Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материал75 ЛЕТ НПО ЭНЕРГОМАШ
им. АКАДЕМИКА В.П. ГЛУШКО -
ЛИДЕРУ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ


Вячеслав Рахманин


Юбилей - это всегда повод оглянуться на пройденный путь и прожитые годы, подвести итоги проделанной работы, вспомнить о достижениях и неудачах, с позиции накопленного опыта дать оценку ранее принятым решениям. И чем солиднее возраст юбиляра, тем шире охват рецензируемых событий и достижений.

В мае 2004 г. НПО Энергомаш отметило свое 75-летие. За годы существования предприятие имело различные наименования, подчинялось разным государственным структурам, меняло места расположения, но всегда и везде сохранялась тематика работы - создание жидкостных ракетных двигателей. За три четверти века на предприятии сменилось несколько поколений работников, и каждое из них вложило свой труд в технические достижения, сделавшие НПО Энергомаш всемирно известным разработчиком высоконадежных ЖРД.

75 лет НПО Энергомаш идет в авангарде работ по ракетному двигателестроению. В 1930-1940 гг. это были первые шаги в освоении новой техники, а начиная с 1947 г. в НПО Энергомаш было разработано 54 типа двигателей, переданных в эксплуатацию. На 21 ракете военного назначения и на 20 космических ракетах они устанавливались на первые ступени, а на некоторых ракетах и на вторые ступени. Всего в составе только космических ракет, запущенных с октября 1957 г., успешно отработало более 13000 экземпляров двигателей, изготовленных по конструкторской документации НПО Энергомаш. К этому можно добавить еще успешные запуски ракет военного назначения в процессе их летно-конструкторских испытаний.

Исходной датой организации нашего предприятия, носящего сегодня название "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко", принято считать 15 мая 1929 г., когда в ленинградской газодинамической лаборатории (ГДЛ) была организована его первичная ячейка - подразделение по разработке электротермического реактивного двигателя (ЭРД) для полетов в космическом пространстве. Сектор ЭРД возглавил выпускник Ленинградского университета В.П. Глушко, со школьных лет мечтавший заниматься созданием космической техники для межпланетных сообщений.

Группа инженеров во главе с Глушко в течение года разрабатывала основные элементы принципиально нового двигателя. Затем началась разработка первого жидкостного реактивного двигателя. Начинающие двигателестроители под руководством Глушко при поддержке Н.И. Тихомирова, Б.С. Петропавловского, И.Т. Клейменова и Г.Э. Лангемака приступили к изучению особенностей конструирования, организации процессов горения и обеспечения работоспособности камер сгорания ЖРД. Свои исследования они проводили на серии разработанных для этой цели опытных ракетных моторов (ОРМ). В этот начальный период работ на каждом варианте ОРМ, имевшем свой порядковый номер - OPM-1, ОРМ-2, ОРМ-3 и т. д., изучался один или несколько научно-технических аспектов общей проблемы.

В начале 30-х годов был обоснован оптимальный экспоненциальный профиль сопла и максимальный угол его раскрытия для безотрывного истечения газа, впервые в ЖРД применены центробежные форсунки.
В 1932-1933 гг. были разработаны чертежи турбонасосного агрегата (ТНА), состоявшего из газовой турбины мощностью до 35 л.с. и насосов центробежного типа, которые на рабочем режиме при частоте вращения вала 25000 об/мин создавали напор 75 кгс/см2.

При решении проблемы обеспечения надежного охлаждения камеры был выбран материал внутренней стенки - хромоникелевая нержавеющая сталь.

При выборе топливной пары экспериментально проверялась эффективность ряда химических веществ. Исходя из требований обеспечения работоспособности камеры и условий эксплуатации конструкторы ГДЛ остановились на компонентах топлива: азотная кислота и тракторный керосин. В этот же период было рекомендовано использование азотного тетроксида, получившего в наши дни широкое распространение в качестве компонента штатного топлива. Правильность выбора высококипящего окислителя вместо жидкого кислорода получила подтверждение на научно-технической конференции.

Полученные опытным путем данные использовались при разработке двигателей OPM-50, ОРМ-52, ОРМ-65, прошедших полномасштабную стендовую отработку с проведением официальных сдаточных испытаний. Эти двигатели предназначались для установки в летательные аппараты ГИРД-05, РЛА-01 и РП-318.
Полученные в 30-х годах теоретические знания и проектно-экспериментальные наработки были успешно использованы в годы Великой Отечественной войны при разработке ЖРД РД-1 и РД-1ХЗ, предназначенных для установки на боевые истребители Ла-7, Як-3, Су-7 в качестве дополнительных ускорителей к основному мотору самолета. По итогам государственных стендовых испытаний Государственный Комитет Обороны в конце 1943 г. принял решение о запуске двигателя РД-1 в серийное производство. Это был первый отечественный ЖРД, изготавливавшийся серийно.

