Многое поменялось
за последние полтора десятилетия в Отечестве нашем. Может быть, это и не
так плохо: способность к переменам - признак живого. Впрочем, что бы и как
не менялось, все равно перспективы любого дела определяются людьми, его
делающими (пусть даже они сами не всегда распоряжаются и своей-то судьбой).
Никто, однако, не вечен, и если молодежь не приходит на смену старшему поколению
в промышленности, науке, сельском хозяйстве, дело, которому они служили,
обречено на гибель. И это никак не связано с особенностями стиля государственного
правления или провозглашенным приоритетом какой-нибудь формы собственности.
Опыт показывает, что кадровая проблема - проблема глобальная и, к сожалению,
вовсе не саморегулируема ни при каком рынке. Но именно решением вопроса
кадровой преемственности в хозяйстве определяется, в конце концов, имеет
ли данная страна перспективы и можно ли вообще в ней строить реальные планы.
Если технически развитое государство перестает заниматься молодежной политикой,
судьба его промышленности становится неопределенной. Уже одни только прямые
материальные потери из-за сбоев в функционировании хозяйственного механизма
многократно превысят общий объем бюджета. Но мы родились здесь, мы работали
на благо своей страны, мы ее строили и защищали: нам и нашим детям жить
тут. Полагаю, это - достаточный набор причин, обосновывающих настоятельную
необходимость практических действий!
Одно из
действий, проделанных в ходе государственного строительства последних лет,
несомненно, скажущееся в наибольшей степени отрицательно - практическое
самоустранение государства от упомянутого уже мною процесса обновления кадров.
Стремясь уйти от жестких рамок кадровой политики времен СССР, руководство
страны по сути полностью сняло с себя ответственность за формирование состава
работников, а вместе с тем и обеспечение насущнейшего в каждом деле требования
сохранения преемственности, передачи специалистам накопленного опыта. Создание
у молодежи целевой установки на участие в созидательном труде было необдуманно
отождествлено с идеологической "промывкой мозгов" и вместе с нею
исключено из решаемых задач. Инженерно-техническая и научная деятельность
в промышленности ли, науке ли, других отраслях реального производства перестали
быть в числе ценностей подрастающего поколения. Не буду касаться того, чем
это заменилось - это тема отдельного разговора.
При рассмотрении в русле этой статьи существенно отметить, что к настоящему
времени разрыв между старшим и младшим поколениями работников в различных
секторах промышленности, науки, сельского хозяйства доходит до 40 лет, зачастую
превышает эту величину и продолжает увеличиваться! Упущено время, уходят
(а по большей части уже ушли) опытные кадры специалистов, унеся с собой
накопленный опыт. В результате многое из того, что мы выпускали совсем недавно,
сейчас некоторые предприятия производить не в состоянии. Время, когда у
нас не останется в промышленности работников (любого уровня!) - ближайшие
годы. Получается то, что и должно было получиться: сейчас доля продукции
высокой технологии в общем объеме экспорта, которая и так-то у нас не была
слишком велика, сократилась более чем на порядок и составляет доли процента
от общего объема. А, например, в основной статье экспорта - нефтехимии -
от 60 до 80 % применяемых катализаторов (ранее почти стопроцентно отечественных)
имеют заграничное происхождение. И так практически всюду. Надо говорить
уже не о восстановлении былых объемов, а скорее о национальной безопасности
и зависимости от импорта.
Вопрос кадров
- основной вопрос любого производства, причем всегда - острый и больной.
У нас он становится вообще неразрешимым: сколь бы разумную кадровую политику
не проводили предприятия, в одиночку решить проблему квалифицированных кадров
(как рабочих, так и инженерных) ни одно из них не в силах! Как не рекламируйте
себя, молодежь на ваше предприятие не пойдет: вас просто не заметят в общем
потоке информации. Те деньги, которые вы можете позволить себе вложить в
наших условиях в это дело, неизмеримо малы по сравнению с потребностями.
Поэтому наиболее дальновидные руководители предприятий каким-то образом
пытаются объединять усилия.
Мы знаем,
что перемены происходили самые кардинальные: полностью изменилась структура
спроса на профессии рабочих, инженеров, ученых в различных отраслях производства.
Тем не менее, эти изменения по крупному никем не учитывались. Многочисленные
институты и статистические центры, как оставшиеся в наследство от Страны
Советов, так и новой генерации, долженствующие заниматься конъюнктурой промышленности,
почему-то никак не влияют на это положение, увлеченные собственной конъюнктурой.
