Производство

ФИГУРА НИЗШЕГО ПИЛОТАЖА

"Олух, Санчо, не тот, кто не может сделать,
а тот, кто не может понять, что он сделал".
Сервантес

Авиационная общественность недавно отметила юбилей основателя санкт-петербуржского предприятия, которое проектирует и строит авиационные моторы: ФГУП "Завод имени В.Я. Климова". Преемниками Климова были талантливейшие конструкторы авиационных двигателей С.П. Изотов и В.Г. Степанов, память которых весьма уважается на предприятии. Созданные ими коллективы успешно функционируют и поныне. Немалая заслуга в этом нынешнего генерального конструктора Александра Александровича Саркисова - доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Ленинской премии. В нашем журнале неоднократно помещались статьи об этом предприятии. И это вполне понятно: "Двигатель" создан был именно для того, чтобы отразить в нем все лучшее, что есть в отечественном двигателестроении и смежных с ним отраслях: машиностроении, материаловедении, топливной промышленности, организации производства, обслуживания и эксплуатации техники. Во всех этих смыслах питерские мотористы всегда могли служить ярким образцом правильной организации дела. До самого недавнего времени. Никогда мы не предполагали даже, что эту тему, да еще в применении к данному предприятию вообще когда-либо будем затрагивать в нашем журнале.

Когда мы видим в новостных передачах, как с помощью "дыр" в законодательстве разваливают, банкротят и захватывают вполне успешные ГОКи или алюминиевые комбинаты, то чаще всего эти беды воспринимаются сообщениями чуть не с другой планеты. Если, конечно, нас самих это не захватывает или не случается на наших глазах. А потому - очень не хотелось верить смутным сообщениям из Питера, пришедшим в самый канун МАКСа-2003. Выглядело совершенно неправдоподобно: авиамоторостроительный завод в центре Санкт-Петербурга оказался почему-то захвачен прибывшими из Белокаменной представителями именитой "головной" компании "РСК МиГ", а кабинет находившегося в командировке Александра Александровича Саркисова был элементарно взломан. При этом в качестве обоснования действий предъявлялся мандат главы ФГУП РСК "МиГ" Н.Ф. Никитина. В отсутствие генерального конструктора вытаскивалось из шкафов и столов, "приходовалось" и вывозилось в Белокаменную все, что попадалось под руку: информация по заказам разной степени секретности, зарубежные контракты, деловая переписка, финансовая документация. Несмотря на то, что все происшедшее больше напоминало налет и не раз наблюдалось нами по телевизору в передачах из какого-нибудь "медвежьего угла", на самом деле происходила санкционированная руководством… передача дел. Бред какой-то! Московскую команду возглавляли лично Н.Ф. Никитин и его заместитель А.С. Новиков, который в результате произошедших пертурбаций был назначен генеральным конструктором - руководителем санкт-петербургского ФГУП "Завод имени В.Я. Климова". Как ни странно, но Новиков - сам генеральный директор авиадвигателестроительного завода. И не просто завода, а крупнейшего московского ОАО "Завод имени Чернышева", у которого ФГУП "Завод имени В.Я. Климова" является головным разработчиком основной продукции - двигателей РД-33 для самолетов МиГ-29.
