Повышение уровня эксплуатационных свойств наиболее нагруженных компонентов
ГТД (лопатки компрессора и турбины), изготавливаемых из жаропрочных сплавов,
является одной из наиболее важных задач авиадвигателестроения. Решение
этой задачи осуществляется по нескольким направлениям, и в том числе путем:
разработки новых материалов; совершенствования способов изготовления;
развития новых методов поверхностной обработки.
Современные технологии ведущих западных фирм направлены на максимально
возможное снижение объемов операций резания, приводящих к значительным
потерям материала.
В связи с этим разработка и внедрение высокоинтенсивных методов поверхностной
обработки деталей с использованием концентрированных импульсных потоков
энергии имеет ряд преимуществ перед классическими методами поверхностной
(механической, химической и термической) обработки. Облучение деталей
импульсными потоками энергии обеспечивает: формирование уникального физико-химического
состояния материала в поверхностном слое; достижение рекордной точности
изготовления (на нанометровом уровне) и низкой шероховатости поверхности
(Ra = 0,05…0,06 мкм); экологическую чистоту производства; высокую производительность
(площадь поперечного сечения энергетических потоков изменяется от 30 см2
до 1 м2, а длительность импульса - от 50 нс до нескольких десятков микросекунд).
Применение концентрированных потоков энергии имеет по сути дела только
один недостаток - необходимость проведения длительных и дорогостоящих
исследований.
Сегодня российскими учеными созданы сильноточные электронные и ионные
ускорители GESA-1, GESA-2, Радуга-5 и Темп-M, обеспечивающие получение
широкоапертурных электронных и ионных импульсных пучков с высокой однородностью
распределения плотности энергии по сечению, которые могут быть внедрены
в промышленность при их незначительной модернизации.
Специалистами ОАО "ММП имени В.В. Чернышева" совместно с учеными
Московского авиационного института, НИИЭФА им. Д.В. Ефремова, ИСЭ СО РАН,
НИИ ЯФ (Томск) разработаны перспективные электронно- и ионно-лучевые технологии
модификации поверхности, предназначенные для улучшения ее свойств при
изготовлении и ремонте лопаток компрессора и турбины ГТД нового поколения.
Исследовались исходные и облученные ионными и электронными пучками лопатки
компрессора и турбины из сплавов ВТ8М, ВТ9, ВТ6, ЭП888ш, ЭП718ИД и ЖС26НК.
Физико-химическое состояние поверхностных слоев лопаток исследовалось
методами электронной Оже-спектроскопии, сканирующей электронной микроскопии,
рентгеноструктурного анализа, просвечивающей электронной микроскопии,
экзоэлектронной эмиссии и оптической металлографии в поляризованном свете.
Были проведены сравнительные усталостные, коррозионные и эрозионные испытания
серийных и подвергнутых облучению лопаток компрессора и турбины, включая
испытания на двигателе. Основные результаты проведенных исследований и
испытаний могут быть обобщены в следующем виде: при облучении мощными
электронными и ионными пучками удается модифицировать поверхностные слои
толщиной от 1 до 100 мкм; использование обработки сильноточными электронными
и ионными пучками обеспечивает улучшение характеристик лопаток компрессора
и турбины: предел выносливости повышается на 20…180 %; жаростойкость -
более чем в 2 раза; эрозионная стойкость - более чем в 2 раза (в инкубационный
период); коррозионная стойкость в условиях термоциклирования - более чем
в 9 раз; облучение с высокими плотностями поверхности лопаток, прошедших
наработку на двигателе, позволяет реализовать процессы испарения и даже
абляции продуктов коррозии с поверхности деталей, "залечить"
поверхностные микротрещины.
Полученные к настоящему времени результаты позволяют очертить наиболее
перспективные области применения импульсных ионных и электронных пучков
в авиационном двигателестроении, среди которых: модификация свойств лопаток
компрессора и турбины путем выглаживания поверхности, изменения химического
и фазового составов материала поверхностных слоев, улучшения структуры
кристаллической решетки; ремонт деталей с деградировавшим поверхностным
слоем или покрытием; нанесение защитных покрытий на поверхность деталей
с острыми кромками при первоначальном проведении процесса импульсно-дуговой
ионной имплантации; комплексная обработка поверхности лопаток; интегральная
технология модификации поверхности, основанная на использовании интенсивных
импульсных ионных или электронных пучков с последующей ионной имплантацией.
Перечень возможных способов применения концентрированных импульсных потоков
энергии в авиационном двигателестроении может быть существенно расширен,
что представляется особенно важным при разработке технологических процессов,
применяемых при производстве двигателей пятого и шестого поколений.
|