Условия эксплуатации, прицеливания и старта, обеспечение безопасности
экипажа и целостности носителя, другие особенности требуют использования
дополнительных бортовых систем и повышенных требований к маршевым двигателям
БРПЛ по сравнению с МБР и тем более РН.
Например, вес только амортизационно-стартовой системы одного из отечественных
комплексов превышает 5 % стартового, а требования по работоспособности
в первые десять секунд работы двигателя первой ступени на порядок выше
обычных.
Как известно, активная разработка БРПЛ длилась и в США, и в СССР немногим
более 30 лет. За это время было принято на вооружение по 6-7 стратегических
ракетных комплексов, в 7 раз увеличена дальность, в 2…3 раза возросла
масса полезной нагрузки, радикально расширены функциональные возможности
БРПЛ. Беспрецедентное по сравнению с другими видами техники наращивание
возможностей БРПЛ потребовало совершенствования всех систем и прежде всего
маршевых двигателей.
Все американские и часть советских БРПЛ оснащались РДТТ. За 1960-1990
гг. масса комплекта маршевых двигателей увеличилась в 3…4 раза, масса
конструкции маршевых двигателей относительно веса топлива снизилась более
чем в 2 раза, а внутрикамерное рабочее давление выросло более чем втрое.
Удельный импульс тяги маршевых двигателей увеличен на 35…40 кгс·с/кг.
Несмотря на более чем 10-летнюю задержку с началом разработки отечественных
маршевых РДТТ, паритет по техническому уровню двигателей по сравнению
с США был достигнут с завершением отработки двигателей изделия РСМ-52УТТХ
к 1985-1990 гг. Уступая по массовому совершенству и удельному импульсу
американским двигателям первых ступеней, отечественные двигатели третьих
ступеней превосходят по этим показателям РДТТ разработки США.
Тем не менее отечественные БРПЛ созданы в основном на базе ЖРД. При одинаковых
функциональных возможностях и эффективности РСМ-54 и "Трайдент-2"
(последние разработки БРПЛ) стартовая масса отечественной ракеты более
чем на 30 % меньше, чем у аналогичной американской. Это обусловлено прежде
всего энергетическими преимуществами жидких топлив перед твердыми. В целом
отечественные маршевые ЖРД БРПЛ не имеют аналогов в мире, как по эффективности,
так и по совершенству схемно-конструктивных решений.
В последние годы на базе отечественных БРПЛ создаются носители, способные
выводить с борта подводной лодки на низкую орбиту спутники массой до 1
т.
Видимо, только расширение подобной деятельности позволит в будущем сохранить
творческие и производственные коллективы, способные продолжить разработку
отечественного стратегического ракетного вооружения.
Основные тактико-технические
характеристики БРПЛ России
|
Характеристика |
Р-13
|
Р-21
|
РСМ-25
|
РСМ-40
|
РСМ-50
|
РСМ-52
|
РСМ-54
|
Масс, т.:
- стартовая
-максимальная забрасываемая |
13,6
19,7
|
19,7
1,2
|
14,2
0,65
|
33,3
1,1
|
35,3
1,65
|
84
2,55
|
40,3
2,8
|
Дальность, км |
560
|
1420
|
2500 (3000)
|
7800
|
6500
|
8300
|
8300
|
Головная часть |
МБ
|
МБ
|
МБ (РГЧ)
|
МБ
|
РГЧ ИН
|
РГЧ ИН
|
РГЧ ИН
|
Количество ступеней,
шт |
1
|
|
1
|
2
|
2
|
3
|
3
|
Длина ракеиы, м |
11,8
|
14,2
|
9,0
|
13,0
|
14,1
|
16
|
14,8
|
Диаметр ракеты, м |
1,3
|
1,3
|
1,5
|
1,8
|
1,8
|
2,4
|
1,9
|
Топливо |
Жидкое
|
Жидкое
|
Жидкое
|
Жидкое
|
Жидкое
|
Твердое
|
Жидкое
|
Год поступления на
вооружение |
1963
|
1968
|
1968 (1974)
|
1974
|
1977
|
1983
|
1986
|
Основные тактико-технические
характеристики БРПЛ США
|
Характеристика |
Поларис А-1
|
Поларис А-2
|
Поларис А-3
|
Посейдон
|
Трайдент-1
|
Трайдент-2
|
Масс, т.:
- стартовая
-максимальная забрасываемая |
12,9
0,6
|
15,5
0,6...0,8
|
15,9
0,8
|
29,5
1,36
|
32
1,36
|
57,5
2,27
|
Дальность, км |
2200
|
2800
|
4600
|
4600...5200
|
7400
|
6700...11000
|
Головная часть |
МБ
|
МБ
|
МБ (РГЧ)
|
РГЧ ИН
|
РГЧ ИН
|
РГЧ ИН
|
Количество ступеней,
шт |
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
Длина ракеиы, м |
8,7
|
9,45
|
9,85
|
10,36
|
10,36
|
13,95
|
Диаметр ракеты, м |
1,37
|
1,37
|
1,37
|
1,88
|
1,88
|
2,1
|
Топливо |
Твердое
|
Твердое
|
Твердое
|
Твердое
|
Твердое
|
Твердое
|
Год поступления на
вооружение |
1960
|
1962
|
1964
|
1971
|
1979
|
1990
|
|