В конечном смысле, мы всегда сами виноваты во всех своих бедах. Но, как говорится, "знал бы где упасть…". Авиационное моторостроение во всей нашей промышленности - это, пожалуй, единственная отрасль, где сумели сохранить инфраструктуру управления и межпроизводственные связи. И когда в 1991 г. могучий советский минавиапром решили у государства "…отнять и поделить" (между собой), только авиамоторный его главк ухитрился, "с сохранением полковых знамен" в полном составе преобразоваться в негосударственную Ассоциацию. С тех пор ее все знают как АССАД. Именно через нее идет увязка интересов и претензий предприятий друг к другу, смежникам и государственным организациями. Стаей прожить всегда легче, чем в одиночку. Особенно, когда вокруг навязываются законы тайги. И все чувствуют себя защищенными и могут нормально работать. Поэтому, когда в 1996 г., во время лихих реорганизаций, изобрели ВПК МАПО (ныне - РСК "МиГ") - "тянитолкая", состоящего из мощной самолетостроительной фирмы как передней головы, и моторостроительного ОКБ - завода имени Климова как задней (дочерней), никто это особенно всерьез не воспринял. Цели, конечно, были самые благие: облегчить экспортное продвижение МиГ-29 во всех модификациях. Хотя, нигде в мире такого нет, чтобы крупнейший разработчик и производитель вертолетных двигателей, к тому же единственный в России (до 95 процентов отечественных вертолетов оснащены моторами конструкции и производства завода имени Климова), входил бы в состав самолетостроительного концерна. Ведь "МиГ" покупает лишь десятую часть продукции климовцев, те самые РД-33 различных модификаций, которыми оснащен лучший в мире фронтовой истребитель МиГ-29. Остальное - сплошь турбовальные двигатели: вертолетные, турбовинтовые, танковые и приводы для ГТУ. Однако нововведения ничего особенно не меняли, в дела никто не лез (если, конечно, не считать, что с самого начала работы в корпорации МиГовцы "прихватили" выделенные правительством питерскому заводу миллионы долларов на ресурсные работы по малазийскому контракту и не возвращают их семь лет, ну да кто в России считается с такими мелочами), работать не мешал, связи не рвались. Поэтому в Питере отнеслись к перемене своего статуса достаточно безразлично: не до того было…
В то время "МиГ" наряду с "Сухим" считался одним из двух наших перспективнейших авиаконцернов. Сбыт был налажен, экспортные поставки - широчайшие, в перспективе - истребитель нового поколения. Увы, за 10 лет изменилось многое.… Сейчас мощное некогда предприятие, выпускавшее МиГи, в очень тяжелом состоянии: нет заказов. Завязло дело и с поставками МиГ-АТ, экспортная программа в состоянии полнейшей неразберихи. Существенная часть собственной территории предприятия сдана в аренду различным фирмам.
…На климовском заводе, руководимом Александром Саркисовым, решили не принимать участие в первой волне "дикого акционирования" начала 90-х. Завод остался государственным предприятием. В отсутствие госзаказа и государственной поддержки перспектив развития на тогдашнем "ЛНПО имени Климова" пришлось зарабатывать самим, используя собственные перспективные разработки. Нашлись даже и новые, немыслимые ранее экспортные возможности. Так, по заказу ЮАР питерские умельцы оснастили французские истребители "Мираж" своими более мощными двигателями, а для Республики Корея разработали мобильную электростанцию. Расширилась старая, еще советская кооперация с запорожским моторным гигантом "Мотор Сич". Эта связка сегодня поддерживает в воздухе все вертолетостроение России.
Трудно поверить, но с 1998 г. в 15(!) раз возросли объемы товарной продукции (до 1,3 миллиарда рублей). Во столько же раз возросла и прибыль. Выработка на одного работника увеличилась вдесятеро, соответственно и средняя зарплата повысилась с 923 до 11 000 рублей. Численность коллектива завода выросла в 1,4 раза, при этом омолодился состав сотрудников, полсотни из 3000 работающих - доктора и кандидаты наук. За пять лет завод создал и сертифицировал семь новых и модернизированных авиационных двигателей, три энергетических комплекса для газонасосных агрегатов и электростанций. В разработке находятся шесть двигателей различного назначения со сроком сертификации 2004-2006 гг. Климовский ГТД стоит и на "летающем" танке Т-80У. Авиационная техника ОКБ эксплуатируется в 80 странах мира. По заказам Китая и Индии предприятие разработало ряд двигателей для новых самолетов. И в довершении всего ОКБ "Климова" включено соисполнителем работ в программу создания двигателя для самолета-истребителя пятого поколения (головное ОКБ "Сухой", основные конкуренты "МиГа”).
Ну как можно простить дочернему предприятию все это?
