Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материалРОССИЯ - ОБЩЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ


Многое поменялось за последние полтора десятилетия в Отечестве нашем. Может быть, это и не так плохо: способность к переменам - признак живого. Впрочем, что бы и как не менялось, все равно перспективы любого дела определяются людьми, его делающими (пусть даже они сами не всегда распоряжаются и своей-то судьбой). Никто, однако, не вечен, и если молодежь не приходит на смену старшему поколению в промышленности, науке, сельском хозяйстве, дело, которому они служили, обречено на гибель. И это никак не связано с особенностями стиля государственного правления или провозглашенным приоритетом какой-нибудь формы собственности. Опыт показывает, что кадровая проблема - проблема глобальная и, к сожалению, вовсе не саморегулируема ни при каком рынке. Но именно решением вопроса кадровой преемственности в хозяйстве определяется, в конце концов, имеет ли данная страна перспективы и можно ли вообще в ней строить реальные планы. Если технически развитое государство перестает заниматься молодежной политикой, судьба его промышленности становится неопределенной. Уже одни только прямые материальные потери из-за сбоев в функционировании хозяйственного механизма многократно превысят общий объем бюджета. Но мы родились здесь, мы работали на благо своей страны, мы ее строили и защищали: нам и нашим детям жить тут. Полагаю, это - достаточный набор причин, обосновывающих настоятельную необходимость практических действий!

Одно из действий, проделанных в ходе государственного строительства последних лет, несомненно, скажущееся в наибольшей степени отрицательно - практическое самоустранение государства от упомянутого уже мною процесса обновления кадров. Стремясь уйти от жестких рамок кадровой политики времен СССР, руководство страны по сути полностью сняло с себя ответственность за формирование состава работников, а вместе с тем и обеспечение насущнейшего в каждом деле требования сохранения преемственности, передачи специалистам накопленного опыта. Создание у молодежи целевой установки на участие в созидательном труде было необдуманно отождествлено с идеологической "промывкой мозгов" и вместе с нею исключено из решаемых задач. Инженерно-техническая и научная деятельность в промышленности ли, науке ли, других отраслях реального производства перестали быть в числе ценностей подрастающего поколения. Не буду касаться того, чем это заменилось - это тема отдельного разговора.
При рассмотрении в русле этой статьи существенно отметить, что к настоящему времени разрыв между старшим и младшим поколениями работников в различных секторах промышленности, науки, сельского хозяйства доходит до 40 лет, зачастую превышает эту величину и продолжает увеличиваться! Упущено время, уходят (а по большей части уже ушли) опытные кадры специалистов, унеся с собой накопленный опыт. В результате многое из того, что мы выпускали совсем недавно, сейчас некоторые предприятия производить не в состоянии. Время, когда у нас не останется в промышленности работников (любого уровня!) - ближайшие годы. Получается то, что и должно было получиться: сейчас доля продукции высокой технологии в общем объеме экспорта, которая и так-то у нас не была слишком велика, сократилась более чем на порядок и составляет доли процента от общего объема. А, например, в основной статье экспорта - нефтехимии - от 60 до 80 % применяемых катализаторов (ранее почти стопроцентно отечественных) имеют заграничное происхождение. И так практически всюду. Надо говорить уже не о восстановлении былых объемов, а скорее о национальной безопасности и зависимости от импорта.

Вопрос кадров - основной вопрос любого производства, причем всегда - острый и больной. У нас он становится вообще неразрешимым: сколь бы разумную кадровую политику не проводили предприятия, в одиночку решить проблему квалифицированных кадров (как рабочих, так и инженерных) ни одно из них не в силах! Как не рекламируйте себя, молодежь на ваше предприятие не пойдет: вас просто не заметят в общем потоке информации. Те деньги, которые вы можете позволить себе вложить в наших условиях в это дело, неизмеримо малы по сравнению с потребностями. Поэтому наиболее дальновидные руководители предприятий каким-то образом пытаются объединять усилия.

