Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

ПЕРВЫЙ ШАГ В СОЗДАНИИ ДВИГАТЕЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ

НТЦ им. А. М. Люльки ОАО "НПО "Сатурн":
Валентин Быстров, зам. начальника отдела
Михаил Гойхенберг, главный специалист
Андрей Котельников, зам. главного конструктора
Евгений Марчуков, зам. генерального конструктора
Игорь Осипов, ведущий конструктор

Специалистами ОАО "НПО "Сатурн" разработана концепция и определены основные параметры модернизированного двигателя АЛ-31Ф/ФП. Показатели машины и жизненного цикла модернизированного двигателя заметно превышают данные двигателя-прототипа. Новый двигатель, получивший условное название 117С, успешно прошел первые летные испытания в ЛИИ им. Громова в составе летающей лаборатории "10М-10" ОКБ Сухого.

Распоряжением Правительства РФ НПО "Сатурн" определено головным разработчиком двигателя для военной авиации нового поколения. Производство узлов осуществляется в кооперации на предприятиях Рыбинска, Уфы и Москвы. Создаваемый двигатель станет основой для развития отечественной газотурбинной техники на ближайшие 25-30 лет.

Новый двигатель создается на основе имеющегося научно-технического задела предприятия, что значительно снижает технические риски при его разработке. ОАО "НПО "Сатурн" как разработчик одного из лучших в мире двигателей четвертого поколения АЛ-31Ф/ФП реализует концепцию глубокой модернизации узлов серийных двигателей, эксплуатирующихся в составе самолетов Су-27/30 российских и зарубежных ВВС. Основным достоинством концепции является возможность проведения модернизации в условиях капремонта на серийных и авиаремонтных заводах с использованием существующей материальной части и заменой 20…35 % узлов и деталей, что явно привлекательно для заказчиков даже по чисто экономическим соображениям. Модернизированные двигатели предназначены для установки на самолеты как российских ВВС, так и, что очень важно, на его экспортную модификацию Су-35.

Как подтверждение правильности поэтапного принципа модернизации, следует отметить успешные результаты проведенных летных испытаний, начиная с марта 2004 г. Итогом серии испытаний стал полет в июле 2005 г. на максимальный Мах самолета Су-27 с двумя новыми двигателями.

При разработке двигателя был использован уникальный инженерно-исследовательский потенциал, современное технологическое оборудование и передовые технологические процессы. Можно сказать, что создана солидная основа для решения задач разработки двигателя следующего поколения.

Новый двигатель при повышенной тяге (более 14000 кгс) обладает значительным ресурсом, заметно превышающим аналогичные показатели двигателя-прототипа, возможностью его эксплуатации по техническому состоянию на базе новой цифровой системы управления с углубленной диагностикой, и все это с учетом того, что при небольшой доработке мотогондолы двигатель может быть установлен на любой самолет семейства Су-27 и Су-30.

В результате повышения эффективности узлов двигателя удалось снизить: удельную массу двигателя на 14 %; стоимость жизненного цикла на 30 %; удельный расход топлива на основных режимах более чем на 4 %.

Одновременно произошло повышение: показателей безотказности в 1,5…2 раза; ресурса более чем в два раза; удельной тяги на 9 %.

Использование указанных выше сравнительных параметров в качестве исходных данных для двигателя условного самолета гражданской авиации показало увеличение коммерческого дохода владельца самолета с аналогичным образом обновленным двигателем на $110 млн.

Достигнутые в ходе стендовых и летных испытаний двигателя результаты можно считать уникальными для российского авиадвигателестроения, и ставит этот двигатель в один ряд с современными зарубежными разработками.

Самолет - летающая лаборатория с двумя такими двигателями разогнался до скорости, более чем в два раза превышающей скорость звука, и при этом средства объективного контроля зафиксировали устойчивую и надежную работу силовой установки.

Есть твердая уверенность в том, что новый двигатель ждет, как минимум, такой же успех, которого достиг его предшественник АЛ-31Ф, прославивший на самолетах семейства Су-27 российское оружие на весь мир.



Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал