В последние полтора десятилетия российские СМИ лишь изредка вспоминают
о величии России, и то, как правило, имеют в виду ее просторы, леса, огромные
размеры, несметные богатства, не говоря уже о щедрых глубинных недрах.
Однако есть в России и другое определение её величия, которое часто можно
услышать и в среде трезвомыслящей интеллигенции, и в простонародье. Сводится
оно к тому, что Россия велика прежде всего своими людьми.
В статье хотелось бы остановиться на одном изумительном коллективе - опытно-конструкторском
бюро (НПП "ЭГА"), а также на двух его руководителях - Федоре
Амосовиче Короткове, основателе предприятия, и продолжателе его дела Викторе
Ивановиче Зазулове. Тем более, что в ноябре этого года Виктор Иванович
отмечает свое семидесятилетие.
Представляет интерес хотя бы краткое описание жизненного пути этих людей,
а также освещение этапов становления и достижений руководимого ими предприятия.
Родился Федор Амосович Коротков 24 июля 1908 г. в семье рабочего в Москве.
В 1921 г. он поступил на тракторное отделение Московского индустриального
техникума. Работал рабочим, а затем мастером. Высшее образование он получил
в Военной академии механизации и моторизации РККА, которую закончил в
1934 г., после чего был командирован на московский завод № 33.
Военный инженер Ф.А. Коротков стал руководителем опытно-конструкторской
группы, заместителем главного конструктора, начальником опытно-конструкторского
отдела завода. Коротков принимал активное участие в разработке карбюратора
К-34РД, который предназначался для беспосадочных перелетов через Северный
полюс самолетов В.П. Чкалова и М.А. Громова.
В 1940 г. было принято решение о разделе завода на два самостоятельных
предприятия: опытно-конструкторское бюро во главе с главным конструктором
Ф.А. Коротковым и серийный завод во главе с директором А.Г. Солдатовым.
Надвигалась Великая Отечественная война. Насущной необходимостью стало
ускоренное совершенствование авиационных двигателей. Для двигателей М-71,
М-82, М-90 были созданы конструктивно очень сложные беспоплавковые карбюраторы,
подающие топливо под давлением в распылитель. Система непосредственного
впрыска была внедрена в серию на новых моторах АШ-82ФН, АШ-73, М-250.
Удивительный исторический факт - весь парк отечественных самолетов, участвовавших
в войне, в том числе бомбардировщики А.Н. Туполева, штурмовики А.А. Ильюшина,
пикировщики В.М. Петлякова, истребители А.С. Яковлева, А.И. Микояна, С.А.
Лавочкина с моторами А.Д. Швецова, А.А. Микулина, В.Я. Климова, был оснащен
карбюраторами, разработанными коллективом под руководством Ф.А. Короткова.
После окончания Великой Отечественной войны страна приступила к восстановлению
народного хозяйства. На смену поршневым моторам пришли воздушно-реактивные
двигатели, появились ракетные двигатели. На коллектив ОКБ была возложена
совершенно новая задача создания систем автоматического регулирования
этих двигателей и разработки систем топливопитания.
Во второй половине сороковых годов для МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, оснащенных
первыми отечественными турбореактивными двигателями, были разработаны
и переданы в серию агрегаты системы регулирования и топливопитания.
В пятидесятые годы коллектив под руководством Ф.А. Короткова создавал
системы автоматического управления и топливопитания для второго поколения
двигателей военной и гражданской авиации.
Для третьего поколения авиадвигателей в шестидесятые годы коллектив ОКБ
уверенно взялся за дальнейшее развитие САУ двухвальных, двухконтурных
и специальных одноконтурных ТРД.
Для выполнения огромного комплекса работ были осуществлены организационные
мероприятия - на базе двух ОКБ было создано крупное объединение. 30 апреля
1966 г. ОКБ было переименовано в Московское агрегатное конструкторское
бюро "Темп".
В начале шестидесятых годов произошло одно, на первый взгляд, незначительное
событие, которое впоследствии оказало существенное влияние на плодотворную
работу предприятия. Речь идет о том, что в 1961 г. поступил на работу
молодой тогда специалист Виктор Иванович Зазулов.