Несомненно, в полном объеме этот вопрос решаем только системно, в государственном
масштабе. И пусть наивные представления о возможности поправить ситуацию
пропагандистскими мерами остались в прошлом, сегодняшняя утопия о всемогуществе
материального стимулирования ничуть не действеннее. Всегда найдется кто-то
более оборотистый, который переманит ваших воспитанников, особо не озабочиваясь
их подготовкой. К тому же учебные учреждения сильно подвержены сиюминутным
изменениям рыночного спроса или даже просто моде: куда сейчас податься избыточной
армии юристов-экономистов-экологов-социологов и пленников других "популярных"
профессий, наготовленных сверх всякой меры предоставленными самим себе участниками
нашей вузовской системы? Достаточно сказать, что не более 10 % выпускников
идет работать по специальности, еще около 5 % начинает работать в смежных
научных областях, и примерно то же количество остается в системе образования,
продолжая обучение и обновляя преподавательские кадры. Иначе, к.п.д. системы
получения специального образования около 20 % - "хуже, чем у паровоза".
Следует учесть, однако, что людям без образования нечего делать на современном
производстве.
Пока же
впечатление такое, что мы продолжаем поддерживать интернациональную солидарность
трудящихся всех стран: своей бездеятельностью даем работу иностранным ученым,
инженерам и рабочим. А заодно - коммерсантам, капиталистам, банкирам и пр.
Никакими
запретами и ужесточениями ситуацию не изменишь: если ваша воля не совпадает
с желаниями человека, грамотные люди (а от прочих и толку нет) найдут способ
уйти из-под удара. Для реального улучшения положения требуются межотраслевые
комплексные методы государственных масштабов, задача которых пробудить заинтересованность
молодежи к работе в сфере реального производства и науки. И, естественно,
должна быть столь же реальная заинтересованность в обновлении кадров на
местах.
В конце
XIX века положение с кадрами в отечественной промышленности было сходное.
Правда, по иной причине. Хроническая техническая отсталость нашего хозяйства
не позволяла в то время сформироваться процессу нормальной подготовки и
взаимообучения работников. Тогда был проведен целый ряд мероприятий с целью
поддержки российской промышленности в организационно-технологическом плане.
По инициативе и при активнейшем участии виднейших российских предпринимателей,
правительства, ученых, просветителей и общественных деятелей был реализован
комплекс связанных мер. Прошла первая всероссийская промышленная выставка,
а как ее развитие и продолжение - создан Политехнический музей, главной
задачей которого с самого начала существования было продолжать просветительскую
деятельность на постоянной основе. Этим он и занимался до самого последнего
времени, когда связи с современной промышленностью явно ослабели, и историческая
ценность коллекции явно перевесила ее прикладное значение. В советское время
с аналогичными целями организовали ВСХВ - ВДНХ, исполнявшую те же просветительско
- имиджевые задачи. Она также вполне справлялась со всем этим до самого
превращения ее в современный ВВЦ - большой толкучий рынок, с которым теперь
не знают, что делать.
Положительный
опыт прошлого грех не использовать! Сейчас мы не в лучшем положении, чем
век назад. Технологии, используемые большинством производственных структур
СССР, уже к середине 80-х годов ХХ века серьезно "недотягивали"
до современного уровня. И с тех пор они только устарели еще на 20 лет, а
следовательно - использующие их неконкурентоспособные предприятия неминуемо
обречены на исчезновение (что особенно значимо при вступлении в ВТО). И
мало модернизировать производство, надо еще убедить потенциальных работников,
что в него - модернизированное - надо идти, что это интересно, что это выгодно,
что это модно, в конце концов! Соображениями именно такого рода руководствовались
наши заокеанские спарринг-партнеры, когда в начале 60-х годов было выявлено
изрядное отставание США в стратегических оборонных отраслях. Основные усилия
были направлены именно на обучение и подготовку кадров науки и промышленности.
И вот, после четверти века таких работ, где Америка и где мы...
