25-29 августа 2004 года состоялась VIII Московская международная автомобильная
выставка "Мотор Шоу-2004" (MIMS-2004). В этом году выставка собрала
рекордное за всю ее истории число участников - 925 экспонентов из 38 стран
мира. Российскую Федерацию представляли 584 участника из 65 городов страны.
В течение пяти дней работы выставку смогли посетить около ста тысяч человек.
В рамках выставки состоялись VI международная конференция "Двигатели
для российских автомобилей" и II Конгресс технологов автостроения.
На выставке прошло несколько церемоний награждения, пресс-конференций и
презентаций компаний-участников.
Организаторами выставки выступили ОАО "Автосельхозмаш-холдинг"
(Москва) и компания ITE Group Plc. (Лондон) при поддержке Министерства промышленности
и энергетики РФ, Правительства Москвы и содействии ЗАО "Экспоцентр".
На автомобильных
экспозициях отечественных и иностранных участников было выставлено более
20 новых моделей автомобилей.
Прежде всего
следует отметить легковой автомобиль "Лада-Приора", созданный
на платформе ВАЗ-2110, но все-таки это новая машина. В качестве опции на
новый автомобиль предусматривается устанавливать автоматическую КПП, навигационную
систему и другие приборы, повышающие комфорт и расширяющие возможности.
Следующая
новинка от АвтоВАЗа - "Лада-112 купе". Хотя это трехдверная модификация
ВАЗ-2112, но благодаря двигателю объемом 1,8 л получился псевдоспортивный
автомобиль для активных и энергичных водителей. Максимальная скорость 200
км/ч, разгон до 100 км/ч выполняется за 10,5 с.
Был
продемонстрирован прототип автомобиля "Лада-Силуэт". Это новый
для АвтоВАЗа класс D, в котором после прекращения производства автомобилей
на АЗЛК образовался "вакуум". Целью показа этого автомобиля является
получение потребительской оценки новой модели завода.
Из Нижнего
Новгорода привезли ГАЗ-31107. Это "Волга" 2005-го модельного года,
олицетворяющая собой второй этап модернизации ГАЗ-31105. В дополнение к
бесшкворневой подвеске, стабилизатору поперечной устойчивости, модернизированной
КПП в модели существенно изменена задняя часть кузова, установлена пружинная
задняя подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, запасное колесо
опущено под пол кузова, изменен бензобак и др.
К сожалению,
ни АвтоВАЗ, ни Заволжский моторный завод (основной поставщик для ГАЗа) своих
двигателей отдельно от автомобилей не показали. Только ОАО "Волжские
моторы" выставило три своих мотора, которые, однако, ничем от показанных
в прошлом году не отличались.
Из
грузовых машин хочется отметить впервые продемонстрированный седельный тягач
КАМАЗ-65225, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой
59,3 т. Тягач оснащен турбодизелем КАМАЗ-740.50-360 мощностью 360 л.с.,
отвечающим требованиям "Евро-2" и позволяющим 59-тонному автопоезду
развивать скорость 80 км/ч.
Очень привлекательно
смотрелся бортовой автомобиль-тягач Урал-6363 полной массой 18 т, способный
работать в составе автопоезда полной массой 40 т. На автомобиль могут устанавливаться
двигатели ЯМЗ мощностью 300…400 л.с., которые удовлетворяют требованиям
"Евро-2" и "Евро-3".
Можно удивляться,
но почти во всех городских автобусах, разработанных в России и представленных
на выставке, установлены зарубежные двигатели. Так, на первый российский
городской сочлененный автобус компании "Русские автобусы" ЛиАЗ-6213
общей вместимостью 171 человек установлен 7-литровый двигатель Caterpiller
мощностью 300 л.с. Этот же двигатель применен на прототипе особо большого
городского трехосного автобуса ЛиАЗ-62ХХ общей вместимостью 155 человек.
Даже на городской автобус малого класса ПАЗ-3227 конструкторы установили
4-литровый двигатель Caterpiller мощностью 140 л.с.
Из этого
ряда "выпадает" городской газобаллонный автобус НеФАЗ-5299-20-21
общей вместимостью 82 человека. Особенностью автобуса является двигатель
КАМАЗ-820-53-260 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха, работающий
на природном газе (метане). V-образный восьмицилиндровый двигатель с рабочим
объемом 11,8 л и мощностью 260 л.с. не приспособлен для работы на жидких
видах топлива; он оборудован электронной системой впрыска газа и обеспечивает
выполнение требований "Евро-2". В задней части и под полом установлены
8 газовых баллонов общей емкостью 990 литров. Запас хода на одной заправке
- 450 км. Кстати, этот автобус получил специальный приз за организацию серийного
производства экологически чистого автобуса на альтернативном топливе.
