Производство

НПО "САТУРН" НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ

ОАО "НПО "Сатурн" - один из лидеров отечественного авиапрома - специализируется на разработке и производстве двигателей для военной и гражданской авиации, энергетических установок и газоперекачивающих агрегатов.
История "Сатурна" - неотъемлемая часть истории отечественной промышленности, одна из её наиболее ярких страниц. Образованный в 1916 году как автозавод "Русский Рено" в Рыбинске, в 1924 году он был переориентирован на производство авиационных двигателей и с тех пор снабжает ими воздушный флот страны.
Стратегическая задача предприятия - создание национальной компании, конкурентоспособной на мировом рынке авиационных двигателей и газотурбинных технологий. Ключевые факторы успеха в ее решении - правильно выбранная стратегия развития и высокопрофессиональный, мобильный коллектив. Для достижения этой цели в объединении ведутся интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расширяется спектр выпускаемой продукции, активно налаживаются международные кооперационные связи с лидерами мировой авиационной индустрии.
НПО "Сатурн" первым в авиационной отрасли вступило на путь реструктуризации, объединив ведущие конструкторские бюро и промышленные мощности в единую компанию полного цикла: от конструкторской идеи до серийного производства и послепродажного обслуживания. Общий объём производственных площадей предприятия составляет порядка 1 млн м2, задействовано более 12 тысяч единиц оборудования, четвертая часть сотрудников - проектно-конструкторский персонал.
Сегодня компания разрабатывает, производит, ремонтирует и обслуживает в эксплуатации: двигатели АЛ-31Ф, АЛ-31ФП, АЛ-31ФН, 36, 36МТ для военной авиации; двигатели Д-30КУ, Д-30КП, Д-30КУ-154, ТВД-1500Б, РД-600В, АЛ-55 для гражданской авиации; газотурбинные энергетические установки ПГУ-325, ПГУ-170, ГТЭ-110, АЛ-31СТЭ, ГТЭ-16, ГТЭС-12, ГТЭС-2,5; газоперекачивающие агрегаты (газотурбинные нагнетатели природного газа) АЛ-31СТ, ГПА-10, ГПА-6,3, ГПА-4; газотурбинные двигатели М75РУ, М70ФРУ для кораблей ВМФ.
В области гражданской авиации в настоящее время реализуются два новых крупных проекта. Первый - универсальный двигатель SM-146 (совместно с французской корпорацией Snecma Moteurs) для семейства российских региональных самолетов RRJ. Это беспрецедентный для российского предприятия проект с точки зрения инвестиций и общего объема продаж самолетов за весь жизненный цикл. По оценкам экспертов, предположительная емкость рынка RRJ - более 700 единиц, что потребует около 2000 двигателей.
Второй проект - двигатель Д-30КП-3 - глубокая модернизация серийных двигателей Д-30КП/КУ/КУ-154, проектные работы по которому ведутся в соответствии с Федеральной целевой программой Министерства транспорта "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" в части замены двигателей на эксплуатируемых воздушных судах Ил-76, Ил-86 и модернизации самолетов Ту-154М, Ил-62М. Его реализация обеспечит соответствие перспективным требованиям стандартов ИКАО.
Не менее активно НПО "Сатурн" участвует и в стратегически важных для страны военных программах. Совместно с Министерством обороны РФ оно активно работает по программам модернизации двигателей семейства АЛ-31Ф для истребителей марки "Су", разработки авиационных двигателей нового поколения, серийного производства двигателей для беспилотных летательных аппаратов и создания корабельных газотурбинных установок. В соответствии с решением правительства РФ НПО "Сатурн" - головной разработчик и производитель двигателя для самолета 5-го поколения.
С целью диверсификации и стабильности бизнеса НПО "Сатурн" на протяжении последних лет активно занимается проектированием и производством энергетических установок и газоперекачивающих агрегатов. К машинам большой мощности относится газотурбинная электростанция ГТЭ-110, которая с точки зрения РАО "ЕЭС России" является основой технического перевооружения большой энергетики страны. Совместно с ОАО "Газпром" финансируются и выпускаются газоперекачивающие агрегаты (ГПА) мощностью 4; 6,3 и 10 МВт. Суммарная наработка на первых машинах класса 6 МВт сегодня составляет более 20000 часов, при этом лидерных машин - более 6500 ч. Прошедший год стал во многом переломным для производства энергоустановок средней мощности - компания вступила в этап активного продвижения этих агрегатов на рынок, начались поставки "Газпрому" различных ГПА производства НПО "Сатурн".
Объединение активно формирует необходимую технологическую базу. В частности, в 2003 году с крупнейшей японской корпорацией "Сумитомо корпорэйшн" подписано базовое соглашение о корпоративном кредитовании программы модернизации объединения общим объемом 60 млн долларов и о сотрудничестве на отечественном рынке энергетического машиностроения.
Приоритетное значение на предприятии уделяется дальнейшему развитию и совершенствованию системы качества. Вместе с наличием сертификата на соответствие международному стандарту качества ISO 9001 и американскому стандарту AS-9100, сертификата BVQI на систему качества предприятие получило премию Правительства РФ за высокие достижения в этой области. По итогам 2003 года за выдающийся вклад в историческое развитие России НПО "Сатурн" присуждена главная всероссийская премия "Российский Национальный Олимп" в номинации "Наука. Технологии".
По материалам пресс-службы ОАО "НПО "Сатурн"

Д-30КП-3 "Бурлак"