Юбилей

С.А. КОСБЕРГ – ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР АВИАЦИОННЫХ И РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
(к 100-летию со дня рождения)

Семен Ариевич Косберг, видный советский конструктор авиационных и ракетных двигателей, родился 14 октября 1903 г. в городе Слуцке Минской губернии в семье кузнеца-кустаря. С 1917 по 1919 г. учился в Слуцком коммерческом училище. С 1919 по 1925 г. работал кузнецом и слесарем в кузнице отца и одновременно с 1922 по 1924 г. учился на вечерних общеобразовательных курсах, где получил среднее образование. С 1925 по 1926 г. служил в Красной Армии, после демобилизации работал слесарем на фабрике им. Халтурина в Ленинграде. С 1927 по 1929 г. учился в Ленинградском политехническом институте, а затем в Московском авиационном институте, который окончил в 1930 г. В 1931 г. С.А. Косберг был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника крупного исследовательского отдела.
Интенсивное развитие авиационной техники в тот период требовало создания мощных и экономичных авиационных двигателей. Во многих странах начали заниматься системами непосредственного впрыска (НВ). Аналогичные работы были развернуты в ЦИАМ. С.А. Косберг, изучив зарубежный опыт, вместе со своими сотрудниками разработал и испытал систему НВ для авиационного двигателя М-34. До 1940 г. силами отдела было спроектировано, изготовлено и испытано несколько различных типов агрегатов НВ.
Зарекомендовав себя талантливым инженером и энергичным организатором, С.А. Косберг в 1940 г. был назначен заместителем главного конструктора и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска на заводе № 33 НКАП. В первый год Великой Отечественный войны ОКБ завода № 33 при эвакуации было разделено на два самостоятельных предприятия, одно из которых (будущее КБХА) было эвакуировано в Бердск, Новосибирской области на завод № 296 наркомавиапрома. С 13 октября 1941 г. предприятие стало самостоятельным и получило наименование ОКБ-296. Главным конструктором был назначен С.А. Косберг.
В суровых сибирских условиях ОКБ (горстка специалистов из 30 человек, руководимая С.А. Косбергом) в короткие сроки создало и внедрило в серийное производство агрегат непосредственного впрыска НБ-3У для авиационного мотора АШ-82ФН генерального конструктора А.Д. Швецова.
Моторы АШ-82ФН с агрегатом НБ-3У устанавливались во время Великой Отечественной войны на самолетах-истребителях Ла-5, Ла-7 генерального конструктора С.А. Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2 генерального конструктора А.Н. Туполева, а после войны - на самолетах-истребителях Ла-9, Ла-11 С.А. Лавочкина и пассажирских самолетах Ил-12, Ил-14 генерального конструктора С.В. Ильюшина.
За большой личный вклад в создание боевой авиационной техники С.А. Косберг был награжден орденами "Знак Почета", Красной Звезды и Отечественной войны I степени. Ряд работников ОКБ также был отмечен боевыми орденами и медалями.
Следующей темой, над которой работал коллектив С.А. Косберга, стало внедрение впрыска водоспиртовых смесей в цилиндры авиационных моторов. Особое место в деятельности С.А. Косберга занимала отработка форсунок. Впервые в отечественной практике С.А. Косбергом были внедрены проливочные испытания форсунок, обеспечивающие единообразие гидравлических характеристик каждого комплекта.
В 1941-1954 гг. под руководством С.А. Косберга было разработано и передано в производство 10 типов серийных и 17 типов опытно-экспериментальных форсунок для авиационных моторов, 31 тип рабочих и 4 типа пусковых форсунок для реактивных двигателей восемнадцати наименований.
В апреле 1946 г. коллектив С.А. Косберга переехал в Воронеж и стал именоваться ОКБ-154. В те годы на смену поршневым пришли реактивные двигатели. ОКБ, продолжая работы по агрегатам НВ, приступило к разработке агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых двигателей. С.А. Косберг по своей инициативе занялся созданием пусковых стартеров. Под руководством С.А. Косберга в 1954-1958 гг. были разработаны ЖРД Д154, СК1.
ЖРД Д154 тягой 4 тc был разработан с использованием унитарного однокомпонентного топлива ОТ-157. Однако склонность унитарных топлив к детонационным взрывам заставила свернуть это направление. Второй ЖРД (СК1) регулируемой тягой от 2 до 4 тc был разработан на топливе жидкий кислород + этиловый спирт. Оба двигателя предназначались для самолета-истребителя Е-50А генерального конструктора А.И. Микояна.
Третий ЖРД (СК1К) регулируемой тягой от 1,5 до 4 тc, разработанный для самолета-истребителя Як-27В генерального конструктора А.С. Яковлева, явился первым в стране ЖРД многоразового использования на топливе жидкий кислород + керосин. На нем был впервые применен газогенератор, работающий на основных компонентах топлива.
