Личность

А.Г. ИВЧЕНКО - ОСНОВАТЕЛЬ ГП "ЗМКБ "ПРОГРЕСС"

Украина входит в число немногих стран, которые обладают технологиями создания летательных аппаратов и авиационных двигателей. Мы горды тем, что есть в Украине коллективы, благодаря которым жива одна из самых наукоемких и престижных отраслей экономики - авиационная.
100-летие авиации связано с еще одной значительной датой - 100-летием со дня рождения основателя ЗМКБ "Прогресс" генерального конструктора, академика А.Г. Ивченко. По инициативе руководства "Ивченко-Прогресс" ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (Москва) объявила 2003-й г. годом академика Ивченко.
В числе многочисленных мероприятий, посвященных этому событию, намечено открытие памятника Александру Георгиевичу Ивченко.
Трудовую деятельность А.Г. Ивченко начал в 1920 г. учеником, а затем литейщиком на заводе им. С.М. Кирова в городе Большой Токмак Запорожской области.
Высшее техническое образование Александр Ивченко получил в Харьковском механико-машиностроительном институте. Окончив факультет двигателей внутреннего сгорания в 1935 г., он работал инженером на заводе № 29 в Запорожье. Вскоре он был переведен в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады, ведущего конструктора по двигателю М-89 мощностью 1500 л.с.
Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации завода в Омск, Ивченко был назначен начальником серийного конструкторского бюро завода № 29, а затем - заместителем главного конструктора. Им были проведены большие работы по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН.
Победоносно закончилась война.
5 мая 1945 г. приказом Народного комиссариата авиационной промышленности СССР было образовано ОКБ № 478 (первоначальное наименование "Прогресса"). Начальником ОКБ был назначен Александр Георгиевич Ивченко, а ядро коллектива составили специалисты Омского завода, работавшие до эвакуации в Запорожье. Новое ОКБ выживало в тяжелейших условиях.
С первых шагов Александр Георгиевич понял: не нужно идти по пути создания крупных двигателей - этим занимались ведущие КБ. Он предложил разработать серию поршневых двигателей небольшой мощности. Параллельно с руководством разработками Александр Георгиевич стал, как сегодня модно называть, "менеджером" новой продукции.
И он не ошибся - его двигатели попали "на крыло". Первый отечественный вертолетный двигатель М-26Г создается в кратчайшие сроки. И уже в 1947 г. его модификацией АИ-26ГРФ (АИ-26В) стали оснащаться вертолеты Братухина, а в 1948 г. и Як-100 конструкции А.С. Яковлева.
Но особенно плодотворным было взаимодействие с конструкторским бюро Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В.
В 1948 г. создается еще один уникальный двигатель - АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р устанавливался на многие модификации Як-12, Як-18. Вертолетным вариантом АИ-14В оснащались винтокрылые машины Камова Ка-15, Ка-18.
В 1948 г. за создание новых авиационных моторов А.Г. Ивченко, А.М. Анашкин и В.А. Лотарев были удостоены Государственной (Сталинской) премии.
В послевоенные годы авиация развивалась стремительными темпами. Одним из первых Александр Георгиевич понял: эра поршневых двигателей уходит. Впереди - газотурбинные двигатели.
Несмотря на трудности, А.Г. Ивченко начал подготовку к новой работе и добился выдачи ОКБ задания: в течение полугода создать турбостартер к двигателю НК-12 Н.Д. Кузнецова.
После успешных испытаний турбостартера ТС-12 "верхи" согласились с тем, что запорожскому коллективу, руководимому А.Г. Ивченко, под силу и более сложные задания.
И уже в 1954 г. в тематический план ОКБ была впервые включена тема по разработке двигателя АИ-20 для пассажирских и транспортных самолетов О.К. Антонова и С.В. Ильюшина.
Возникла острая потребность в квалифицированных кадрах. По распоряжению минавиапрома в 1954 г. в ОКБ были направлены 26 молодых инженеров - выпускников ХАИ, в их числе: В.И. Дашковский, Ф.М. Муравченко, М.М. Цофин и многие другие, которые впоследствии стали крупными специалистами.
Сформированный к 1955 г. конструкторский коллектив стал той творческой силой, которая разработала двигатель АИ-20 и победила в конкурсной борьбе с ОКБ Н.Д. Кузнецова.
В конце 1957 г. транспортный самолет Ан-10, на котором были установлены четыре двигателя АИ-20, поднялся в воздух. Полет прошел удачно. В 1958 г. такие же двигатели установили и на Ил-18. После успешных испытаний двигатели АИ-20 были запущены в серийное производство.
За создание турбовинтового двигателя АИ-20 группе конструкторов ОКБ было присвоено звание лауреатов Ленинской премии.
На базе АИ-20 впоследствии были созданы десятки модификаций, они устанавливались на тысячах летательных аппаратов. Некоторые из них используются до сих пор.
После достигнутого успеха А.Г. Ивченко добился в минавиапроме расширения численного состава КБ. Был спроектирован и внедрен в серийное производство двигатель АИ-24 для самолетов Антонова.
В 1962 г. создаются газотурбинные двигатели АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для привода буровых установок.
В 1966-1968 годах были разработаны двигательные установки АИ-20С и АИ-23С-1 для судов на подводных крыльях и воздушной подушке.
Александр Георгиевич уделял большое внимание развитию творчества молодых конструкторов. При нем было создано молодежное ОКБ.
В середине 60-х годов настала эра турбореактивной техники с большой степенью двухконтурности. Первенцем нового поколения стал двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для самолета Як-40. Под руководством А.Г. Ивченко были заложены основы создания двигателей большой мощности. Но разрабатывались они уже без Александра Георгиевича. В 1968 г. Ивченко не стало…
Он прожил недолгую, но насыщенную событиями жизнь.
За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники А.Г. Ивченко был награжден высокими правительственными наградами: трижды орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Ленина. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Александр Георгиевич являлся лауреатом Государственной и Ленинской премий.
Имя и дело его не забыты. В 1994 г. постановлением Кабинета министров Украины конструкторскому бюро присвоено имя академика А.Г. Ивченко, а с 1997 г. новые двигатели, создаваемые конструкторским бюро, обозначаются "АИ".
Продолжая и приумножая традиции своего основателя, пройдя еще одну суровую школу "выживания" конца 80-х - начала 90-х годов, наше конструкторское бюро сумело сохранить интеллектуальный и технический потенциал. Сегодня многотысячный коллектив предприятия работает по 53 тематическим направлениям, включающим как авиационные, так и наземные газотурбинные установки. Конструкторское бюро вошло в элиту мирового авиадвигателестроения и приобрело известность как фирма, разрабатывающая конкурентоспособную технику, тем самым утверждая имидж Украины как авиакосмической державы.