Одной из ключевых проблем при создании мощных ЖРД явилась высокая
виброактивность турбонасосных агрегатов (ТНА), приводящая к разрушениям
и разгарам элементов их конструкции. Решение этой проблемы потребовало
от ОКБ и НИИ проведения большого объема научно-исследовательских работ,
включавших создание специальных экспериментальных установок и разработку
новых методов доводки ТНА.
В настоящей статье приведены результаты исследования вибрационно-пульсационных
процессов в высоконапряженных ТНА на установившихся и переходных режимах,
в том числе при воздействии вынужденных колебательных перегрузок, имитирующих
механические перегрузки при работе двигателя в составе ракеты.
Центробежные насосы, как и другие лопаточные машины, из-за конечного
числа лопаток и отрывных течений порождают интенсивные пульсации давления
в собственных трактах и в подключенных к ним гидромагистралях. Степень
интенсивности пульсации зависит от геометрических параметров насосов,
уровня давлений, степени отклонения режима от расчетного, кратности чисел
лопаток ротора и статора и от других факторов. К особому виду низкочастотных
пульсаций давления, порождаемых насосами, относятся кавитационные и помпажные
автоколебания, обусловленные сжимаемостью рабочего тела. Опыт показывает,
что повышенные пульсации давления в системах подачи топлива ЖРД неблагоприятно
влияют на: устойчивость рабочего процесса в огневых агрегатах; точность
работы систем регулирования и др.
Поэтому при проектировании двигателей и их систем желательно знать закономерности
возникновения и распространения пульсации в топливных трактах и иметь
информацию об их интенсивности и спектральном составе.
Исследовались высоконапорные шнекоцентробежные насосы в составе ТНА. Насосы
выполнены с двухзаходными шнеками и крыльчатками закрытого типа при относительных
диаметрах входа 0,45…0,8.
Насосы были оборудованы малоинерционными датчиками. Для киносъемки потока
на выходе из колеса в корпусе спирального отвода насосов были установлены
прозрачные профилированные вставки. Для записи давлений использовались
датчики, рассчитанные на частотный диапазон до 6000 Гц.
Пульсационное состояние потока в насосах исследовано на различных участках
напорных характеристик насосов в широком диапазоне значений давлений на
входе. Испытания проводились на воде при различных сопротивлениях сети.
Исследования показали, что параметры пульсаций давлений на входе и выходе
насосов сильно зависят от режимов их работы. На большинстве режимов, исключая
кавитационные и срывные, зависимость амплитуд пульсаций от частоты вращения
ротора насоса примерно квадратичная, а зависимость частоты пульсаций от
того же параметра примерно линейная.
Вследствие такой закономерности интенсивность пульсаций на выходе насосов
существенно возрастает с ростом напорности и частоты вращения. Однако,
поскольку абсолютный уровень давления за насосами также является примерно
пропорциональным квадрату частоты вращения, то относительные значения
амплитуд пульсаций в напорных магистралях оказываются для различных режимов
работы по частоте вращения приблизительно одинаковыми.
В проведенной серии опытов на рассматриваемых бескавитационных режимах
основные частоты пульсаций были кратны числу лопаток шнека и колеса и
лежали в диапазоне 160…1680 Гц.
Характерно, что основная роторная частота в спектре пульсаций заметно
не проявляется.
На срывных режимах с очень малыми и очень большими расходами рассмотренные
выше закономерности для амплитуд пульсаций давления на входе и выходе
насоса нарушаются: их величины резко возрастают при неизменной частоте
вращения ротора насоса.
Пульсации, создаваемые лопатками рабочего колеса, передаются на вход в
широком диапазоне режимов работы насоса как при интенсивных обратных токах,
возникающих на глубоком дроссельном режиме, так и при больших значениях
расхода.
На режиме развитого срыва напора насоса, соответствующего срывной ветви
характеристики, в диффузоре спирального отвода возникает отрыв потока
в критическом сечении.
Исследование пульсации давления в трубке Вентури (модели диффузора) показало,
что при уровне давлений, исключающем наличие развитой кавитации, амплитуды
пульсации давления на выходе увеличиваются пропорционально квадрату скорости
течения, а частоты срыва каверн примерно соответствуют частотам пульсаций
давления.
Исследования пульсаций давления, возникающих при обтекании круглого цилиндра
потоком воды в прямолинейном канале, показали, что регистрируемые частоты
пульсаций давления также близки к частотам срыва вихрей, определяемым
по кадрам скоростной киносъемки.
На кавитационных режимах насоса, вызываемых снижением давления на входе
в насос, регистрируются низкочастотные (3...5 Гц) колебания давлений,
которые с понижением давления уменьшают свою частоту и переходят в интенсивные
пульсации давления с резкими пиками, существенно повышающими амплитуду
колебаний на бескавитационных режимах.
Интенсивные пульсации давления в трактах насосов вызывают сильные вибрации
их конструкции. Уровень виброперегрузок, регистрируемых на корпусе насосов
на нерасчетных режимах, примерно в 3...4 раза выше, чем на расчетном режиме
с минимальными пульсациями давления.
Впервые с позиций ограничения уровня вибраций элементов конструкции двигателя
и снижения амплитуд пульсаций давления в системе подачи топлива было проведено
детальное исследование вибрационно-пульсационных процессов, свойственных
ЖРД. Экспериментальным путем были определены зависимости амплитуд и частот
этих процессов от параметров режима работы ТНА и характеристик системы
топливоподачи двигателей.
Полученные закономерности, наряду с напорными и кавитационными характеристиками
насосов, используются при проектировании и доводке двигателей для прогнозирования
пульсационно-вибрационного состояния гидравлических трактов ЖРД.
( Продолжение в следующем номере).
|