В августе 1957 г. воронежское ОКБ было реорганизовано в самостоятельное Государственное Союзное опытно-конструкторское бюро № 154 с поручением ему работ по созданию новых авиационных ЖРД. Приобретенный опыт, уверенность в силах коллектива, творческая инициатива С.А. Косберга позволили ОКБ приступить также к разработке ЖРД для зенитных управляемых ракет (ЗУР).
В 1957-1960 гг. был создан ЖРД РД-0200 регулируемой тягой от 0,6 до 6 тc на самовоспламеняющихся компонентах топлива - окислителе АК-27И и горючем ТГ-02 для ЗУР конструкции С.А. Лавочкина. Разработка велась совместно с ОКБ-2 главного конструктора А.М. Исаева, что положило начало тесному творческому сотрудничеству обоих коллективов и их главных конструкторов. Впервые в стране был создан ЖРД с десятикратным регулированием тяги. Двигатель был доведен силами ОКБ-154, успешно прошел летные испытания и был передан в серийное производство.
В 1959-1960 гг. ОКБ разработало ЖРД РД-0201 регулируемой тягой от 2 до 6 тс на самовоспламеняющихся компонентах топлива - окислителе АК-27П и горючем ТГ-02 для ЗУР конструкции П.Д. Грушина.
10 февраля 1958 г. произошла встреча С.А. Косберга и его соратника А.Д. Конопатова с С.П. Королевым, положившая начало сотрудничеству. Двухступенчатая ракета-носитель Р-7 С.П. Королева успешно вывела на орбиту три искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени.
Кислородно-керосиновый ЖРД РД-0105 тягой 5,04 тс для третьей ступени (блок "Е") ракеты-носителя 8К72 был разработан ОКБ-154 совместно с ОКБ-1 С.П. Королева в 1959-1960 гг. за рекордно короткий срок - 9 месяцев. Это был первый отечественный ЖРД, запуск которого производился в Космосе. Применение третьей ступени с двигателем РД-0105 позволило увеличить массу искусственных спутников Земли более чем втрое (до 4500 кг) и обеспечить достижение второй космической скорости. За творческий вклад в эти полеты С.А. Косбергу была присуждена ученая степень доктора технических наук, он был удостоен Ленинской премии.
Новой самостоятельной разработкой ОКБ стал кислородно-керосиновый ЖРД РД-0109 тягой 5,56 тс для третьей ступени (блок "Е") ракеты-носителя "Восток". С помощью ракеты-носителя "Восток" были выполнены исторические задачи мирового значения, и прежде всего - запуск в космические пространство первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина. За личный вклад в этот исторический полет С.А. Косберг был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Очередными разработками ОКБ стали мощные кислородно-керосиновые ЖРД тягой 30,4 тс: РД-0106 для второй ступени боевой ракеты Р-9А; РД-0107 для третьей ступени (блок "И") ракеты-носителя "Молния"; РД-0108 для третьей ступени (блок "И") ракеты-носителя "Восход"; РД-0110 для третьей ступени (блок "И") ракеты-носителя "Союз".
Много сил и энергии отдал С.А. Косберг созданию первых ЖРД, выполненных по схеме с дожиганием генераторного газа, разработка которых началась в ОКБ в 1961 г. Первыми ЖРД, разработанными ОКБ по схеме с дожиганием на компонентах топлива АТ и НДМГ, стали РД-0202 и РД-0205 для первой и второй ступеней боевой ракеты УР-200 генерального конструктора В.П. Челомея. На их основе были разработаны ЖРД РД-0210 и РД-0211 для второй ступени и РД-0212 для третьей ступени ракеты-носителя "Протон".
Впоследствии в ОКБ была начата разработка ЖРД по схеме с дожиганием на компонентах топлива АТ и НДМГ для боевой ракеты РС-10 генерального конструктора В.Н. Челомея. Сдача в эксплуатацию этих двигателей заканчивалась уже после смерти Семена Ариевича. В начале 1965 г. С.А. Косберг погиб в автомобильной катастрофе при исполнении служебных обязанностей.
Почти двадцать пять лет С.А. Косберг возглавлял ОКБ. Ему была свойственна гражданственность, чувство причастности к делам Родины, ответственность, самостоятельность мышления, умение зажечь коллектив своим творческим зарядом.
С.А. Косберг бережно растил и воспитывал кадры, умел требовать и прощать, предоставлял возможность принимать самостоятельные решения, поощрял инициативу. Он особенно внимательно относился к молодым специалистам, приобщал их к науке, всячески поддерживал их стремление к новому, был примером зрелого, мудрого руководителя, ученого, грамотного инженера.
Много времени и внимания Семен Ариевич уделял подготовке научных кадров. Будучи доктором технических наук, он руководил группой аспирантов на кафедре двигателей политехнического института, имел ряд опубликованных научных работ и внедренных изобретений.
С.А. Косберг основал КБХА, выпестовал его, указал коллективу путь к творческому созиданию. О важнейшей роли, которую сыграл С.А. Косберг в исследовании космического пространства, ярко свидетельствует тот факт, что его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

Награду С.А.Косбергу вручает Л.И.Брежнев