Семен Ариевич Косберг, видный советский конструктор авиационных и ракетных
двигателей, родился 14 октября 1903 г. в городе Слуцке Минской губернии
в семье кузнеца-кустаря. С 1917 по 1919 г. учился в Слуцком коммерческом
училище. С 1919 по 1925 г. работал кузнецом и слесарем в кузнице отца
и одновременно с 1922 по 1924 г. учился на вечерних общеобразовательных
курсах, где получил среднее образование. С 1925 по 1926 г. служил в Красной
Армии, после демобилизации работал слесарем на фабрике им. Халтурина в
Ленинграде. С 1927 по 1929 г. учился в Ленинградском политехническом институте,
а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г.
В 1931 г. С.А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт
авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора
до начальника крупного исследовательского отдела.
Интенсивное развитие авиационной техники в тот период требовало создания
мощных и экономичных авиационных двигателей. Во многих странах начали
заниматься системами непосредственного впрыска (НВ). Аналогичные работы
были развернуты в ЦИАМ. С.А. Косберг, изучив зарубежный опыт, вместе со
своими сотрудниками разработал и испытал систему НВ для авиационного двигателя
М-34. До 1940 г. силами отдела было спроектировано, изготовлено и испытано
несколько различных типов агрегатов НВ.
Зарекомендовав себя талантливым инженером и энергичным организатором,
С.А. Косберг в 1940 г. был назначен заместителем главного конструктора
и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на заводе
№ 33 НКАП. В первый год Великой Отечественный войны ОКБ завода № 33 при
эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых
(будущее КБХА) было эвакуировано в Бердск, Новосибирской области на завод
№ 296 наркомавиапрома. С 13 октября 1941 г. предприятие стало самостоятельным
и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С.А.
Косберг.
В суровых сибирских условиях ОКБ (горстка специалистов из 30 человек,
руководимая С.А. Косбергом) в короткие сроки создало и внедрило в серийное
производство агрегат непосредственного впрыска НБ-3У для авиационного
мотора АШ-82ФН генерального конструктора А.Д. Швецова.
Моторы АШ-82ФН с агрегатом НБ-3У устанавливались во время Великой Отечественной
войны на самолетах-истребителях Ла-5, Ла-7 генерального конструктора С.А.
Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 генерального конструктора А.Н. Туполева,
а после войны - на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С.А. Лавочкина и
пассажирских самолетах Ил-12, Ил-14 генерального конструктора С.В. Ильюшина.
За большой личный вклад в создание боевой авиационной техники С.А. Косберг
был награжден орденами "Знак Почета", Красной Звезды и Отечественной
войны I степени. Ряд работников ОКБ также был отмечен боевыми орденами
и медалями.
Следующей темой, над которой работал коллектив С.А. Косберга, стало внедрение
впрыска водоспиртовых смесей в цилиндры авиационных моторов. Особое место
в деятельности С.А. Косберга занимала отработка форсунок. Впервые в отечественной
практике С.А. Косбергом были внедрены проливочные испытания форсунок,
обеспечивающие единообразие гидравлических характеристик каждого комплекта.
В 1941-1954 гг. под руководством С.А. Косберга было разработано и передано
в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок
для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для
реактивных двигателей восемнадцати наименований.
В апреле 1946 г. коллектив С.А. Косберга переехал в Воронеж и стал именоваться
ОКБ-154. В те годы на смену поршневым пришли реактивные двигатели. ОКБ,
продолжая работы по агрегатам НВ, приступило к разработке агрегатов для
турбореактивных и турбовинтовых двигателей. С.А. Косберг по своей инициативе
занялся созданием пусковых стартеров. Под руководством С.А. Косберга в
1954-1958 гг. были разработаны ЖРД Д154, СК1.
ЖРД Д154 тягой 4 тc был разработан с использованием унитарного однокомпонентного
топлива ОТ-157. Однако склонность унитарных топлив к детонационным взрывам
заставила свернуть это направление. Второй ЖРД (СК1) регулируемой тягой
от 2 до 4 тc был разработан на топливе жидкий кислород + этиловый спирт.
Оба двигателя предназначались для самолета-истребителя Е-50А генерального
конструктора А.И. Микояна.
Третий ЖРД (СК1К) регулируемой тягой от 1,5 до 4 тc, разработанный для
самолета-истребителя Як-27В генерального конструктора А.С. Яковлева, явился
первым в стране ЖРД многоразового использования на топливе жидкий кислород
+ керосин. На нем был впервые применен газогенератор, работающий на основных
компонентах топлива.
В августе 1957 г. воронежское ОКБ было реорганизовано в самостоятельное
Государственное Союзное опытно-конструкторское бюро № 154 с поручением
ему работ по созданию новых авиационных ЖРД. Приобретенный опыт, уверенность
в силах коллектива, творческая инициатива С.А. Косберга позволили ОКБ
приступить также к разработке ЖРД для зенитных управляемых ракет (ЗУР).