При отсутствии нормальной перспективной программы на "МиГе" вспомнили, что они голова концерна, некоторые дочерние предприятия которого (вроде климовцев) нахально имеют свою собственную конъюнктуру, самостоятельность и, как это ни неприятно, доход. Которым "дочкин папа" А.А. Саркисов наотрез отказывается делиться в требуемых от него пропорциях с руководством концерна. А это, по понятиям, неверно. Ну, а коли так, то почему бы и не приватизировать этот дочерний ГУП, что на новоязе называется "реструктуризацией"? На пресс-конференции, прошедшей в предпоследний день МАКСа, глава "МиГ"'овского РСК Н.Ф. Никитин объяснил ситуацию вполне современно: "Мы укрепляем властную вертикаль в своей корпорации". Ну да, ну да: "Куда конь с копытом, туда и…". Хорошо хоть не вспомнил из той же новой лексики пожелание кого-то где-то мочить.
Сам план освоения активов климовцев незамысловат. Из принятого в ноябре прошлого года Госдумой Закона о ГУПах следует, что головное предприятие получает власть помыкать дочерними и даже покушаться на их имущество, которое вовсе не вместе наживали, в том числе - менять форму собственности у подчиненных. В соответствии с такими возможностями должно было образоваться ОАО "Завод имени В.Я. Климова", для которого предлагались четыре кандидата в учредители. Это, прежде всего, ФГУП "РСК МиГ", претендующий на 40 процентов акций, а 25 процентами собственности своего разработчика будет владеть ОАО "ММП имени Чернышева" (что проясняет участие во всей этой катавасии генерального директора последнего А.С. Новикова, кстати, заодно являющегося и заместителем генерального директора "РСК МиГ"). Ну и, как водится, 20 процентов обломилось загадочному, но непонятно могучему банку "СВА", образованному, помнится, где-то в 1994 г. при участии ЛОМО и еще ряда фирм. Да, еще 15 процентов причитается какому-то невесть откуда вынырнувшему ЗАО при все том же "МиГе". Если вы внимательно читали, то поняли: самому-то заводу имени Климова - ничего. Саркисов отказался участвовать в деятельности такого ЗАО, продолжая считать все это в целом аферой, а свой завод - госпредприятием. А коли руководитель предприятия мешает переменам, его следует дезактивировать. Ну, хотя бы, безапелляционным приказом об увольнении. Быстро и красиво.
Это уже не первая попытка "МиГовцев” побороть питерский авиамоторный завод. В первый заход глава Росавиакосмоса Ю.Н. Коптев строго осадил Никитина. Отступив на время, но заручившись негласной поддержкой в высоких сферах и учтя отпускной период, московские "преобразователи" вновь пошли на приступ. Что мы и наблюдали (издали).
Президент МАК, командующий ВВС, представители Министерства обороны и начальник Генштаба обратились в правительство с письмами о том, что завод имени Климова надо сохранить как самостоятельное госпредприятие, сосредоточив его инновационный конструкторский потенциал на развитии отечественного вертолетостроения. Иначе будет нанесен невосполнимый урон вертолетостроению, прежде всего военному. Небывалое дело: одно госпредприятие “долбит” другое госпредприятие, при этом - оба оборонные! Премьер-министр страны посылает в Росавиакосмос директиву “срочно принять меры по предотвращению”, Генеральный директор Агентства посылает на ФГУП “РСК МИГ” предложение “отменить указанный приказ”, а на МИГе почему-то просто всех посылают...
А на заводе, естественно - полный раздрай и сумятица. Сорван целый ряд перспективных работ. Да еще документы, изъятые в Питере ретивыми администраторами, служат сырьем для безграмотно кем-то начерканных анонимок, вдруг поползших по России.
Да помним мы, помним, как нас убеждали, что во всем мире частные предприятия работают успешнее казенных. А потом оказалось, что этот "весь мир" - две-три не самые развитые страны, и касалось высказанное только тех отраслей, где наиболее высок уровень конкурентности и динамика изменения номенклатуры рынка. И все равно - выбранный нашими "преобразователями" курс не меняется, несмотря ни на что. С упорством, честное слово, достойным лучшего применения. Или все еще продолжают отрабатывать “спецзаказ” по более плотной привязке нашей авиапромышленности к мировым производителям авиатехники? А мы всей страной лишаемся очередного отечественного приоритета и опять остаемся с носом!