Из
двигателестроительных заводов, ориентированных на грузовые машины и автобусы,
на выставке достойно были представлены дизели ЯМЗ и ММЗ. Причем они все
обеспечивают выполнение требований "Евро-2" и "Евро-3".
26 августа в течение одного дня проходила VI Международная конференция "Двигатели
для российских автомобилей", организованная компанией ОАО "АСМ-холдинг".
На конференции собрались ведущие специалисты автомобильного рынка.
Открыл Конференцию
председатель Совета директоров ОАО "АСМ-холдинг" Александр Ковригин,
а тон последующим выступлениям задал доклад Геннадия Корнилова, первого
заместителя генерального директора по научной работе ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ".
По мнению докладчика, основным компонентом, ответственным за выполнение
автомобилем экологических норм, был и остается двигатель. К основным мероприятиям,
которые позволят бензиновым двигателям соответствовать нормам "Евро-2"
и "Евро-3", были отнесены:
установка
системы управления газообменом, смесеобразованием и сгоранием с прецизионным
контролем на переходных режимах и самодиагностикой;
применение
системы улавливания паров топлива;
установка
системы ускоренного прогрева двигателем;
внедрение
системы внешней и внутренней рециркуляции с механизмом регулирования
фаз газораспределения;
обеспечение
рабочего процесса с быстрым сгоранием стехиометрических смесей и высоким
уровнемразбавления отработавшими газами;
организация
непосредственного впрыска топлива в цилиндры;
использование
4-клапанной камеры сгорания с контролируемым вихрем и регулируемой степенью
сжатия;
установка
трехкомпонентной системы нейтрализации отработавших газов и системы
теплоизолированного выпуска.
Но как бы
ни старались конструкторы, решить все вопросы экологии без юридической поддержки
невозможно.
Первоочередным
нормативным актом в рамках разработки специального технического регламента
"Требования безопасности к колесным транспортным средствам и их составным
частям", станет постановление Правительства РФ "О повышении экологической
безопасности автомобильной техники, вводимой в эксплуатацию на территории
РФ". Проектом постановления предусмотрено утверждение специального
технического регламента и введение экологической классификации транспортных
средств. В техническом регламенте устанавливаются экологические требования
к моторным топливам, причем сроки поставок таких топлив на рынок синхронизированы
со сроками начала производства автомобилей соответствующих классов.
В последующих
выступлениях были подняты вопросы разработки газобаллонных автомобилей для
последующего производства на ОАО "АвтоВАЗ" (Владимир Шашков),
совершенствования характеристик двигателей большегрузных автомобилей ОАО
"КАМАЗ" (Наил Гатауллин) и другие проблемы.
На следующий
день, 27 августа, состоялся II Конгресс технологов автостроения. Конгресс
был также организован компанией ОАО "АСМ-холдинг". После пленарного
заседания началась работа четырех специализированных секций, посвященных
заготовительному производству, системам обеспечения качества на основе международных
стандартов, прогрессивным материалам и технологиям сборочного производства.
Проблемам
внедрения новых технологических решений, обновления парка оборудования и
переоснащения автомобильных производств была посвящена II Международная
специализированная выставка "Автомобильные технологии и материалы "АТиМ-2004",
проходившая в павильоне № 6 одновременно с MIMS-2004 и органично вписавшаяся
в ее программу.
Как всегда
в ходе работы выставки были проведены пресс-конференции компаний-участников,
среди которых ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "ИжАвто". Традиционно,
в рамках выставки состоялся ряд конкурсов среди экспонентов в различных
профильных номинациях.
В соответствии
с программой мероприятий выставки "Мотор Шоу-2004" 21 и 22 августа
2004 г. на испытательном полигоне в городе Бронницы Московской области состоялись:
выставка-конференция "Автомобильная техника двойного применения-2004"
и очередной этап соревнований по трак-треалу на кубок ГАБТУ МО РФ и ОАО
"АСМ-холдинг". Выставка и соревнования были организованы 21 НИИИ
Минобороны РФ, ГАБТУ Минобороны РФ и ОАО "АСМ-холдинг".
Хочется
обратить внимание читателей на то, что IX Московская международная автомобильная
выставка "Мотор Шоу-2005" состоится в период с 24 по 28 августа
2005 года на ВК ЗАО "Экспоцентр" на Красной Пресне.
Дело в том, что российские международные автомобильные салоны "Автосалон",
аккредитованные Международной организацией производителей автомобилей OICA,
начиная с 2006 года будут проводиться раз в два года по четным годам. Смена
нечетных годов на четные произведена организаторами в соответствии с предложениями
членов автомобильного Комитета европейского бизнес-клуба, представляющего
интересы иностранных автомобильных производителей на российском рынке. При
этом были приняты во внимание особенности официального календаря OICA и
мнения членов Выставочного комитета OICA, позиционирующих свои автомобильные
салоны относительно российского "Автосалона".