
ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, ВИХРИ И ЖГУТЫ
Юрий Кочетков, начальник отделения
ФГУП "Исследовательский центр имени М.В. Келдыша", д.т.н.
Турбулентное
течение - это сложная волновая динамика, составляющими которой являются
три вида движения: поступательное, вращательное и деформационное. В
чистом виде каждое из этих течений проявляется редко и в идеализированных
случаях. Как правило, они взаимосвязаны и образуют сложную интерференцию
в виде устойчивых конфигураций. Наиболее характерным для турбулентного
течения является деформационное движение в виде кручения потока. В настоящее
время этот вид движения наименее изучен.
Слово турбулентность происходит
от латинского слова turbo - вихрь. Оно применимо для обозначения динамических
процессов в среде жидкости, а также газа и плазмы. Часто встречаются
и перемешанные среды: жидкость и газ в кавитирующей турбине, частично
ионизированный газ в МГД-генераторах, а также газ с твердыми и жидкими
частицами в ракетных двигателях твердого топлива. Турбулентность может
присутствовать в любой из перечисленных выше комбинаций рабочих сред.
Это - общее понятие, отражающее свойство любой подвижной среды.
С общефизической точки зрения турбулентность
можно представить как волновую динамику среды, включающую в себя совокупность
различных составляющих движения, строго взаимосвязанных между собой.
Это - поступательное движение, вращательное и деформационное. Наиболее
простой вид движения (течения) - поступательное прямолинейное. Для вязких
жидкостей таким видом течения является ламинарное или послойное, когда
соседние линии тока параллельны. Ламинарное течение является частным
случаем турбулентного течения, а с математической точки зрения может
пониматься как особая точка.
Более сложным видом турбулентного
течения является вращательное течение, которое точно характеризуется
в теории поля оператором ротор или вихрь. Под механической интерпретацией
вихря понимают мгновенное вращение жидкой (газообразной) сферы малого
диаметра вокруг ее центра. Вихрь имеет размерность угловой скорости
и в отличие от поступательного характеризует угловое перемещение.
Наличие
вихрей в потоке может сильно усложнять общую турбулентную картину течения.
Наиболее простые по структуре закольцованные вихревые и винтовые течения
(когда вектор вихря совпадает с вектором скорости) могут превращаться
в более сложные. Просто закольцованное движение жидкости между двумя
вращающимися цилиндрами превращается в замысловатое, с образованием
вторичных течений. Поток разбивается на дискретные тороидальные объемы
с размерами, соизмеримыми с величиной щели между внешним и внутренним
цилиндрами. Это знаменитые вихри Дж. И. Тейлора, которые он предсказал
на основании линейной теории устойчивости. Вихри имеют регулярно чередующуюся
структуру с правым и левым вращением и с осями, параллельными направлению
окружной скорости вращающегося внутреннего цилиндра.
Другим примером вихрей с образованием
вторичных течений являются вихри Г. Гертлера или Тейлора-Гертлера, которые
возникают при обтекании вогнутых стенок (см. "Двигатель" №
3 (39), 2005 г.). И в том и в другом случае вихри представляют собой
винтовые течения с направляющими осями, параллельными криволинейным
стенкам каналов.
Винтовые течения являются векторным
сложением двух течений, поступательного и вращательного (вихревого).
Причем вращательное движение может осуществляться как по закону твердого
тела, так и по законам вязкой жидкости. Для большинства реально функционирующих
аппаратов этот закон близок к комбинированному. Непосредственно у оси
вращения выполняется закон твердого тела, а на периферии - вязкой жидкости,
что также приводит к отклонению от идеального винтового течения (например,
течение за вращающимся винтом пропеллера).
Течение в вихре может быть пульсирующим,
таким как в тороидальном вихре с большим радиусом вращения, образующимся
за уступом в сопле РДТТ.
Скорость на внутреннем кольце тора
может заметно отличаться от скорости на внешнем кольце, что приводит
к возникновению так называемых струхалевских частот.