Родился Виктор Иванович 9 ноября 1933 г. на Дальнем Востоке в многодетной
семье. Закончив среднюю школу и вечерний факультет авиадвигателей Московского
авиационного института Виктор Иванович пришел в ОКБ Короткова. Молодой
специалист оказался очень трудолюбивым, настойчивым. Его конструкторские
и организаторские способности, широкий кругозор, огромное трудолюбие,
высокая культура и начитанность были довольно быстро замечены руководством,
и в конце шестидесятых годов Виктор Иванович стал ведущим, а затем ответственным
ведущим конструктором по системам управления двигателей РД-36-51А для
сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 и РД-36-41 для стратегического
бомбардировщика Т-4. В 1973 г. Виктор Иванович Зазулов был назначен заместителем
главного конструктора.
Переходя к периоду 1970-1984 гг., с не меньшей уверенностью можно утверждать,
что это была вершина достижений гидромеханических систем автоматического
управления. В указанный период были созданы двигатели четвертого поколения.
Виктор Иванович Зазулов руководил разработками новых систем для самолетов
МиГ-29, Су-27, Ту-160, регуляторов для двигателей космического корабля
"Буран".
Необходимо особо подчеркнуть, что и Ф.А. Коротков, и продолжатель его
дела В.И. Зазулов как руководители предприятия создали и воспитали большой
коллектив талантливых, незаурядных, творческих работников. Более 600 сотрудников
предприятия награждены орденами и медалями. Хочется назвать только одну
фамилию из целой плеяды невероятно талантливых конструкторов предприятия.
Речь идет о Евгении Николаевиче Каленове, блестящем русском самородке.
Был он конструктором, как говорят в народе, от Бога. Это он с товарищами
под руководством и при энергичном участии Виктора Ивановича провел миниатюризацию
агрегатов основного контура управления двигателей истребителей МиГ-29
и Су-27, уменьшив массу агрегатов почти в два раза.
За большой личный вклад в разработку двигателя РД-33 самолета МиГ-29 Виктору
Ивановичу Зазулову в 1982 г. было присвоено звание лауреата Государственной
премии.
Созданные коллективом под руководством Ф.А. Короткова и В.И. Зазулова
САУ обеспечили установление нашими самолетами более 60 мировых рекордов.
Практически вся военная авиация и значительная часть гражданской оснащена
двигателями с САУ, разработанными коллективом предприятия.
Творческая деятельность коллектива не ограничивалась только созданием
все более совершенных САУ авиационных двигателей. Наряду с этим создавалась
аппаратура для прямоточных и жидкостных реактивных двигателей. Коллективом
предприятия была разработана аппаратура комплексов "Гранит",
"Метеорит", "Болид", 8К813, Гр-1, Н1, "Энергия-Буран".
Создание такой аппаратуры потребовало принципиально новых подходов в решении
поставленных задач.
В 1984 г Федор Амосович Коротков передал бразды правления предприятием
в надежные руки своего молодого заместителя Виктора Ивановича Зазулова.
Рассматривая огромный спектр работ, связанных с созданием САУ для авиационных
и ракетных двигателей, необходимо подчеркнуть, что Виктор Иванович Зазулов
предельно ответственно относился также и к созданию принципиально новых
систем регулирования и топливопитания наземных двигателей компрессорных
станций магистральных газопроводов страны. На предприятии под руководством
В.И. Зазулова было создано новое поколение систем управления силовыми
приводами газоперекачивающих установок и энергетических станций. Такие
системы работают в различных климатических условиях во многих странах
мира. Создана унифицированная система автоматического управления силовых
приводов газоперекачивающих установок, стационарных и автономных электростанций
и транспортных средств.
Последние пятнадцать лет были периодом не только дальнейших творческих
достижений предприятия, но и периодом проверки самого коллектива и его
руководителя на прочность и живучесть в условиях сокрушительных ударов
по предприятию, обусловленных отсутствием государственных заказов и, как
следствие, полным прекращением финансирования. Виктору Ивановичу Зазулову
как руководителю предприятия пришлось приложить неимоверные усилия, изворотливость
и настойчивость для обеспечения хотя бы минимальной зарплатой ценнейших
кадровых сотрудников. Вероятно, следует отметить, что в то время, когда
миллионы трудящихся на просторах страны месяцами, а то и годами, не получали
зарплату, сотрудники НПП "ЭГА" ни одного месяца не оставались
без принадлежащей им зарплаты.
В последнем десятилетии Виктор Иванович Зазулов осуществлял многогранную
работу по развитию внешнеэкономических контактов.
