Поршневой компрессор - широко распространенное изделие машиностроения,
эффективность которого в значительной мере определяет также технико-экономические
параметры двигателя внутреннего сгорания (ДВС), воздушного теплового насоса
и холодильной установки.
В предлагаемой мною конструкции цилиндропоршневая группа представляет
собой тандем двух плоских поршней диаметром по 200 мм, закрепленных на
одном штоке, который перемещается вдоль оси в двух подшипниках скольжения,
расположенных в нижнем и среднем фланцах. Между каждым поршнем и цилиндром
существует гарантированный радиальный зазор с бесконтактным газодинамическим
уплотнением. Такая конструкция не требует смазки, что позволяет получить
необходимое давление воздуха без загрязнения его маслом. Кинематика нагнетателя
гарантирует отсутствие боковых усилий в поршнях, что в совокупности с
крайне малым трением в паре цилиндр-поршень способствует повышению к.п.д.
компрессора и увеличению ресурса его работы.
В цилиндрах предусмотрены отверстия для впуска и выпуска воздуха из-под
поршневого пространства. Пространства под поршнями могут быть использованы
для получения сжатого воздуха при двойном действии процесса сжатия.
Подшипники скольжения, в которых ходит шток, не испытывают боковых усилий.
Шатуны соединены с двумя дисками-шестернями двух составных коленчатых
валов. Обе шестерни находятся в зацеплении между собой, что обеспечивает
согласованное движение шатунов.
Четыре выходных конца двух коленчатых валов предназначены для установки
вентильных электродвигателей мощностью по 50 кВт с управляемым крутящим
моментом, и двух масляных насосов Ш-32.
При сохранении габаритов и массы (до 100 кг) производительность компрессора
2-ПК (размерность 21/23) можно повысить до 100 м3/мин, а рабочее давление
до 40 атм.
Исходя из энергетических возможностей экспериментальной базы для привода
компрессора использован электродвигатель постоянного тока с постоянными
магнитами ЭДМ-16У с номинальной мощностью 1,6 кВт. С противоположной стороны
того же коленвала была присоединена свободная турбина с планетарным редуктором
от турбостартера ТС-21, на которую осуществлялась подача воздуха из-под
нижнего поршня.
В процессе проведения опытов были выявлены заложенные в проекте особенности
работы схемы разработанного компрессора 2-ПК. Так, процесс одностороннего
сжатия воздуха осуществляется при одновременном движении поршней из нижней
мертвой точки (НМТ) к верхней мертвой точке (ВМТ).
С ростом частоты вращения турбопривода, к.п.д. компрессора 2-ПК может
нарастать и приобретать весьма большие значения.
Оценочные расчеты показали, что свободная турбина запасает энергию маховика,
которая отдает мощность (около 400 кВт) шатунно-поршневой группе при кратковременной
потере только 10% энергии маховика.
Перспективным источником энергии для газовой турбины может быть камера
сгорания с детонационным сверхзвуковым горением топливовоздушной смеси
импульсного типа, когда сила давления продуктов взрыва на турбину осуществляется
на участке всасывания воздуха в компрессор, т. е. от ВМТ до НМТ, а процесс
сжатия воздуха происходит за счет энергии маховика турбины.
Запуск компрессора с турбоприводом можно осуществить стартер-генератором
или паровой турбиной - от пневмоаккумулятора - ресивера, а также любым
иным приводом.
Наш коллектив надеется на взаимовыгодное сотрудничество по доводке 2-ПК
с заинтересованными партнерами.
Справки по тел. 8-498-584-0944 с 20.00 до 22.00
|