История

РЕКВИЕМ ПО ПРАДЕДУШКЕ

Работая над статьей по деятельности А.Д. Чаромского, создателя ЦИАМ, серийного отечественного авиадизеля АЧ-30Б и еще ряда организаций и конструкций, я наткнулся на материал по немецкому трофейному дизелю Jumo 205. В конце 30-х гг. этот мотор привезли в Советский Союз из Испании со сбитого самолета и испытали на стенде в ЦИАМ (страничку из справочника НКАП 1939 г. привожу здесь). В 1953 г., А.Д. Чаромский, работая в НИЛД - научно-исследовательской лаборатории двигателей на территории ЦИАМ, сконструировал мощный четырехцилиндровый турбопоршневой дизель М-305 по схеме, позаимствованной у Jumo 205: с парой поршней, двигающихся встречно в одном цилиндре. В 1954 г. А.Д. Чаромский выходит с предложением о создании дизеля для среднего танка на основе М-305. В 1959 г. танковый двухтактный двигатель 5ТД успешно прошел межведомственные испытания. Большая часть наших танковых дизелей послевоенной постройки берут начало от этой разработки. Иначе говоря, этот немецкий авиационный двигатель некоторым образом "пращур" наших танковых дизелей. Он уникален: такого двигателя, кажется, не осталось и у германских фирм-производителей. Возможно, это был единственный экземпляр в мире. Говоря проще, двигатель имел несомненную историческую ценность для нас и абсолютную продажную цену как редкость (по разным оценкам, аукционная цена в аналогичном случае колеблется в границах $1,5…2,5 млн).
В 1999 г. известный двигателестроитель профессор Д.Д. Гилевич обратился в ЦИАМ с письмом о временной передаче Jumo 205 в музей МАИ, поскольку раритет находился в заброшенной части бывшего здания НИЛД в грязи, пыли и небрежении. В этой просьбе было отказано под тем предлогом, что ЦИАМ будет создавать свой собственный музей. Вроде бы даже и энтузиасты этого дела были… Стоит же пока сия редкость, каши не просит, ну и пускай себе еще постоит. Как же! В ноябре 2003 г. выяснилось, что некие весьма предприимчивые идиоты за последние годы славно потрудились, разобрав весь двигатель и разбросав его внутренности. Все, очевидно, для того, чтобы алюминиевый корпус и такие же поршни продать в металлолом. Ребята хорошо заработали: наверное на пару бутылок хватило, а может даже и на целых три!
Определение канцлера Горчакова о состоянии дел в России действенно уже третий век: "Воруют!" Раритета больше не существует. К сожалению, это не сенсация: это современная обыденность. И это - еще одна наша потеря. И не похоже как-то, чтобы кто-то уж очень плакал по тому, что не сохранили. Одно хорошо: не успели откопать зарытые двигатели (см. выше). Наверное, давайте с этим обождем.
За сим: Ваш Дм. Боев.