увеличением тяги и экономичности
двигателей семейства АЛ-31Ф, на предприятии создается для этого ТРДДФ
всеракурсное сопло с системой управления вектором тяги, проходящее в
настоящее время длительные испытания.
Отработанные в процессе модернизации
новые конструкторские и технологические решения в дальнейшем предполагается
взять за основу при создании авиационных двигателей нового поколения,
предназначенных для оснащения перспективного авиационного комплекса
фронтовой авиации (ПАК ФА).
Однако создание современного авиационного
двигателя - сложный и дорогостоящий процесс, требующий концентрации
усилий поистине в общенациональном масштабе. Необходимо формирование
опережающего научно-технического задела, обеспечивающего сокращение
в три-четыре раза сроков и стоимости этапов разработки, сертификации
и развертывания серийного производства при количестве опытных двигателей
не более 8-12.
По мнению руководителей "Салюта",
для сохранения конкурентоспособности отечественного двигателестроения
необходимо в течение ближайших двух-трех лет обеспечить приоритетное
финансирование работ, связанных с созданием научно-технического задела
по ключевым технологиям, отдельным узлам, элементам, системам и базовому
газогенератору с опережающим увеличением объемов их экспериментальной
отработки. При условии широкой кооперации предприятий это позволит уже
в 2010-2012 гг. получить семейство конкурентоспособных двигателей нового
поколения для самолетов как военной, так и гражданской авиации России.
Совместно с другими предприятиями и отраслевой наукой "Салют"
сегодня активно работает в этом направлении.
Однако модернизация АЛ-31Ф и его
преемника - далеко не единственное направление работ на "Салюте".
Предприятие участвует в разработке и освоении ряда других двигателей
в рамках как внутрироссийских, так и международных программ. Так, в
настоящее время оно задействовано в программе ТРДД АИ-222-25. Этот двигатель
разрабатывается совместно с ЗМКБ "Прогресс" им. Ивченко и
объединением "Мотор Сич" при участии ЦИАМ им. П.И. Баранова
и других научных организаций.
Двигатель АИ-222-25 предназначен для нового учебно-боевого самолета
Як-130 (серийное производство которого организовано на авиазаводе "Сокол"
в Нижнем Новгороде), а также ряда других машин. Он является дальнейшим
развитием двигателей АИ-25ТЛ и ДВ-2, созданных еще в советское время
и используемых на учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетах семейства
Аэро Водоходы L-39. В то же время АИ-222-25 - изделие нового поколения,
полностью отвечающее современным требованиям к ТРДД данного класса.
При его создании широко применялось компьютерное моделирование, электронные
макеты, математические модели деталей и узлов, использовались самые
современные пакеты прикладных программ в области газовой динамики и
прочности двигателя, разработанные научными центрами России и Украины.
Модульная конструкция основных узлов
двигателя, высокий уровень унификации АИ-222-25 с ранее созданными серийными
ТРДД позволяют значительно уменьшить расходы на разработку и освоение
двигателя в серийном производстве, обеспечивают значительное снижение
затрат на его эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт.
В конструкции ТРДД использованы
моноколеса вентилятора типа "блиск", диски турбины, изготовленные
с применением гранульной технологии, титановое литье, высокопрочные
синтетические материалы, лопатки турбины из монокристаллических сплавов
и т.п.
Двигатель АИ-222-25 оснащен современной
цифровой двухканальной САУ типа FADEC, выполняющей не только функции
управления запуском, дозирования топлива, управления поворотным направляющим
аппаратом компрессора, но и обеспечивающей контроль состояния узлов
ТРДД. Запуск двигателя осуществляется компактной автономной ВСУ ТА14-324,
разработанной на НПП "Аэросила".
Двигатель может работать как на
отечественных, так и на зарубежных топливах и маслах. Масляная система
обеспечивает его работу при любых эволюциях самолета, в том числе и
при отрицательных перегрузках.
Изготовление АИ-222-25 осуществляется
с широким применением обработки на многокоординатных станках с ЧПУ,
созданием пресс-форм и моделей методами объемного прототипирования (стереолитография,
термоджет), контролем формы и размеров деталей на сенсорных и лазерных
электронных и измерительных машинах, а также других наиболее современных
технологий.
Двигатель АИ-222-25 обладает хорошими перспективами дальнейшего развития.
В частности, ведется разработка бесфорсажных модификаций ТРДД с повышенной
до 2800…3000 кгс тягой (это достигается путем повышения температуры
газа перед турбиной и улучшения газодинамических характеристик проточной
части компрессоров и турбин). Прорабатываются и форсажные варианты (в
том числе и с системой УВТ), позволяющие увеличить тягу до 5000 кгс.
Такие ТРДДФ могут найти применение на легких боевых и учебно-боевых
самолетах нового поколения, имеющих хорошие перспективы на мировом авиационном
рынке.
Еще одна потенциальная область применения
двигателей семейства АИ-222-25 -беспилотные летательные аппараты (БПЛА),
развивающиеся в последние годы поистине стремительными темпами. О перспективности
работ в этом направлении свидетельствует тот факт, что ряд авиационных
специалистов с мировыми именами называют боевые и разведывательно-боевые
БПЛА "техникой шестого поколения".
ФГУП "ММПП "Салют"
участвует в ряде других российско-украинских программ разработки и производства
авиационных двигателей. Среди них - ТРДД Д-436 (предназначенный для
установки на самолете-амфибии Бе-200, перспективных ближне- и среднемагистральных
лайнерах Ан-148 и Ту-334, а также модернизированном Як-42), винтовентиляторный
двигатель пятого поколения Д-27 (им оснащен российско-украинский оперативно-тактический
военно-транспортный самолет Ан-70), турбовинтовой двигатель АИ-500,
предназначенный для установки на легких летательных аппаратах различного
назначения и, в частности, на амфибии Бе-103, производимой в Комсомольске-на-Амуре.
Сегодня "Салют" находится
на острие научно-технического прогресса в области авиационного двигателестроения.
Работы, проводимые коллективом этого предприятия, способствуют сохранению
нашей страны в числе весьма немногих высокоразвитых государств, способных
самостоятельно разрабатывать и производить авиационные газотурбинные
двигатели. Можно без преувеличения сказать, что ФГУП "ММПП "Салют"
является сегодня одним из гарантов экономической независимости и обороноспособности
России.