На заре автомобилизации всей планеты, после нескольких неудачных попыток использования пара в качестве рабочего тела двигателя "самобеглых" колясок, конструкторы попробовали поездить на сжатом воздухе, а потом перешли на электрическую тягу. Это происходило как раз в те времена, когда проводилась электрификация всей Земли. Электоромоторы устанавливались повсюду, где только можно, и в первую очередь на производстве. Но если к станку энергия подводилась по проводам, то к автомобилю провода не протянешь. Ездили на аккумуляторах. Причем в России первый автомобиль, появившийся в 1899 г., был именно с электороприводом. Ну, а потом произошло то, что после изобретения двигателя внутреннего сгорания назвали победным шествием ДВС по всей планете. Эффективность нового двигателя была столь велика, что он безоговорочно вытеснил все остальные. И только теперь, когда перед человечеством встали проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, конструкторы начали ломать головы над поиском альтернативы двигателю внутреннего сгорания. И тут им снова на глаза попал электрический двигатель. Попал потому, что он все-таки использовался в некоторых машинах, например, электрокарах. Но данное транспортное средство имело ряд ограничений, эксплуатировалось только на внутризаводской территории, имело небольшую скорость и ограниченную дальность пробега. Ночью электрокар становился на подзарядку. Для того, чтобы можно было кататься целый день с приличной скоростью, надо было решить проблему повышения емкости аккумулятора, снижения его массы и стоимости. Этой проблемой занялись сравнительно недавно, но уже достигнуты впечатляющие результаты. Причем на рынке появились сразу несколько машин разных фирм. Американская компания AC Propulsion создала не просто автомобиль, а спорткар Tzero. Причем покупателям он предлагается в двух вариантах: со свинцовыми аккумуляторами и с ионно-литиевыми. Свинцовые аккумуляторы дают возможность проехать на одной зарядке всего 150 км со скоростью 145 км/ч. Можно ехать медленнее, тогда и проехать можно будет немного больше. Двигатели позволяют ехать куда быстрее, но тогда пробег будет совсем небольшим, поэтому скорость ограничена указанной величиной. Совсем другое дело при установке ионно-литиевых батарей - пробег сразу возрастает до 480 км, причем со скоростью 160 км/ч. Почти аналогичные характеристики у машины Fetish, которую создала французская компания Venturi. И хотя кузов изготовили из композиционного материала на основе углеволокна, масса этой небольшой машины все же достигла 1100 кг. Но благодаря электромотору, мощность которого составляет 245 л.с., машина разгоняется до 100 км/ч всего за 5 с. Электроэнергии, запасенной в ее ионно-литиевых аккумуляторах, достаточно для пробега 350 км с максимальной скоростью 170 км/ч. Но все же американцы решили спорткарами себя не ограничивать и придумали еще один электроавтомобиль, по динамическим характеристикам не уступающий Tzero и Fetish. Причем этот автомобиль настолько оригинален, что на нем следует остановиться немного поподробнее. Вначале о габаритах: длина машины составляет 2,57 м, высота - 1,52 м, ширина - 0,99 м (!) Автомобиль шириною с мотоцикл. Да и берет он на "борт" всего двоих: водителя и пассажира. Правда, есть небольшой багажник. То, что автомобиль берет всего двоих, вполне оправдано - зачастую в машине, рассчитанной на четырех человек, едет всего один. Этот автомобиль для тех, кто любит одиночество, комфорт и скорость. Максимальная скорость ограничена не "жалкими" 170 км/ч, как у Fetish, а 240 км/ч (но зато пробег при этом очень маленький - порядка 130 км). Безопасность на такой скорости обеспечивают специальная рама и… аккумуляторы. Их масса составляет почти половину массы автомобиля, которая достигла 1364 кг, и располагаются они под полом, что значительно понижает высоту центра тяжести машины. Это обеспечивает машине высокую маневренность, видимо, поэтому ее назвали Tango. Два мощных электромотора, каждый из которых работает на свое заднее колесо, позволяют Tango разгоняться до 100 км/ч всего за 4 с. Такие разгонные характеристики и такая максимальная скорость для этого автомобиля нужны где-нибудь за городом, скажем, когда опаздываешь на работу. А вот когда ты уже в городе, то тут очень кстати будут маленькие габариты Tango. Во-первых, эта машина на дороге занимает в два раза меньше места, а на одной полосе их умещается целых две. Во-вторых, когда надо будет припарковаться, то можно встать поперек между двух других машин, и нет проблем. Можно и аккумуляторы подзарядить. На первых машинах предполагается установка никель-металлгидритных аккумуляторов, а в последующем - литий-ионных. Для их зарядки потребуется около трех часов. Можно управиться и за 10 минут, но для этого потребуется мощный источник тока, да и зарядка будет неполной, всего 80 % от максимально возможной. И самое интересное. Фирма Commuter
Cars Corporation, производящая этот автомобиль, предлагает покупателям
не готовую машину, а комплект для сборки. Для российского рынка вполне
актуально: покупатель будет лишен возможности винить завод в плохой
сборке. А собрать Tango можно будет за 8 часов. |