Производство

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ОАО "МОТОР СИЧ"

В настоящее время ОАО "Мотор Сич" является одним из крупнейших в мире и единственным на Украине предприятием, осуществляющим полный жизненный цикл современных авиационных двигателей: от освоения, производства и испытания до сопровождения в эксплуатации и проведения всех видов ремонта в течение всего срока их службы.
Главная задача коллектива ОАО - изготовление двигателей для летательных аппаратов и установок наземного применения, которые могут составить конкуренцию самым современным изделиям ведущих фирм мира.
На предприятии большое внимание уделяется освоению производства новых перспективных двигателей и дальнейшему повышению их эффективности путем создания более экономичных и надежных модификаций.
Одним из приоритетных направлений деятельности ОАО "Мотор Сич" является освоение двигателя Д-436-148 для семейства новых региональных самолетов Ан-148, выполненных по традиционной для АНТК им. Антонова схеме "высокоплана", что обеспечивает удаление двигателей от земли и, следовательно, уменьшение риска попадания в них посторонних предметов.
Двигатель Д-436-148 является очередной модификацией двигателя Д-436, которая создавалась на базе лучших конструктивных решений, отработанных и проверенных в процессе многолетнего опыта эксплуатации серийно выпускавшихся двигателей-прототипов семейства Д-36 и предшествующих модификаций двигателей Д-436. Достоинства Д-436-148 обусловлены также большим объемом опытно-конструкторских работ по экспериментальным модификациям этих двигателей. Соответствующая варианту самолета (ближний, дальний, сверхдальний и т.д.) настройка системы автоматического управления обеспечивает получение взлетной тяги двигателя Д-436-148 в диапазоне от 6400 до 7400 кгс. Этот двигатель в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Украиной создается в рамках кооперации четырех предприятий: ГП ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич", ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "Уфимское МПО".
На предприятии осваивается также производство малоразмерных турбовальных двигателей семейства АИ-450 мощностью от 450 до 600 л.с., создаваемых совместно с ГП ЗМКБ "Прогресс", которые найдут применение не только на вертолетах Ка-226 и "Ансат", но и на ранее выпущенных Ми-2, а турбовинтовая модификация этого двигателя может быть установлена на легкие самолеты типа Як-58 и Бе-103, учебно-тренировочные самолеты Як-152 и Су-49, а также на беспилотные летательные аппараты.
По техническим, экономическим и экологическим характеристикам двигатель АИ-450 является одним из лучших в своем классе. В настоящее время он проходит программу стендовых испытаний.
Новое направление в деятельности ОАО "Мотор Сич" - это подготовка к производству варианта двигателя АИ-450, предназначенного для вертолета Ка-226, который способен перевозить 6-8 пассажиров или 1,4 т груза. Конструкция вертолета дает возможность производить техническое обслуживание и ремонт в процессе эксплуатации с высоким качеством работ при минимальных затратах. По экспертным оценкам, оснащение газотурбинными двигателями АИ-450 вместо устанавливаемых в настоящее время американских поршневых двигателей Allison 250-С20В позволит снизить стоимость вертолета ориентировочно на 20 %, и, следовательно, расширить рынки его сбыта и повысить конкурентоспособность.
С учетом накопленного нашим предприятием многолетнего опыта изготовления и эксплуатации вспомогательных газотурбинных двигателей АИ-8, АИ-9, АИ-9В, АИ9-3Б, АИ-24УБЭ, устанавливаемых на многих типах самолетов и вертолетов, создается двухвальный газотурбинный вспомогательный двигатель АИ-450-МС с эквивалентной мощностью 276 кВт на базе газогенератора двигателя АИ-450. Первый запуск АИ-450-МС был осуществлен в декабре 2003 г. В настоящее время двигатель успешно проходит стендовые испытания и готовится к сертификации, проведение которой запланировано на 2004 г.
Высокая эффективность применения двигателя АИ-450-МС достигается благодаря низкому удельному расходу топлива, являющемуся следствием высоких параметров термодинамического цикла, высокому к.п.д. узлов и выбору схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также низкими эксплуатационными расходами.
Результатом большой плодотворной работы ОАО "Мотор Сич" совместно с ФГУП "Завод им. Климова" стал турбовальный двигатель ВК-2500 и двигатели семейства ВК-1500.
Турбовальный двигатель ВК-1500С имеет взлетную мощность 1500 л.с. Он предназначен для самолетов местных линий Ан-3, Ан-38 и региональных самолетов нового поколения Бе-132МК. В настоящее время двигатель готовится к испытаниям в термобарокамере ЦИАМ, а затем - к летным испытаниям на самолете Ан-3.
