Дмитрий Боев
Традиционная 
      международная выставка и научная конференция по гидроавиации "Гидроавиасалон-2004" 
      прошла со 2 по 5 сентября 2004 года в Геленджике, на побережье Черного моря. 
      В выставке приняли участие более 140 фирм и организаций из России, Украины, 
      Литвы, Латвии, Германии, Италии, США, Великобритании. 
      
В полете 
      и на земле демонстрировалось более двух десятков летательных аппаратов. 
      Особенный интерес, традиционно, вызывали полеты авиатехники, которую можно 
      полноценно представлять только здесь: гидропланы, аппараты двух сред базирования. 
      Это и работяга береговой охраны Бе-12, который в пожарном варианте "П" 
      уже который год борется с результатами человеческого разгильдяйства - лесными 
      пожарами; это и огромный "Альбатрос" А-40 (на третий день Салона 
      он почему-то стал именоваться А-42), судьба которого быть морским спасателем 
      на открытых и внутренних морях и океанах; это и новый пожарник и перевозчик 
      - изящный гидролайнер Бе-200, это и элегантный как лимузин экстра-класса 
      маленький Бе-103. И все это - птенцы одного гнезда - Таганрогского "ТАНТК 
      им. Г.М. Бериева", испытательно-экспериментальная база которого, вместе 
      с аэропортом "Геленджик" уже в пятый раз приютила Салон.
      Особенностью пятого Гидроавиасалона являлась демонстрация серийной морской 
      авиатехники при проведении совместных операций по поиску, спасению, мониторингу. 
      И завершали каждый день показательных полетов пилотажные группы "Русские 
      витязи" и "Стрижи". Их мощная и изумительно красивая полетная 
      программа весьма эмоционально воспринималась зрителями.
      
На салоне 
      летало два Бе-200. Третий, который тоже должен был быть здесь, занимался 
      в это время основной работой этого самолета - гасил лесные пожары где-то 
      на Аппенинах. Во время работы выставки на самолете-амфибии Бе-200 установлено 
      10 мировых рекордов в классах С-3 (самолеты-амфибии) и С-2 (гидросамолеты). 
      Надо учесть, что на самолете-амфибии Бе-200 ранее уже установлено 24 мировых 
      рекорда.
      
И самое 
      удивительное (для нашего времени), что произошло на этом Салоне - открытие 
      в Геленджике Центра климатических испытаний "Всероссийского научно-исследовательского 
      института авиационных материалов". Это - полноценное отделение, имеющее 
      научные цели и вполне конкретные практические задачи. Вроде бы рядовое событие, 
      но у нас выросло уже целое поколение, не представляющее, что можно создавать 
      в Отечестве новое научное учреждение.
      
Во время работы "Гидроавиасалона-2004" прошли многочисленные переговоры и совместные встречи производителей с российскими и зарубежными потенциальными заказчиками. На них были достигнуты договоренности о дальнейшем совершенствовании конструкции самолета-амфибии Бе-103 по итогам его эксплуатации в США. Проведено совещание по вопросу сертификации двигателя Д-436ТП и вспомогательной силовой установки ТА-18-100 по нормам EASA для самолета-амфибии Бе-200. С делегацией бразильской фирмы MSA Group достигнуто соглашение о намерении поставить в Бразилию девять самолетов-амфибий Бе-103. Подписано лицензионное соглашение о производстве модернизированного самолета-амфибии Бе-103 между ТАНТК им. Г.М. Бериева и КнААПО. В целом "Гидроавиасалон-2004" ещё раз наглядно продемонстрировал высокий уровень отечественной гидроавиации.