Ярким
примером, поражающим воображение, являются тороидальные вихри, возникающие
при равномерном нагреве тонкого слоя силиконового масла, перемешанного
с алюминиевыми хлопьями и разлитого на плоскости. Это - ячейки Бенара,
возникающие за счет тепловой конвенции, идущей от равномерно нагретой
медной плоской поверхности вверх через центр каждой ячейки и затем вниз
по краям контакта со смежными ячейками. Ячейки плотно укладываются на
поверхности, образуя гексагональную структуру с регулярным шагом. Каждая
ячейка является тороидальным вихрем с осью вращения по срединной окружности.
Рассматривая различные виды вихревых
течений, можно отметить одно их общее свойство - свойство парности.
В потоке жидкости или газа вихри могут устойчиво существовать в том
случае, если они образуют пару из двух вихрей, вращающихся в противоположном
направлении. Пара представляет собой своеобразный газодинамический спин
с уравновешенными левым и правым моментами количества движения, обладающий
свойствами симметрии. Очевидно, что цепочка вихрей Тейлора-Гертлера
в сопле ракетного двигателя обладает циклической симметрией, а гексагональная
структура Бенара - модульной.
Деформационная
составляющая турбулентного поля скоростей является в настоящее время
наиболее сложной в математическом описании. По аналогии с первой теоремой
Г. Гельмгольца, законодателя вихревого течения идеальной жидкости, деформационную
составляющую скорости потока можно записать в виде произведения тензора
скоростей деформаций и дифференциала радиуса - вектора. При этом под
скоростью деформации понимается суммарное перемещение элемента потока
в единицу времени. Для турбулентного потока характерным деформационным
движением является кручение. В отличие от вихревого и винтового течения
кручение имеет свойство упругости потока и по аналогии с твердым телом
может обладать термодинамической обратимостью без изменения энтропии.
Кручение потока может наблюдаться
либо в местах его соприкосновения со стенкой, либо на границе потоков
с сильно различающимися свойствами. Воздействие на поток кручения приводит
к образованию вихревых жгутов, которые также как и вихри являются парными.
Такие жгуты внешне напоминают скрутку двух электрических проводов.
Визуальных
картин, иллюстрирующих кручение потока, в настоящее время в литературе
весьма ограниченное количество. Это объясняется большими техническими
сложностями при получении трехмерных изображений высокоэнтальпийных
потоков. Одним из удачных снимков, сделанных А. А. Павельевым и О. И.
Навозновым в 1972 году, является фотография струи гелия в спутном потоке
воздуха. В данном случае особый интерес представляет область течения,
следующая за ламинарной в самом начале струи. Это область кручения потока.
Аналогичная
картина была получена методом горячей визуализации в виде следов высокотемпературного
потока продуктов сгорания на стенке профилированного сопла модельного
РДТТ. По отпечаткам на стенке также распознаются попарно закрученные
жгуты, постепенно расплетающиеся с увеличением степени расширения сопла
и переходящие в косонаправленные волновые образования.
Ранее,
в журнале "Двигатель" № 2 (38), 2005 г., были приведены фотографии,
иллюстрирующие течение с кручением. Было показано, что закрученные потоки
могут возникать при отсутствии градиента давления на стадии перехода
к устойчивому режиму течения. При этом неустойчивым становится любой
предшествующий режим течения. В зависимости от сценария это может быть
либо волновой режим Толмина-Шлихтинга, либо вихревой Тейлора-Гертлера.
Приводимая ранее аналогия с наконечником пастушьего кнута имеет к данному
случаю прямое отношение. Известно, что два пучка конских волос невозможно
соединить друг с другом простым закручиванием. Такое соединение развалится.
Но, если каждый пучок свить, то есть произвести кручение каждого волоска,
а затем соединить свитые в противоположных направлениях пучки, то за
счет трения волосков одного пучка о волоски другого образуется прочная
скрутка в виде жгута, которая не расплетается при резком ударе кнутом.
Вихревые жгуты также образуют устойчивую турбулентную структуру. При
этом равновесие сил достигается равенством сил кручения и вязкого трения.