В 1957-1960 гг. был создан ЖРД РД-0200 регулируемой тягой от 0,6 до 6
тc на самовоспламеняющихся компонентах топлива - окислителе АК-27И и горючем
ТГ-02 для ЗУР конструкции С.А. Лавочкина. Разработка велась совместно
с ОКБ-2 главного конструктора А.М. Исаева, что положило начало тесному
творческому сотрудничеству обоих коллективов и их главных конструкторов.
Впервые в стране был создан ЖРД с десятикратным регулированием тяги. Двигатель
был доведен силами ОКБ-154, успешно прошел летные испытания и был передан
в серийное производство.
В 1959-1960 гг. ОКБ разработало ЖРД РД-0201 регулируемой тягой от 2 до
6 тс на самовоспламеняющихся компонентах топлива - окислителе АК-27П и
горючем ТГ-02 для ЗУР конструкции П.Д. Грушина.
10 февраля 1958 г. произошла встреча С.А. Косберга и его соратника А.Д.
Конопатова с С.П. Королевым, положившая начало сотрудничеству. Двухступенчатая
ракета-носитель Р-7 С.П. Королева успешно вывела на орбиту три искусственных
спутника Земли. Однако дальнейшее изучение космического пространства было
невозможно без третьей ступени.
Кислородно-керосиновый ЖРД РД-0105 тягой 5,04 тс для третьей ступени (блок
"Е") ракеты-носителя 8К72 был разработан ОКБ-154 совместно с
ОКБ-1 С.П. Королева в 1959-1960 гг. за рекордно короткий срок - 9 месяцев.
Это был первый отечественный ЖРД, запуск которого производился в Космосе.
Применение третьей ступени с двигателем РД-0105 позволило увеличить массу
искусственных спутников Земли более чем втрое (до 4500 кг) и обеспечить
достижение второй космической скорости. За творческий вклад в эти полеты
С.А. Косбергу была присуждена ученая степень доктора технических наук,
он был удостоен Ленинской премии.
Новой самостоятельной разработкой ОКБ стал кислородно-керосиновый ЖРД
РД-0109 тягой 5,56 тс для третьей ступени (блок "Е") ракеты-носителя
"Восток". С помощью ракеты-носителя "Восток" были
выполнены исторические задачи мирового значения, и прежде всего - запуск
в космические пространство первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина. За
личный вклад в этот исторический полет С.А. Косберг был удостоен звания
Героя Социалистического Труда.
Очередными разработками ОКБ стали мощные кислородно-керосиновые ЖРД тягой
30,4 тс: РД-0106 для второй ступени боевой ракеты Р-9А; РД-0107 для третьей
ступени (блок "И") ракеты-носителя "Молния"; РД-0108
для третьей ступени (блок "И") ракеты-носителя "Восход";
РД-0110 для третьей ступени (блок "И") ракеты-носителя "Союз".
Много сил и энергии отдал С.А. Косберг созданию первых ЖРД, выполненных
по схеме с дожиганием генераторного газа, разработка которых началась
в ОКБ в 1961 г. Первыми ЖРД, разработанными ОКБ по схеме с дожиганием
на компонентах топлива АТ и НДМГ, стали РД-0202 и РД-0205 для первой и
второй ступеней боевой ракеты УР-200 генерального конструктора В.П. Челомея.
На их основе были разработаны ЖРД РД-0210 и РД-0211 для второй ступени
и РД-0212 для третьей ступени ракеты-носителя "Протон".
Впоследствии в ОКБ была начата разработка ЖРД по схеме с дожиганием на
компонентах топлива АТ и НДМГ для боевой ракеты РС-10 генерального конструктора
В.Н. Челомея. Сдача в эксплуатацию этих двигателей заканчивалась уже после
смерти Семена Ариевича. В начале 1965 г. С.А. Косберг погиб в автомобильной
катастрофе при исполнении служебных обязанностей.
Почти двадцать пять лет С.А. Косберг возглавлял ОКБ. Ему была свойственна
гражданственность, чувство причастности к делам Родины, ответственность,
самостоятельность мышления, умение зажечь коллектив своим творческим зарядом.
С.А. Косберг бережно растил и воспитывал кадры, умел требовать и прощать,
предоставлял возможность принимать самостоятельные решения, поощрял инициативу.
Он особенно внимательно относился к молодым специалистам, приобщал их
к науке, всячески поддерживал их стремление к новому, был примером зрелого,
мудрого руководителя, ученого, грамотного инженера.
Много времени и внимания Семен Ариевич уделял подготовке научных кадров.
Будучи доктором технических наук, он руководил группой аспирантов на кафедре
двигателей политехнического института, имел ряд опубликованных научных
работ и внедренных изобретений.
С.А. Косберг основал КБХА, выпестовал его, указал коллективу путь к творческому
созиданию. О важнейшей роли, которую сыграл С.А. Косберг в исследовании
космического пространства, ярко свидетельствует тот факт, что его именем
назван кратер на обратной стороне Луны.
|
Награду С.А.Косбергу
вручает Л.И.Брежнев
|
|