Перед самыми Ноябрьскими праздниками 2003 года энергетики Центрального
института авиационного моторостроения (ЦИАМ) взялись прокладывать новый
контур заземления для нужд институтской АТС. Работы проводились внутри
П-образного в плане административного корпуса ЦИАМ. Если помните, мы уже
неоднократно помещали материал о "тайнах" этой площадки. Полагаю,
стоит опять вернуться к этой теме, поскольку… 5-й или 6-й вбиваемый в
землю трехметровый металлический штырь заземления уперся в пустотелую
металлическую массу на глубине 1,5 м. А ведь это - сенсация, коллеги!
Еще в третьем номере журнала "Двигатель" за 1999 год мы давали
информацию о судьбе коллекции зарубежных авиационных поршневых двигателей
20...50-х годов ХХ века, принадлежавшей ЦИАМ. В свое время все они были
экспонатами развернутой в этом институте выставки новинок мирового двигателестроения.
В пятом номере 1999 г. свое мнение по этому вопросу высказывал Сергей
Сиротин, советник администрации института, до недавнего времени заместитель
начальника ЦИАМ. Он пришел в институт в 1946 г., а в начале 50-х годов
(времени описываемых им событий) руководил испытательным стендом У-330.
К сожалению, с 2001 г. Сергея Александровича уже нет в живых, потому никакие
уточнения не могут быть даны. В этой публикации я даю полную запись разговора
с ним. Вот что он нам рассказал.
"Действительно, в институте существовала выставка препарированных
поршневых двигателей, агрегатов, отдельных узлов. Это были и "популярные"
в свое время конструкции типа моторов "Мерлин" или "Испано-Сюиза"
и довольно редкие, а потому еще более интересные, такие, как "Центавр"
воздушного охлаждения. Всего экспонатов было более шестидесяти, и занимали
они целое крыло второго этажа современного административного корпуса ЦИАМ.
Все было препарировано и снабжено различного рода пояснительными подписями.
Я пришел в институт после войны и неоднократно бывал на этой выставке.
Руководил экспозицией Виктор Адольфович Комаровский. Он же проводил и
обзорные лекции. Иногда к лекциям по отдельным агрегатам и конструкциям
для специалистов отрасли привлекались научные сотрудники института.
В начале 50-х по минавиапрому был издан приказ министра [Дементьева] о
прекращении всех рассчитанных на перспективу работ, связанных с поршневыми
авиамоторами. Промышленность этот приказ исполнила, а ученые бросать обычные
темы не торопились: очень много было наработок, да и просто привыкли к
своим поршневикам. Начальником ЦИАМ в 1954 г. был назначен Н.П. Кононенко.
Человек военный и решительный, он весьма просто решил проблему перевода
ученых на новую тематику. Во внутреннем дворе административного здания
во время войны был бункер бомбоубежища, разрушенный после Победы (точнее
говоря, самостоятельно сгоревший: кто-то из рабочих, наладившихся "забивать
козла" в обед в деревянном подвале-убежище, оставил непотухший окурок,
и вот…). Образовавшуюся после пожара яму и решили заполнить разным мусором:
металлоломом, щебнем, и… экспонатами выставки поршневых двигателей. Дело
в том, что металлоломом пункты приема вторичного сырья были после войны
страшно переполнены, а везти все эти мелочи на свалку себе дороже. Часть
коллекции - конструкции отечественного производства - передали в моторостроительный
техникум и МАИ - в собрания Г.С. Скубачевского и С.В. Савицкого (они,
возможно, и по сей день там). Прочему судьба была определена: списание.
Виктор Адольфович Комаровский, руководивший выставкой, бывший военный,
как и начальник института, тоже был весьма исполнителен и аккуратен до
педантичности. Получив приказ о ликвидации выставки и складировании матчасти
во дворе, он исполнил его буквально: распорядился промазать все элементы
пушечным салом, обмотать крафт-бумагой, большинство еще и упаковать в
ящики. Все это аккуратно спустили через окно по специально сколоченным
настилам во двор, где и... закопали. Инициатором консервации и "сохранения"
выставки в качестве клада выступил известный ученый К.В. Холщевников.
Не имея возможности каким-либо иным способом сохранить технические шедевры,
он, видимо, полагал, что потомки (мы с вами) окажутся мудрее современников,
а посему и не считал излишней работой всю эту возню со смазкой. Позже
сверху "закопок" комсомольцы института посадили на одном из
субботников яблони. И… забыли об этих двигателях. А в бывших помещениях
музея и доныне располагается организованная в 1948 г. под руководством
Т.Н. Мелькумова на базе нескольких отделов института лаборатория по изучению
процессов горения топлива в камерах сгорания ВРД.
Примерно через год начальника института сменили, назначив на эту должность
талантливого и очень энергичного ученого Г.Н. Свищева, руководившего всеми
работами по переходу к реактивной тематике. Всем стало уже не до поршневых
раритетов."
Впервые мое внимание к существованию закопанных моторов привлек еще в
начале 80-х Э.М. Рейн, тогдашний главный энергетик ЦИАМ. В пору проведения
этих работ он был начинающим инженером - электриком и принимал в них участие,
как комсомолец. Он же был одним из инициаторов закладки яблоневого сада
поверх закопанных двигателей. Позже, руководя работами по прокладке первого
контура заземления в том же сквере, он видел верх от некоторых еще целых
ящиков.
О том же говорил А.А. Базалев, мастер- механик одного из отделов ЦИАМ
и ветеран полка "Нормандия-Неман". Он вместе с другими рабочими
участвовал в перемещении ящиков из окна второго этажа административного
корпуса (музея). Однако все попытки конкретизации места складирования
моторов не привели к желаемому результату: естественное (увы!) свойство
человеческой памяти - забывать. Так, в попытках более точно определить
места складирования мы обращались к жене умершего около двадцати лет назад
Комаровского, Лидии Тимофеевне (она и по сию пору не теряет контакта с
ЦИАМ), однако она не решилась точно указать место складирования двигателей,
ссылаясь на давность лет.
Еще осенью 1997 г., используя технику и помощь Спеццентра МЧС, мне удалось
достаточно определенно оконтурить места нахождения металлических аномалий
в интересующем месте. Карта этих зон была составлена довольно подробная,
впрочем, точно утверждать: "таинственный клад" ли это или просто
ржавые кровельные листы и станины разрушенных станков, можно только после
хотя бы пробных раскопок. Однако в тот год все ушло под снег. Дождливое
лето 1998 г. не благоприятствовало раскопкам. Наконец, в середине 1999-го,
перед самым МАКС'99, были начаты работы, которые прервались едва начавшись
по "техническим причинам" - отсутствию людей и средств. До следующего
года стоял отрытый "окопчик" около метра глубиной - начало шурфа.
Его закопали на следующий год, когда приводили все в порядок к 70-летию
ЦИАМ. К МАКС-2001 как и к -2003 никаких работ не производилось. В таком
положении все и находится доныне. Конечно, со временем эти раритеты только
дорожают. И если бы они на самом деле были золотыми! А так - ржавеют себе
потихоньку.
|