В настоящее время ОАО "Мотор Сич" является одним из крупнейших
в мире и единственным на Украине предприятием, осуществляющим полный жизненный
цикл современных авиационных двигателей: от освоения, производства и испытания
до сопровождения в эксплуатации и проведения всех видов ремонта в течение
всего срока их службы.
Главная задача коллектива ОАО - изготовление двигателей для летательных
аппаратов и установок наземного применения, которые могут составить конкуренцию
самым современным изделиям ведущих фирм мира.
На предприятии большое внимание уделяется освоению производства новых
перспективных двигателей и дальнейшему повышению их эффективности путем
создания более экономичных и надежных модификаций.
Одним из приоритетных направлений деятельности ОАО "Мотор Сич"
является освоение двигателя Д-436-148 для семейства новых региональных
самолетов Ан-148, выполненных по традиционной для АНТК им. Антонова схеме
"высокоплана", что обеспечивает удаление двигателей от земли
и, следовательно, уменьшение риска попадания в них посторонних предметов.
Двигатель Д-436-148 является очередной модификацией двигателя Д-436, которая
создавалась на базе лучших конструктивных решений, отработанных и проверенных
в процессе многолетнего опыта эксплуатации серийно выпускавшихся двигателей-прототипов
семейства Д-36 и предшествующих модификаций двигателей Д-436. Достоинства
Д-436-148 обусловлены также большим объемом опытно-конструкторских работ
по экспериментальным модификациям этих двигателей. Соответствующая варианту
самолета (ближний, дальний, сверхдальний и т.д.) настройка системы автоматического
управления обеспечивает получение взлетной тяги двигателя Д-436-148 в
диапазоне от 6400 до 7400 кгс. Этот двигатель в соответствии с соглашением
между Российской Федерацией и Украиной создается в рамках кооперации четырех
предприятий: ГП ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Мотор Сич",
ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "Уфимское МПО".
На предприятии осваивается также производство малоразмерных турбовальных
двигателей семейства АИ-450 мощностью от 450 до 600 л.с., создаваемых
совместно с ГП ЗМКБ "Прогресс", которые найдут применение не
только на вертолетах Ка-226 и "Ансат", но и на ранее выпущенных
Ми-2, а турбовинтовая модификация этого двигателя может быть установлена
на легкие самолеты типа Як-58 и Бе-103, учебно-тренировочные самолеты
Як-152 и Су-49, а также на беспилотные летательные аппараты.
По техническим, экономическим и экологическим характеристикам двигатель
АИ-450 является одним из лучших в своем классе. В настоящее время он проходит
программу стендовых испытаний.
Новое направление в деятельности ОАО "Мотор Сич" - это подготовка
к производству варианта двигателя АИ-450, предназначенного для вертолета
Ка-226, который способен перевозить 6-8 пассажиров или 1,4 т груза. Конструкция
вертолета дает возможность производить техническое обслуживание и ремонт
в процессе эксплуатации с высоким качеством работ при минимальных затратах.
По экспертным оценкам, оснащение газотурбинными двигателями АИ-450 вместо
устанавливаемых в настоящее время американских поршневых двигателей Allison
250-С20В позволит снизить стоимость вертолета ориентировочно на 20 %,
и, следовательно, расширить рынки его сбыта и повысить конкурентоспособность.
С учетом накопленного нашим предприятием многолетнего опыта изготовления
и эксплуатации вспомогательных газотурбинных двигателей АИ-8, АИ-9, АИ-9В,
АИ9-3Б, АИ-24УБЭ, устанавливаемых на многих типах самолетов и вертолетов,
создается двухвальный газотурбинный вспомогательный двигатель АИ-450-МС
с эквивалентной мощностью 276 кВт на базе газогенератора двигателя АИ-450.
Первый запуск АИ-450-МС был осуществлен в декабре 2003 г. В настоящее
время двигатель успешно проходит стендовые испытания и готовится к сертификации,
проведение которой запланировано на 2004 г.
Высокая эффективность применения двигателя АИ-450-МС достигается благодаря
низкому удельному расходу топлива, являющемуся следствием высоких параметров
термодинамического цикла, высокому к.п.д. узлов и выбору схемы с отбором
воздуха от служебного компрессора, а также низкими эксплуатационными расходами.
Результатом большой плодотворной работы ОАО "Мотор Сич" совместно
с ФГУП "Завод им. Климова" стал турбовальный двигатель ВК-2500
и двигатели семейства ВК-1500.
Турбовальный двигатель ВК-1500С имеет взлетную мощность 1500 л.с. Он предназначен
для самолетов местных линий Ан-3, Ан-38 и региональных самолетов нового
поколения Бе-132МК. В настоящее время двигатель готовится к испытаниям
в термобарокамере ЦИАМ, а затем - к летным испытаниям на самолете Ан-3.
В ноябре 2002 г. состоялся первый запуск турбовальной модификации ВК-1500
- двигателя ВК-1500ВМ с взлетной мощностью 1600 л.с. В январе 2003 г.