Мы знаем, что перемены происходили самые кардинальные: полностью изменилась структура спроса на профессии рабочих, инженеров, ученых в различных отраслях производства. Тем не менее, эти изменения по крупному никем не учитывались. Многочисленные институты и статистические центры, как оставшиеся в наследство от Страны Советов, так и новой генерации, долженствующие заниматься конъюнктурой промышленности, почему-то никак не влияют на это положение, увлеченные собственной конъюнктурой. Несомненно, в полном объеме этот вопрос решаем только системно, в государственном масштабе. И пусть наивные представления о возможности поправить ситуацию пропагандистскими мерами остались в прошлом, сегодняшняя утопия о всемогуществе материального стимулирования ничуть не действеннее. Всегда найдется кто-то более оборотистый, который переманит ваших воспитанников, особо не озабочиваясь их подготовкой. К тому же учебные учреждения сильно подвержены сиюминутным изменениям рыночного спроса или даже просто моде: куда сейчас податься избыточной армии юристов-экономистов-экологов-социологов и пленников других "популярных" профессий, наготовленных сверх всякой меры предоставленными самим себе участниками нашей вузовской системы? Достаточно сказать, что не более 10 % выпускников идет работать по специальности, еще около 5 % начинает работать в смежных научных областях, и примерно то же количество остается в системе образования, продолжая обучение и обновляя преподавательские кадры. Иначе, к.п.д. системы получения специального образования около 20 % - "хуже, чем у паровоза". Следует учесть, однако, что людям без образования нечего делать на современном производстве.

Пока же впечатление такое, что мы продолжаем поддерживать интернациональную солидарность трудящихся всех стран: своей бездеятельностью даем работу иностранным ученым, инженерам и рабочим. А заодно - коммерсантам, капиталистам, банкирам и пр.

Никакими запретами и ужесточениями ситуацию не изменишь: если ваша воля не совпадает с желаниями человека, грамотные люди (а от прочих и толку нет) найдут способ уйти из-под удара. Для реального улучшения положения требуются межотраслевые комплексные методы государственных масштабов, задача которых пробудить заинтересованность молодежи к работе в сфере реального производства и науки. И, естественно, должна быть столь же реальная заинтересованность в обновлении кадров на местах.

В конце XIX века положение с кадрами в отечественной промышленности было сходное. Правда, по иной причине. Хроническая техническая отсталость нашего хозяйства не позволяла в то время сформироваться процессу нормальной подготовки и взаимообучения работников. Тогда был проведен целый ряд мероприятий с целью поддержки российской промышленности в организационно-технологическом плане. По инициативе и при активнейшем участии виднейших российских предпринимателей, правительства, ученых, просветителей и общественных деятелей был реализован комплекс связанных мер. Прошла первая всероссийская промышленная выставка, а как ее развитие и продолжение - создан Политехнический музей, главной задачей которого с самого начала существования было продолжать просветительскую деятельность на постоянной основе. Этим он и занимался до самого последнего времени, когда связи с современной промышленностью явно ослабели, и историческая ценность коллекции явно перевесила ее прикладное значение. В советское время с аналогичными целями организовали ВСХВ - ВДНХ, исполнявшую те же просветительско - имиджевые задачи. Она также вполне справлялась со всем этим до самого превращения ее в современный ВВЦ - большой толкучий рынок, с которым теперь не знают, что делать.

Положительный опыт прошлого грех не использовать! Сейчас мы не в лучшем положении, чем век назад. Технологии, используемые большинством производственных структур СССР, уже к середине 80-х годов ХХ века серьезно "недотягивали" до современного уровня. И с тех пор они только устарели еще на 20 лет, а следовательно - использующие их неконкурентоспособные предприятия неминуемо обречены на исчезновение (что особенно значимо при вступлении в ВТО). И мало модернизировать производство, надо еще убедить потенциальных работников, что в него - модернизированное - надо идти, что это интересно, что это выгодно, что это модно, в конце концов! Соображениями именно такого рода руководствовались наши заокеанские спарринг-партнеры, когда в начале 60-х годов было выявлено изрядное отставание США в стратегических оборонных отраслях. Основные усилия были направлены именно на обучение и подготовку кадров науки и промышленности. И вот, после четверти века таких работ, где Америка и где мы...

