Разработка

МАРШЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАКЕТ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

Условия эксплуатации, прицеливания и старта, обеспечение безопасности экипажа и целостности носителя, другие особенности требуют использования дополнительных бортовых систем и повышенных требований к маршевым двигателям БРПЛ по сравнению с МБР и тем более РН.
Например, вес только амортизационно-стартовой системы одного из отечественных комплексов превышает 5 % стартового, а требования по работоспособности в первые десять секунд работы двигателя первой ступени на порядок выше обычных.
Как известно, активная разработка БРПЛ длилась и в США, и в СССР немногим более 30 лет. За это время было принято на вооружение по 6-7 стратегических ракетных комплексов, в 7 раз увеличена дальность, в 2…3 раза возросла масса полезной нагрузки, радикально расширены функциональные возможности БРПЛ. Беспрецедентное по сравнению с другими видами техники наращивание возможностей БРПЛ потребовало совершенствования всех систем и прежде всего маршевых двигателей.
Все американские и часть советских БРПЛ оснащались РДТТ. За 1960-1990 гг. масса комплекта маршевых двигателей увеличилась в 3…4 раза, масса конструкции маршевых двигателей относительно веса топлива снизилась более чем в 2 раза, а внутрикамерное рабочее давление выросло более чем втрое. Удельный импульс тяги маршевых двигателей увеличен на 35…40 кгс·с/кг.
Несмотря на более чем 10-летнюю задержку с началом разработки отечественных маршевых РДТТ, паритет по техническому уровню двигателей по сравнению с США был достигнут с завершением отработки двигателей изделия РСМ-52УТТХ к 1985-1990 гг. Уступая по массовому совершенству и удельному импульсу американским двигателям первых ступеней, отечественные двигатели третьих ступеней превосходят по этим показателям РДТТ разработки США.
Тем не менее отечественные БРПЛ созданы в основном на базе ЖРД. При одинаковых функциональных возможностях и эффективности РСМ-54 и "Трайдент-2" (последние разработки БРПЛ) стартовая масса отечественной ракеты более чем на 30 % меньше, чем у аналогичной американской. Это обусловлено прежде всего энергетическими преимуществами жидких топлив перед твердыми. В целом отечественные маршевые ЖРД БРПЛ не имеют аналогов в мире, как по эффективности, так и по совершенству схемно-конструктивных решений.
В последние годы на базе отечественных БРПЛ создаются носители, способные выводить с борта подводной лодки на низкую орбиту спутники массой до 1 т.
Видимо, только расширение подобной деятельности позволит в будущем сохранить творческие и производственные коллективы, способные продолжить разработку отечественного стратегического ракетного вооружения.

Основные тактико-технические характеристики БРПЛ России
Характеристика
Р-13
Р-21
РСМ-25
РСМ-40
РСМ-50
РСМ-52
РСМ-54
Масс, т.:
- стартовая
-максимальная забрасываемая

13,6
19,7

19,7
1,2

14,2
0,65

33,3
1,1

35,3
1,65

84
2,55

40,3
2,8
Дальность, км
560
1420
2500 (3000)
7800
6500
8300
8300
Головная часть
МБ
МБ
МБ (РГЧ)
МБ
РГЧ ИН
РГЧ ИН
РГЧ ИН
Количество ступеней, шт
1
1
2
2
3
3
Длина ракеиы, м
11,8
14,2
9,0
13,0
14,1
16
14,8
Диаметр ракеты, м
1,3
1,3
1,5
1,8
1,8
2,4
1,9
Топливо
Жидкое
Жидкое
Жидкое
Жидкое
Жидкое
Твердое
Жидкое
Год поступления на вооружение
1963
1968
1968 (1974)
1974
1977
1983
1986
Основные тактико-технические характеристики БРПЛ США
Характеристика
Поларис А-1
Поларис А-2
Поларис А-3
Посейдон
Трайдент-1
Трайдент-2
Масс, т.:
- стартовая
-максимальная забрасываемая

12,9
0,6

15,5
0,6...0,8

15,9
0,8

29,5
1,36

32
1,36

57,5
2,27
Дальность, км
2200
2800
4600
4600...5200
7400
6700...11000
Головная часть
МБ
МБ
МБ (РГЧ)
РГЧ ИН
РГЧ ИН
РГЧ ИН
Количество ступеней, шт
2
2
2
2
3
3
Длина ракеиы, м
8,7
9,45
9,85
10,36
10,36
13,95
Диаметр ракеты, м
1,37
1,37
1,37
1,88
1,88
2,1
Топливо
Твердое
Твердое
Твердое
Твердое
Твердое
Твердое
Год поступления на вооружение
1960
1962
1964
1971
1979
1990