Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

К ВОПРОСУ О ПЕРЕИМЕНОВАНИЯХ, ИЛИ: КАК ВАС ТЕПЕРЬ НАЗЫВАТЬ?

Эрнст Намсараев, начальник отдела ЦИАМ

В этом году головной НИИ российского авиадвигателестроения готовится отмечать очередной юбилей. Мы, работающие долгие годы в институте, уже давно, знаем только одно название - ЦИАМ, или более полно - Центральный институт авиационного моторостроения имени Петра Ионовича Баранова. Интересно, как наш институт назывался при его рождении, 75 лет тому назад?

Вот что открывает нам история:

...Собственно, на той площадке, где сейчас расположен институт, НАМИ под руководством профессора Н.Р. Бриллинга предполагало создавать институт автотракторных моторов. Первоочередность этой нужной инициативы поставили под сомнение в известном письме 19 авиационных специалистов от 13 августа 1930 года, обращенном к руководству страны и партии. Это подталкивало к принятию судьбоносного для нашего института решения: ставился вопрос о создании "единого центрального Института по опытному строительству авиамоторов и самолетов". Сотрудники НАМИ с этой точкой зрения были не согласны, поскольку резонно считали, что автомобильные и тракторные (а значит и танковые) моторы для обороны страны имеют не меньшее значение.

В Реввоенсовет с указанным коллективным письмом поехал его автор и инициатор, будущий великий конструктор авиационных и танковых дизелей, а тогда - недавний выпускник Академии им. Жуковского и бывший комиссар Гражданской войны Алексей Дмитриевич Чаромский. Его принял начальник Главного управления ВВС РККА Петр Ионович Баранов, горячий поклонник создания отечественной авиации и однополчанин Чаромского.

Расширенное заседание Реввоенсовета СССР по вопросу о создании нового института состоялось 3 декабря 1930 года. На нем присутствовало много технических специалистов из армии, НАМИ, ЦАГИ. Решение этого заседания (протокол № 27, п. 2, пп. 1) явилось тем документом, который поставил точку в вопросе: "Быть или не быть?" В нем говорилось: "…объединить в составе ВАО Авиамоторный Отдел ЦАГИ и отдел опытного моторостроения завода № 24 ВАО - в единый Опытный Авиамоторный Институт". Здесь ВАО - Всесоюзное авиационное объединение - "букет" из авиационных предприятий. Так что ОАИ - первое из имен нашего института.

Затем - примерно через полгода, а может и раньше - в различных документах стало фигурировать название "Институт авиационного моторостроения" - ИАМ. Говорят, что такое название придумал и ввел в оборот Б.С. Стечкин (первый "собиратель" нашего института и первый же его начальник). Площадку в Лефортово вместе со всем, что уже успел построить НАМИ, передали новому институту (группа моторостроителей НАМИ влилась в коллектив нового института).

Это название тоже просуществовало недолго. Приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности № 435 от 29 июня 1932 года Институт авиационного моторостроения был переименован в Центральный институт авиационного моторостроения - ЦИАМ.

"Крестный отец" института, П.И. Баранов с 1931 года руководил главным управлением авиационной промышленности. Вскоре он стал заместителем наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. В 1933 году Баранов погиб, направляясь на самолете в Коктебель. В приказе по Народному комиссариату тяжелой промышленности № 805 от 14 сентября 1933 года говорится: "Учитывая выдающиеся заслуги в авиационной промышленности безвременно погибшего заместителя наркома тяжелой промышленности Петра Ионовича Баранова и ходатайство местных партийных и общественных организаций об увековечении его памяти, приказываю: заводу № 29 и Центральному институту авиационного моторостроения (ЦИАМ) присвоить имя П.И. Баранова". Почти одновременно с ЦИАМ и Омским авиазаводом стала носить имя своего создателя П.И. Баранова планерная база в Коктебеле.




Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал