2. Виброчувствительность элементов системы подачи топлива
2.1. Пульсации давления, возникающие при вибрациях насосов
Быстроизменяющиеся механические, гидравлические и газодинамические силы,
действующие в ТНА, газогенераторе и камере сгорания ЖРД вызывают появление
вибраций элементов системы подачи топлива. Вибрации, в свою очередь, порождают
и усиливают пульсации в гидравлических и газовых трактах и соответствующие
изменения параметров рабочего процесса в агрегатах. Вынужденные колебания
жидкости могут приводить к различным нежелательным и даже опасным явлениям:
нарушению управляемости двигателей и ракет, кавитационному срыву работы
насосов, неравномерности подачи жидкости потребителям, потере устойчивости
рабочего процесса в огневых агрегатах и др. Для прогнозирования условий
возникновения подобных явлений необходимо установить характеристики виброчувствительности
элементов системы. Влияние вынужденных механических колебаний конструкции
на амплитуды пульсаций давления и расхода исследовалось в модельной системе
подачи топлива ЖРД. В отличие от прочностных виброиспытаний целью данного
исследования являлось определение функциональной виброчувствительности
элементов топливных систем.
Исследованию подвергалась гидросистема с ТНА, состоящая из питающего и
напорного трубопроводов, двух шнекоцентробежных насосов и одноступенчатой
турбины. Исследуемый ТНА устанавливался на подвижной платформе, совершающей
колебания в вертикальном направлении перпендикулярно оси ротора ТНА. Колебания
платформы возбуждались с помощью механического вибратора эксцентрикового
типа с приводом от электромотора. К ТНА были подключены трубопроводы с
упругими элементами, соединяющими их с магистралями стендовой системы.
Амплитуда виброускорений (перегрузок) корпуса ТНА задавалась пропорциональной
квадрату частоты. Испытания проводились на установившихся и переходных
режимах ТНА. Амплитуды перегрузок dnx определялись с использованием известной
формулы
dnx = (e/g)·(2pf)2,
где e - эксцентриситет задатчика вибраций;
f - частота колебаний.
В ходе испытаний измерялись пульсации давления в различных сечениях гидросистемы,
в том числе по тракту насосов, и виброперегрузки на корпусе ТНА и на подвижной
платформе.
Графики типичных переходных процессов, полученные в условиях низкочастотных
вибраций систем ТНА, приведены на рис. 3. Под действием вибраций в гидравлическом
тракте насоса и в подсоединенных к нему трубопроводах возникали пульсации
давления, частота которых соответствовала частоте механических колебаний.
Анализ результатов многочисленных испытаний свидетельствовал, что амплитуда
пульсаций давления достигает максимального значения (dр1 = 0,05...0,5
МПа) перед насосами. В тракте насоса (за колесом) и в напорной магистрали
амплитуда пульсаций была значительно меньше (dр2 = 0,02…0,2 МПа). При
регистрации колебаний давления на выходе из насоса не отмечалось наличия
фазового сдвига по отношению к колебаниям на входе. На рис. 4 показана
зависимость относительных амплитуд колебаний давления от частоты. Нетрудно
убедиться в том, что в исследованном диапазоне частот (20...70 Гц) явление
резонанса не наблюдалось.
Амплитуда пульсаций dр возрастала пропорционально амплитуде перегрузки
dnx, что приводило при данном типе вибратора к квадратичной зависимости
величины dр от частоты. Исследования показали, что амплитуда пульсаций
оказалась пропорциональной характерным линейным размерам элементов lх
в направлении линии действия перегрузок: dp = l·lх·g·рж·nх.
Коэффициент l, зависящий от граничных условий, как правило, не превышает
1. За характерный линейный размер центробежных насосов при перегрузках,
действующих в перпендикулярном оси вращения направлении, приближенно можно
принимать наружный диаметр рабочего колеса (lх = D2). Результаты расчетов,
выполненных при этом допущении, хорошо согласуются с экспериментальными
данными. Вклад пульсаций давления, возбуждаемых в тракте насоса, в амплитуду
колебаний давления в напорной магистрали составляет ~ 10 %, остальные
90 % вызываются колебаниями расхода жидкости во входных трубопроводах.
Следует отметить, что у испытывавшейся установки вертикальные участки
трубопроводов имели значительную длину. Анализ полученных экспериментальных
данных свидетельствовал о том, что передаточные функции систем подобного
типа для переменной составляющей давления в различных сечениях могут быть
описаны уравнением следующего вида:
П(S) = dрi/dnx = -r·g·lХi (1 - (LХS /lХi)·(Ri/RS)·(TiS + 1)/(TSS + 1)),
где dрi и dnx - величина переменной составляющей давления в i-м сечении
и вызвавшая ее переменная составляющая вибронагрузки;
lХi и LХS - характерные размеры участков тракта системы в направлении
действия перегрузки (от бака до i-го сечения) и всего тракта (от бака
до потребителя расхода);
Ti = Li/Ri и TS = LS/RS - инерционные постоянные времени жидкости в тракте;
Ri и RS - коэффициенты линейного гидравлического сопротивления соответствующих
участков тракта;
Li и LS - коэффициенты гидравлической массы соответствующих участков тракта;
S - комплексный аргумент передаточных функций.
Передаточные функции этого вида, составленные в предположении о несжимаемости
жидкости, хорошо описывают картину вынужденных колебаний давления в гидросистемах
рассматриваемого типа при относительно низких частотах колебаний (меньших,
чем первые резонансные частоты их элементов).
Для турбонасосных систем подачи топлива ЖРД при характерных размерах участков
внутридвигательных трубопроводов lхi < 1...2 м и значениях скорости
звука в жидкости a = 800…1200 м/с значения собственных частот первого
тона колебаний жидкости в элементах системы являются достаточно высокими
и составляют f >150...200 Гц. Поэтому в практических приложениях приведенным
выше выражением передаточной функции можно пользоваться при анализе пульсаций
давления в диапазоне частот от 0 до 100...200 Гц. Анализ вибрационных
явлений в указанном диапазоне частот играет важную роль при отработке
нестационарных режимов ЖРД, но является пока еще недостаточно обследованным.
2.2. Пульсации давления в вибрирующих трубопроводах
В связи с существенным влиянием размеров и гидравлических параметров трубопроводов
на характеристики вынужденных вибрационных колебаний жидкости в топливных
системах ЖРД было проведено специальное исследование динамики изолированных
трубопроводов, заполненных жидкостью, при воздействии на них механических
возмущений. Исследование вибрационных процессов в трубопроводах производилось
с помощью разнообразной измерительно-регистрационной аппаратуры, что позволило
выявить экспериментально, а затем подвергнуть теоретическому анализу некоторые
ранее не принимавшиеся во внимание гидродинамические явления, связанные
с распределением пульсации давления по длине и поперечному сечению вибрирующих
трубопроводов при различных условиях на их концах.
Заполненные водой прямые цилиндрические трубопроводы (l = 1000 мм и d
=50 мм) устанавливались на подвижной платформе механического вибратора
в различных положениях относительно направления действия колебательной
перегрузки. Амплитуды пульсаций давления измерялись в трех сечениях по
длине трубопроводов. В каждом сечении были установлены по три датчика:
два в плоскости действия перегрузки и третий под углом 90° к двум другим.
Амплитуды и частоты колебаний измерялись вибродатчиками, смонтированными
на подвижной платформе и на концевых участках трубопроводов. Испытания
проводились без протока жидкости при различных значениях давления в трубопроводах,
частоты вынужденных колебаний находились в диапазоне 20...70 Гц.
Анализ результатов испытаний позволил сделать следующие выводы. В горизонтальных
трубопроводах, расположенных перпендикулярно направлению действия виброперегрузок,
колебания давления в различных по длине трубопроводов сечениях имеют близкие
амплитуды и одинаковые основные частоты. Распределение амплитуд по поперечным
сечениям трубопроводов неравномерное: максимальные и примерно одинаковые
амплитуды регистрируются в плоскости действия виброперегрузок, причем
сдвиг фаз колебаний, регистрируемых в диаметрально противоположных точках
сечений, составляет 180°. Анализ показал, что для исследованных условий
при расчете амплитуд колебаний давления, вызываемых вибрациями, за характерный
размер вибрирующих элементов можно принимать диаметр трубопроводов (lx
= d).
При шарнирном закреплении одного конца вибрирующего трубопровода возникает
вращательная составляющая вибрационного движения: величины виброперегрузок
на свободном конце в несколько раз превышают перегрузки у места заделки.
Тем не менее, эксперименты показали, что и в этом случае амплитуды пульсации
давления по длине вибрирующих трубопроводов получаются практически одинаковыми
и соответствуют величинам максимальных виброперегрузок, регистрируемых
у свободного конца трубопроводов.
В вертикальных трубопроводах, расположенных параллельно направлению действия
виброперегрузок, амплитуды пульсаций давления переменны по длине трубопроводов.
При открытом верхнем конце максимальная амплитуда регистрируется в нижней
части трубопровода у закрытого конца, а минимальная - в верхней (рис.
5, а). Во всех случаях частота колебаний давления по длине трубопроводов
постоянна и соответствует частоте возбуждения; заметные фазовые сдвиги
между колебаниями в различных сечениях отсутствуют. При наличии в верхней
части трубопроводов больших свободных газовых объемов (25...50 % от величины
внутреннего объема трубопроводов) амплитуды вибрационных пульсаций давления
резко уменьшаются и на исследовавшихся низких частотах (20...70 Гц) практически
не возрастают с увеличением амплитуд перегрузок. При невысоком среднем
давлении в трубопроводах (0,1…0,15 МПа) вследствие разрывов сплошности
и образования паровых кавитационных каверн форма возбуждаемых вибрациями
колебаний давления переходит от гармонической в разрывную.
При закрытом верхнем конце трубопровода распределение амплитуд пульсаций
давления характеризуется наличием промежуточного узлового сечения с амплитудой
колебаний, близкой к нулю (рис. 5, б, точка А). Этот результат интересен
тем, что при указанных условиях узел давления возникает в промежуточном
сечении в пределах длины трубопровода при частоте колебаний, значительно
меньшей частоты первого тона собственных колебаний жидкости в трубопроводе.
Полученные результаты указывают на необходимость учета данного обстоятельства
при выборе мест установки датчиков пульсаций давления, выдающих информацию
для работы систем технической диагностики и аварийной защиты двигателей,
а также мест подключения к гидромагистралям чувствительных элементов регуляторов
систем управления двигателями.
Разработанная одномерная математическая модель, отражающая влияние вибраций
на колебания давления жидкости в трубопроводах в широком диапазоне частот,
обеспечивает удовлетворительную сходимость с полученными экспериментальными
данными.
|