Длительный разрушительный период остался позади. Коллектив во главе с
Виктором Ивановичем Зазуловым уверенно продвигается на международном рынке
высоких технологий. Проводится модернизация экспериментальной базы для
обеспечения испытаний по международным стандартам. Все эти программы успешно
реализуются при полной поддержке совета директоров НПП "ЭГА"
и стратегического партнера - ФГУП ММПП "Салют".
Родина высоко оценила плодотворную и напряженную деятельность Виктора
Ивановича Зазулова. В 1991 г. ему присвоено звание доктора технических
наук. В 1992 г. В.И. Зазулов избран академиком Российской Академии транспорта,
а в 1996 г. - академиком Академии наук авиации и воздухоплавания РФ. В
1994 г. ему присвоено звание "Заслуженный машиностроитель".
Работу в НПП "ЭГА" он сочетает с педагогической деятельностью
- является профессором МАИ.
Продолжая напряженно и творчески работать над созданием сложнейших электронно-гидравлических
систем управления, коллектив НПП "ЭГА", возглавляемый заслуженным
руководителем Виктором Ивановичем Зазуловым, опираясь на собственные силы
и достижения, с надеждой смотрит вперед, в будущий расцвет отечественной
авиации и ракетостроения.
Агрегаты НПП "ЭГА", применяемые на
отечественных летательных аппаратах
|
Летательный аппарат |
Двигатель
|
Агрегаты
|
МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28 |
РД-500, РД-45, ВК-1
|
ПН-1, НП-2, ПН-3, ПН-3ТК, БР-1,
БР-2, ДК-1, АРТ-2
|
Ту-16, Ту-104, 3М, М4 |
АМ-3, РД-3М
|
ПН-15, ПН-28
|
МиГ-19, Як-25 |
АМ-5
|
НР-10, НР-11
|
Су-7 |
АЛ-7
|
НР-14, НР-24
|
МиГ-21, Су-15, Су-25, Як-28 |
Р11-300, Р-13-300, Р95Ш
|
НР-21, НР-22, НР-25, НР-54
|
Ту-22, 3М, М4 |
ВД-7
|
НР-7, 1008
|
МиГ-25 |
Р15Б-300
|
1046, ФР-9, ФН-9
|
Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-32, Ил-18, Бе-12 |
АИ-20
|
КТА
|
Ан-24, Ан-26, Ан-30 |
АИ-24
|
НД-24, АДТ-24
|
Ту-95, Ту-114 |
НК-12
|
КТА
|
Ми-8 |
ТВ-2-117
|
НР-40, РО-40, ПН-40, СО-40, КА-40,
ИМ-40
|
МиГ-23, МиГ-27, Су-22 |
Р27-300, Р29-300
|
АДТ-55, РСФ-55, НД-55, ЦН-55,
РТО-55, РТФ-55
|
Як-38 |
Р27В-300
|
АДТ-55В, НД-55В, ЦН-55В, РТ-55
|
Су-17, Су-24 |
АЛ-21
|
НР-53, РСФ-53, ФН-53
|
Ту-22М2, Ту-22М3 |
НК-25
|
АДТ-25, ФР-25, НД-25, РС-25, ЦН-25,
РТФ-25, ОГ-25
|
Ту-144, Ту-22М, Т-4 |
НК-144, РД36-51, РД-36-41
|
АДТ-144, ФР-144, АДТ-57, ФР-57,
ПН-57, РМК-57, ТД-57, АДТ-47, ФР-47, ПН-47, РМК-47, ТД-47
|
Ту-154 |
НК-8-2
|
НР-8-2, ОГ-8-2, РТ-8
|
Ил-62 |
НК-8
|
АДТ-8А, НД-8, ОГ-8, РТ-8
|
Ил-86 |
НК-86
|
АДТ-86, НД-86, ОСС-8, РТ-86
|
Су-27 |
АЛ-31
|
НР-31, РСФ-31, ФН-31, РТ-31, РТФ-31,
ТДК
|
МиГ-29 |
РД-33
|
НР-59, РСФ-59, ФН-59, РТ-59, РТФ-59,
КСО-59, ТДК
|
Ту-160 |
НК-32
|
АДТ-32, РСФ-32, НД-32, ЦН-32,
АС-32, РВ-32, ОГВ-32
|
|
|
Ф.А.Коротков у комплексного гидромеханического
агрегата АДТ-47 разработки ведущего конструктора В.И.Зазулова, 1967
г.
|
В.И.Зазулов
|
|