Разрешение создавшейся ситуации лежит в системной области. В первую очередь, конечно же требуется стратегическая государственная программа по поднятию промышленности и науки до современного уровня. Однако, по моему убеждению, не менее важным действием будет создание негосударственной и подчеркнуто некоммерческой (то есть, не ставящей цели извлечения непосредственной выгоды) структуры, занимающейся привлечением общественного внимания к кадровым вопросам и технологической модернизации отечественной промышленности, вовлечением в решение этой задачи людей и средств. Государственные структуры слишком неповоротливы для решения такой задачи, а коммерческая организация ради своей коммерции мгновенно бросает заниматься тем, ради чего была создана.

Основные задачи вновь создаваемой организации - просветительские: создание в среде молодежи такой атмосферы, когда интересно и престижно было бы заниматься реальным делом. Она может быть координационным центром, деятельность которого направлена на осовременивание реального производства, наполнение его людьми, идеями, отчасти - деньгами и пр. Естественно, что самостоятельно решать все это новая структура не должна и не будет, но ставить и оформлять такие задачи, а также, влиять на перераспределение информационных и финансовых потоков, вполне в состоянии. Известно, что "как корабль назови, так он и поплывет". Вновь создаваемая организация может носить имя, например, Российское техническое общество (как называлась когда-то аналогичная отечественная организация - РТО), либо "Российский политехнический союз" (это, впрочем, несет не слишком положительный оттенок), или "Технологический" (что, впрочем, уже слишком по-американски и к тому же ограничивает цели). Короче, возможны варианты. Главное - целью РТО должна являться всесторонняя поддержка, организация, координирование и непосредственное проведение любых действий как государственных, так и коммерческих структур и частных лиц, а также международных организаций, направленных на выправление существующего в российской науке и промышленности положения с кадрами, приведение его в соответствие с высшей отметкой мирового уровня и создание у собственного подрастающего поколения ориентированности на работу в реальных областях промышленности и науки.

Полагаю, что создание РТО привлечет людей, небезразличных к судьбам отечественной промышленности и науки, для кого жизненно важно разрешение проблем, на которые и нацелено создаваемое Общество. В их числе, конечно же, будут руководители фирм как государственной, так и иных форм собственности и специалисты государственных и коммерческих структур, сфера интересов которых лежит в отечественной промышленности. Для тружеников административно-управленческих структур различного рода участие в создании и деятельности Общества не лишний случай доказать свою причастность к решению жизненных проблем страны. Работникам науки, академическим центрам, специалистам вузов и средних специальных учебных заведений такая организация была бы не чужда. Коллективы научно-технических журналов и газет, редакций радио- и телевизионных программ, работающие в России, без сомнения почувствуют свои издания возможным инструментом такой организации и будут с нею сотрудничать. Профессиональные союзы наверняка будут крайне заинтересованы в создании и нормальном функционировании РТО. В конце концов, чем шире будет спектральный состав такой организации, тем больше уверенности в том, что она сможет выполнить свои задачи.

Я совершенно намеренно не предлагаю в этой статье конкретных путей работы РТО, чтобы не сосредоточиваться на одной тактике: вначале надо поставить стратегические задачи. Конечно, есть еще великое множество направлений, по которым такая организация могла бы работать, используя существующие связи и структуры и нарабатывая новые, но это уже - тема более обширного исследования. Следует, например, полностью восстановить общество "Знание" (как просветительскую организацию по функциям и задачам), замкнуть его на цели РТО, заставив вновь работать на поддержание перспектив промышленности и страны в целом. После создания РТО и очерчивания круга решаемых им проблем, непременно необходимо организовывать конкурсы, направленные на решение всего спектра задач, добиться грантов столичных, российских и международных организаций для финансирования этого. Да много что еще можно и нужно сделать. Главное - мешкать долее уже нет времени.

...Только таким (весьма хлопотным) образом возможно исправить существующее положение с реновацией кадров и остановить дальнейший развал промышленности. Этим мы, может быть и предотвратим полную деградацию нашего общества. Понятно, вся эта махина может быть сдвинута только лишь коллективом единомышленников. Господа! В этом смысле все мы товарищи. По крайней мере, коллеги, кроме нас самих, никому-то мы другому не нужны. Спасение утопающих, как и всегда - дело их же рук. Чего нам всем желаю.

Дмитрий Боев - ген. директор Редакции журнала "Двигатель",
вед. научный сотрудник Политехнического музея,
вед. инженер ЦИАМ им. П.И. Баранова, …