двигатель успешно прошел длительные испытания.
Этот двигатель призван заменить ветерана ТВ2-117 на вертолетах Ми-8, а
его модификация ВК-1500ВК предназначена для возможной установки на вертолеты
Ка-60 и Ка-62.
В настоящее время двигатели семейства ВК-1500 успешно проходят комплекс
испытаний и готовятся к сертификации.
Турбовальный двигатель ВК-2500 с взлетной мощностью 2400 л.с. (мощность
на чрезвычайном режиме 2700 л.с.) предназначен для установки на новые
модификации вертолетов российского производства марок "Ми" и
"Ка". По топливной экономичности и весовым характеристикам двигатель
стоит в ряду лучших мировых образцов. У вертолетов, оснащенных такими
двигателями, значительно улучшаются летно-технические характеристики при
эксплуатации в высокогорных районах с жарким климатом. Кроме того, возрастает
скорость полета вертолета и повышается его маневренность.
Демонстрационные полеты вертолета Ми-17-1В с двигателями ВК-2500 проводились
в условиях высокогорья и высоких температур в горах Тибета (Китай). За
семь летных дней было выполнено 46 полетов, в ходе которых получены уникальные
результаты. Так, поднявшись на высоту 7,5 км, вертолет перелетел через
Гималаи. После завершения испытаний вертолета Ми-17-1В в Тибете ряд стран,
среди которых Индия, Китай и Киргизия, проявили интерес к данному вертолету.
Наряду с производством авиадвигателей ОАО "Мотор Сич" выпускает
промышленные установки наземного применения: газотурбинные приводы для
газоперекачивающих агрегатов мощностью 6,3; 8 и 10 МВт, газотурбинные
электростанции мощностью 1; 2,5; 6 МВт, турбохолодильные агрегаты, ведется
интенсивная подготовка к серийному выпуску силовых установок для водных
судов различных классов.
Одной из новейших разработок предприятия является газотурбинный привод
ТВ3-137АГ, работающий на керосине и дизельном топливе. Этот привод с номинальной
мощностью 1 МВт создан на базе серийно выпускаемых вертолетных двигателей
ТВ3-117, имеющих общую наработку более 15 млн часов. ТВ3-137АГ предназначен
для использования в составе передвижных и стационарных электростанций,
насосных и компрессорных установок, силовых установок скоростных судов
и наземных транспортных средств.
На ОАО "Мотор Сич" созданы и доведены до стадии серийного производства
дизельные двигатели мощностью 80 и 103 л.с. для переоборудования автотракторной
техники, судовые установки средней мощности для малотоннажных судов, а
также двух- и четырехтактные подвесные лодочные двигатели мощностью 15;
5,5 и 4,9 л.с., моторы для сельскохозяйственной и коммунальной мини-техники.
Запорожские моторостроители предлагают на мировой рынок продукцию, обладающую
высокими функциональными характеристиками, выпускаемую на сертифицированной
производственной базе.
Система качества предприятия соответствует требованиям Международных стандартов
серии ISO 9001, что подтверждает "Сертификат о признании", выданный
фирмой BVQI с областью аккредитации в США, Великобритании и Германии.
При изготовлении двигателей используются высокоэффективные прогрессивные
технологические процессы, в том числе точное литье из жаропрочных и титановых
сплавов сложнофасонных корпусных деталей и сопловых аппаратов турбин,
порошковая металлургия, уплотнительные материалы, упрочняющие, термо-барьерные,
коррозионностойкие покрытия, электроплазменная сварка, пайка высокотемпературными
припоями, вакуумное ионно-плазменное полирование сложнофасонных поверхностей
деталей, штамповка деталей энергией взрыва, современное компьютерное вибродиагностирование
и др.
Значительное расширение семейства авиационных двигателей потребовало внедрения
современных эффективных систем автоматизированного проектирования, автоматизированной
технологической подготовки производства, управления технологическими процессами
и производством. Комплексное использование указанных систем позволило
значительно сократить сроки и затраты на освоение производства новых двигателей.
Предприятием накоплен огромный опыт работы с иностранными эксплуатантами
в отношении обеспечения послепродажного обслуживания двигателей, поставленных
нами более чем в 420 эксплуатирующих организаций из 109 стран мира.
Необходимо отметить, что реальные результаты, связанные как с созданием
новых перспективных авиадвигателей, так и с совершенствованием находящихся
в производстве, были достигнуты благодаря тесному и взаимовыгодному сотрудничеству
ОАО "Мотор Сич" с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими
и производственными предприятиями Украины и Российской Федерации, которое
мы продолжаем всемерно расширять.
ОАО "Мотор Сич"
69068, г. Запорожье, ул. 8-го Марта, 15.
Тел.: 380 (612) 61-47-77. Факс: 380 (612) 65-58-85.
E-mail: motor@motorsich.com http:
www.motorsich.com
|