В эти же годы велась разработка первого в мире трехкамерного авиационного двигателя РД-3 с диапазоном регулирования тяги от 100 до 900 кгс.

В 1947-1948 гг. коллектив НПО Энергомаш освоил на заводе в Химках изготовление из отечественные материалов двигателя трофейной ракеты А-4 (Фау-2). Эту работу также можно считать достижением, так как изготовленные двигатели по надежности были значительно лучше выпускавшихся немцами в годы войны. Кроме того, ракета P-1 (советский аналог А-4) с двигателем РД-100 стала единственным изделием, успешно сданным в эксплуатацию, в то время как ни один из других объектов немецкой ракетной техники, воспроизводство которых было поручено нескольким подразделениям НИИ-88, так и не был доведен до эксплуатации.

При дальнейшей модернизации немецкого прототипа двигателя для ракет Р-2 и Р-5 в его конструкцию было внесено немало усовершенствований, позволивших увеличить тягу двигателя в 1,7 раза.

Для дальнейшего прогресса в ракетостроении требовалось применение более эффективного топлива и существенного увеличения внутрикамерного давления. Была разработана принципиально новая конструкция и оригинальная технология изготовления паяно-сварной камеры.

Новая конструкция камеры произвела подлинную техническую революцию в области создания ЖРД.
В середине 50-х годов НПО Энергомаш приступило к созданию двигателей нового поколения. Первые такие двигатели, получившие обозначения 8Д74 и 8Д75, были установлены на обеих ступенях первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, использовавшейся одновременно и в качестве первой космической ракеты.

Заметный вклад в разработку новых ЖРД внесли разработчики ТНА. Впервые в нашей стране был создан турбонасосный агрегат оригинальной конструкции.

Нельзя обойти вниманием и конструкторов-компоновщиков общего вида двигателя. В компоновке двигателей 8Д74 и 8Д75 нашла дальнейшее развитие идея многокамерного двигателя РД-3. Применение четырехкамерной схемы с одним ТHA позволило существенно сократить продольные габариты двигателей, а также размеры камер. Четырехкамерная компоновка двигателя была успешно использована при создании в НПО Энергомаш других двигателей, таких как 8Д59, 8Д716, 8Д520, 8Д521.

Простота конструкции двигателей 8Д74 и 8Д75 обеспечила им высокую надежность. Вот уже около 47 лет они выводят космические аппараты и пилотируемые корабли. За эти годы двигатели подверглись ряду модернизаций, ими комплектовались несколько вариантов космических ракет: "Спутник", "Восток", "Восход", "Молния", "Союз", "Союз-ФГ"; они отработали при 1690 пусках ракет… Эксплуатация модернизированных двигателей 8Д74 и 8Д75 продолжается, имеются перспективы их использования в международных космических программах.

В начале 60-х годов на базе двигателя 8Д74 был разработан ЖРД 8Д716 для первой ступени ракеты Р-9А. В свое время это был самый мощный и самый экономичный ЖРД в мире.

Для реализации заданных характеристик двигателя в его схеме и конструкции были использованы новые технические решения. Впервые в практике НПО Энергомаш был разработан однозонный восстановительный газогенератор с астехиометрическим соотношением основных компонентов топлива, позволявший подавать продукты сгорания на лопатки турбины без дополнительной балластировки. Также впервые управление вектором тяги осуществлялось качанием основных камер (вместо рулевых агрегатов), а для наддува баков использовались продукты сгорания основных компонентов топлива. Ракета Р-9А - единственная в мире кислородная ракета, которую можно было запускать из шахтного сооружения. Аналогичная американская кислородная ракета "Титан-1" перед пуском поднималась из шахты на лифте, и запуск двигателя происходил на поверхности земли.

В эти же годы был разработан двигатель 8Д710, по особенностям своей конструкции выходящий из общего ряда разработок отечественных ЖРД. Он оказался единственным в мире двигателем, у которого в качестве компонентов топлива использовались жидкий кислород и несимметричный диметилгидразин (НДМГ).

К особенностям конструкции двигателя 8Д710 следует отнести широкое использование титановых сплавов.
Двигатель 8Д710 безотказно работал в составе второй ступени ракет-носителей 11K63 ("Космос-2"), запускавшихся в рамках отечественной космической программы, а также программы "Интеркосмос" в течение около 30 лет.

(Продолжение следует).