Разрешение
создавшейся ситуации лежит в системной области. В первую очередь, конечно
же требуется стратегическая государственная программа по поднятию промышленности
и науки до современного уровня. Однако, по моему убеждению, не менее важным
действием будет создание негосударственной и подчеркнуто некоммерческой
(то есть, не ставящей цели извлечения непосредственной выгоды) структуры,
занимающейся привлечением общественного внимания к кадровым вопросам и технологической
модернизации отечественной промышленности, вовлечением в решение этой задачи
людей и средств. Государственные структуры слишком неповоротливы для решения
такой задачи, а коммерческая организация ради своей коммерции мгновенно
бросает заниматься тем, ради чего была создана.
Основные
задачи вновь создаваемой организации - просветительские: создание в среде
молодежи такой атмосферы, когда интересно и престижно было бы заниматься
реальным делом. Она может быть координационным центром, деятельность которого
направлена на осовременивание реального производства, наполнение его людьми,
идеями, отчасти - деньгами и пр. Естественно, что самостоятельно решать
все это новая структура не должна и не будет, но ставить и оформлять такие
задачи, а также, влиять на перераспределение информационных и финансовых
потоков, вполне в состоянии. Известно, что "как корабль назови, так
он и поплывет". Вновь создаваемая организация может носить имя, например,
Российское техническое общество (как называлась когда-то аналогичная отечественная
организация - РТО), либо "Российский политехнический союз" (это,
впрочем, несет не слишком положительный оттенок), или "Технологический"
(что, впрочем, уже слишком по-американски и к тому же ограничивает цели).
Короче, возможны варианты. Главное - целью РТО должна являться всесторонняя
поддержка, организация, координирование и непосредственное проведение любых
действий как государственных, так и коммерческих структур и частных лиц,
а также международных организаций, направленных на выправление существующего
в российской науке и промышленности положения с кадрами, приведение его
в соответствие с высшей отметкой мирового уровня и создание у собственного
подрастающего поколения ориентированности на работу в реальных областях
промышленности и науки.
Полагаю,
что создание РТО привлечет людей, небезразличных к судьбам отечественной
промышленности и науки, для кого жизненно важно разрешение проблем, на которые
и нацелено создаваемое Общество. В их числе, конечно же, будут руководители
фирм как государственной, так и иных форм собственности и специалисты государственных
и коммерческих структур, сфера интересов которых лежит в отечественной промышленности.
Для тружеников административно-управленческих структур различного рода участие
в создании и деятельности Общества не лишний случай доказать свою причастность
к решению жизненных проблем страны. Работникам науки, академическим центрам,
специалистам вузов и средних специальных учебных заведений такая организация
была бы не чужда. Коллективы научно-технических журналов и газет, редакций
радио- и телевизионных программ, работающие в России, без сомнения почувствуют
свои издания возможным инструментом такой организации и будут с нею сотрудничать.
Профессиональные союзы наверняка будут крайне заинтересованы в создании
и нормальном функционировании РТО. В конце концов, чем шире будет спектральный
состав такой организации, тем больше уверенности в том, что она сможет выполнить
свои задачи.
Я совершенно
намеренно не предлагаю в этой статье конкретных путей работы РТО, чтобы
не сосредоточиваться на одной тактике: вначале надо поставить стратегические
задачи. Конечно, есть еще великое множество направлений, по которым такая
организация могла бы работать, используя существующие связи и структуры
и нарабатывая новые, но это уже - тема более обширного исследования. Следует,
например, полностью восстановить общество "Знание" (как просветительскую
организацию по функциям и задачам), замкнуть его на цели РТО, заставив вновь
работать на поддержание перспектив промышленности и страны в целом. После
создания РТО и очерчивания круга решаемых им проблем, непременно необходимо
организовывать конкурсы, направленные на решение всего спектра задач, добиться
грантов столичных, российских и международных организаций для финансирования
этого. Да много что еще можно и нужно сделать. Главное - мешкать долее уже
нет времени.
...Только
таким (весьма хлопотным) образом возможно исправить существующее положение
с реновацией кадров и остановить дальнейший развал промышленности. Этим
мы, может быть и предотвратим полную деградацию нашего общества. Понятно,
вся эта махина может быть сдвинута только лишь коллективом единомышленников.
Господа! В этом смысле все мы товарищи. По крайней мере, коллеги, кроме
нас самих, никому-то мы другому не нужны. Спасение утопающих, как и всегда
- дело их же рук. Чего нам всем желаю.
Дмитрий
Боев - ген. директор Редакции журнала "Двигатель",
вед. научный сотрудник Политехнического музея,
вед. инженер ЦИАМ им. П.И. Баранова, …