Личность

ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР И ОРГАНИЗАТОР

За полтора десятка сложнейших послевоенных лет в нашей стране была создана новая ракетно-космическая отрасль, ставшая основой для нового вида Вооруженных Сил - ракетных войск стратегического назначения. Наши успехи в области ракетно-космической техники, достигнутые в 1946-1961 гг., были бы невозможны без той уникальной нравственной обстановки, которую сумели создать в своих коллективах главные конструкторы. Люди, перенесшие войну, работали самоотверженно, сделав своим девизом слово "НАДО", задавая общий тон и являясь ярким примером для молодых коллег.

Алексей Михайлович Исаев, впоследствии доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, начал заниматься разработкой жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в 1942 г. В 1944 г. его назначили главным конструктором конструкторского бюро ОКБ-2, и уже к началу 50-х годов Алексею Михайловичу удалось сформировать сплоченный коллектив единомышленников, разработавший основополагающие принципы создания ЖРД, двигательных установок (ДУ) и их агрегатов.
Алексей Михайлович умел найти подход к сотрудникам, пробудить в них талант конструктора, технолога, испытателя, заинтересовать в выполнении общего дела, сделав участниками общего успеха. Он информировал весь коллектив о состоянии разработок, вовлекая всех в сложнейший творческий процесс. Двери кабинета главного были всегда открыты для сотрудников. На совещаниях А.М. Исаев терпеливо выслушивал соображения собравшихся, требовал уточнений, вариантов предложений. Поражали ясность его мышления и умение сразу схватить, оценить предложение и высказать свое мнение.
Творческий путь А.М. Исаева и его коллектива был усыпан не только розами, случались и неудачи. Недовольство руководства Алексей Михайлович брал на себя, защищая подчиненных. Приехав на работу после неудач, шел в КБ, и, никогда не устраивая громких разносов (лишь изредка очень вежливо и едко отмечая промах), садился рядом с конструктором часто уже с эскизом доработки и изменения.
Характерная черта работы А.М. Исаева и коллектива ОКБ-2 - стремление создавать надежные ЖРД и ДУ. Выбирались наиболее рациональные решения принципиального характера, агрегаты проектировались и отрабатывались с параметрами, на 10…15 % превышавшими требования технического задания (ТЗ). Уже первые образцы изделий испытывались с максимально возможным воспроизведением натурных условий их работы, проводились многократные доработки, а ЖРД зачастую испытывался по несколько раз до окончательного разрушения. Так, например, при испытании кислородно-водородного ЖРД 11Д56 по ошибке оператора двигатель не задросселировали, а вывели на "сверхфорсированный" режим, и он нормально отработал в течение 100 с при уровне тяги, составлявшем 140 % номинального.
Качественной отработке ЖРД и ДУ способствовало постоянное развитие и совершенствование экспериментальной базы силами подразделения В.Г. Ефремова.
При авариях ракет, ракет-носителей и космических аппаратов причину (даже если к работе ЖРД не было официальных претензий) в первую очередь искали у себя, не перекладывая вину на смежников.
А.М. Исаев был общительным, высококультурным, всесторонне развитым человеком. Он любил юмор и музыку, был корреспондентом стенной газеты. Обедал он в общей столовой в порядке общей очереди. У Алексея Михайловича была поразительная память.
А.М. Исаев был очень доброжелателен, по-отечески относился к молодым, только что пришедшим в ОКБ-2 выпускникам втузов. Общаясь с Алексеем Михайловичем, мы всегда ощущали его дружеское внимание.
Очень хорошие дружеские отношения были у А.М. Исаева с главными конструкторами A.M. Люлька, С.А. Лавочкиным, А.Я. Березняком, П.Д. Грушиным, В.П. Макеевым, М.К. Янгелем, Г.Н. Бабакиным, М.Ф. Решетневым, Д.И. Козловым. Алексей Михайлович щедро делился своими разработками с начинающими КБ.
На совместной работе А.М. Исаева и С.П. Королева, связанной с полетом Ю.А. Гагарина, хотелось бы остановиться более подробно. Требовалось создать тормозную двигательную установку (ТДУ), обладающую при минимальном весе высочайшей надежностью и обеспечивающую запуск двигателя в условиях открытого космоса.
Первоначально планировалось использование в ТДУ ракетного двигателя на твердом топливе. Но после неудач Королев обратился к Алексею Михайловичу с просьбой создать ТДУ на базе ЖРД за полтора года.
Ведущим проектантом назначили В.С. Варенникова, ведущим конструктором - Н.Г. Скоробогатова, позднее в качестве руководителя комплексной группы в работу включился А.А. Толстов.
Серьезные проблемы возникли при отработке надежного запуска ДУ с ЖРД в условиях открытого космоса. Конструкторы ОКБ-2 к тому времени уже сталкивались со случаями взрывов двигателей при запуске в разреженной атмосфере при низкой температуре.
Немало трудностей пришлось преодолеть и с турбонасосным агрегатом. По предложению В.Ф. Чебаевского для повышения антикавитационных характеристик насосов перед ними установили шнеки, которые позволили увеличить "освоенное" число оборотов ТНА вдвое.
Перед отправкой ТДУ на летные испытания на стендах ОКБ-2 по специальной программе были испытаны несколько установок. Все испытания прошли успешно.
Алексей Михайлович присутствовал на заседании Государственной комиссии, определившей Ю.А. Гагарина первым космонавтом планеты. После старта для конструкторов ОКБ-2 наступил ответственный момент - должна заработать ТДУ. Наконец ТДУ сработала, и космический аппарат оказался на траектории спуска. Все закончилось успешно.
Перечислить все то, что создал коллектив ОКБ-2 под руководством своего главного конструктора невозможно. Разработанные ЖРД обеспечивали огромный диапазон тяг: от 0,005 до 75 тс, при этом энергетические характеристики некоторых двигателей были выше мировых. Изделия ОКБ-2 были надежны, просты в обслуживании и эксплуатации.
Коллектив ОКБ-2 (ныне это ФГУП “КБ Химмаш им. А.М. Исаева”) создал около 120 двигателей и двигательных установок, из них 40 эксплуатируются и сегодня. Под руководством А.М. Исаева была показана возможность использования ЖРД и для бурения горных пород.
Были созданы: самый мощный в начале 50-х годов ЖРД на высококипящих компонентах тягой 68 тс; ЖРД "замкнутой" схемы тягой 25 тс на высококипящих компонентах; один из двух первых отечественных кислородно-водородных ЖРД типа 11Д56 тягой 7,5 тс и др.
В памяти тех, кто работал вместе с А.М. Исаевым, навсегда останется светлый образ выдающегося конструктора, талантливого организатора, вдохновенного творческого человека, смело воплощавшего свои замыслы в практику ракетостроения. Особые заслуги Алексея Михайловича Исаева в области ракетно-космической техники отмечены присвоением его имени одному из кратеров на поверхности Луны.

Космические проблемы приходится решать на Земле