В ноябре 2002 г. состоялся первый запуск турбовальной модификации ВК-1500 - двигателя ВК-1500ВМ с взлетной мощностью 1600 л.с. В январе 2003 г. двигатель успешно прошел длительные испытания.
Этот двигатель призван заменить ветерана ТВ2-117 на вертолетах Ми-8, а его модификация ВК-1500ВК предназначена для возможной установки на вертолеты Ка-60 и Ка-62.
В настоящее время двигатели семейства ВК-1500 успешно проходят комплекс испытаний и готовятся к сертификации.
Турбовальный двигатель ВК-2500 с взлетной мощностью 2400 л.с. (мощность на чрезвычайном режиме 2700 л.с.) предназначен для установки на новые модификации вертолетов российского производства марок "Ми" и "Ка". По топливной экономичности и весовым характеристикам двигатель стоит в ряду лучших мировых образцов. У вертолетов, оснащенных такими двигателями, значительно улучшаются летно-технические характеристики при эксплуатации в высокогорных районах с жарким климатом. Кроме того, возрастает скорость полета вертолета и повышается его маневренность.
Демонстрационные полеты вертолета Ми-17-1В с двигателями ВК-2500 проводились в условиях высокогорья и высоких температур в горах Тибета (Китай). За семь летных дней было выполнено 46 полетов, в ходе которых получены уникальные результаты. Так, поднявшись на высоту 7,5 км, вертолет перелетел через Гималаи. После завершения испытаний вертолета Ми-17-1В в Тибете ряд стран, среди которых Индия, Китай и Киргизия, проявили интерес к данному вертолету.
Наряду с производством авиадвигателей ОАО "Мотор Сич" выпускает промышленные установки наземного применения: газотурбинные приводы для газоперекачивающих агрегатов мощностью 6,3; 8 и 10 МВт, газотурбинные электростанции мощностью 1; 2,5; 6 МВт, турбохолодильные агрегаты, ведется интенсивная подготовка к серийному выпуску силовых установок для водных судов различных классов.
Одной из новейших разработок предприятия является газотурбинный привод ТВ3-137АГ, работающий на керосине и дизельном топливе. Этот привод с номинальной мощностью 1 МВт создан на базе серийно выпускаемых вертолетных двигателей ТВ3-117, имеющих общую наработку более 15 млн часов. ТВ3-137АГ предназначен для использования в составе передвижных и стационарных электростанций, насосных и компрессорных установок, силовых установок скоростных судов и наземных транспортных средств.
На ОАО "Мотор Сич" созданы и доведены до стадии серийного производства дизельные двигатели мощностью 80 и 103 л.с. для переоборудования автотракторной техники, судовые установки средней мощности для малотоннажных судов, а также двух- и четырехтактные подвесные лодочные двигатели мощностью 15; 5,5 и 4,9 л.с., моторы для сельскохозяйственной и коммунальной мини-техники.
Запорожские моторостроители предлагают на мировой рынок продукцию, обладающую высокими функциональными характеристиками, выпускаемую на сертифицированной производственной базе.
Система качества предприятия соответствует требованиям Международных стандартов серии ISO 9001, что подтверждает "Сертификат о признании", выданный фирмой BVQI с областью аккредитации в США, Великобритании и Германии.
При изготовлении двигателей используются высокоэффективные прогрессивные технологические процессы, в том числе точное литье из жаропрочных и титановых сплавов сложнофасонных корпусных деталей и сопловых аппаратов турбин, порошковая металлургия, уплотнительные материалы, упрочняющие, термо-барьерные, коррозионностойкие покрытия, электроплазменная сварка, пайка высокотемпературными припоями, вакуумное ионно-плазменное полирование сложнофасонных поверхностей деталей, штамповка деталей энергией взрыва, современное компьютерное вибродиагностирование и др.
Значительное расширение семейства авиационных двигателей потребовало внедрения современных эффективных систем автоматизированного проектирования, автоматизированной технологической подготовки производства, управления технологическими процессами и производством. Комплексное использование указанных систем позволило значительно сократить сроки и затраты на освоение производства новых двигателей.
Предприятием накоплен огромный опыт работы с иностранными эксплуатантами в отношении обеспечения послепродажного обслуживания двигателей, поставленных нами более чем в 420 эксплуатирующих организаций из 109 стран мира.
Необходимо отметить, что реальные результаты, связанные как с созданием новых перспективных авиадвигателей, так и с совершенствованием находящихся в производстве, были достигнуты благодаря тесному и взаимовыгодному сотрудничеству ОАО "Мотор Сич" с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и производственными предприятиями Украины и Российской Федерации, которое мы продолжаем всемерно расширять.
ОАО "Мотор Сич"
69068, г. Запорожье, ул. 8-го Марта, 15.
Тел.: 380 (612) 61-47-77. Факс: 380 (612) 65-58-85.
E-mail: motor@motorsich.com http: www.motorsich.com

Ка-226
АИ-450