Собеседник

КОЛОМЕНСКИЕ ДИЗЕЛИ: 140 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ

Коломенский завод - одно из старейших предприятий России. Вся история развития отечественного железнодорожного, морского и автомобильного транспорта тесно связана с этим предприятием. Накануне проведения Военно-Морского салона журнал "Двигатель" обратился с рядом вопросов к генеральному директору ОАО "Коломенский завод" Владимиру Николаевичу Власову.

"Двигатель": Несколько слов об истории предприятия и его современной структуре; какую продукцию выпускает сейчас завод?
В. Власов: Коломенский завод в этом году отмечает сразу две юбилейные даты - 140 лет со дня основания и 100 лет дизелестроения на заводе.
Завод всегда отличали активный творческий поиск, он был одним из пионеров паровозостроения в России. В 1903 г. Коломенский завод вторым в России изготовил дизельный двигатель. Впервые в мире в 1907 г. применил двигатель внутреннего сгорания в качестве судовой энергетической установки, став основоположником теплоходостроения. Первые советские тракторы, тепловозы, электровозы - это тоже Коломенский завод. И первые отечественные скоростные пассажирские электровозы в конце 90-х годов ХХ века спроектировал и построил Коломенский завод.
Сегодня завод является ведущим отечественным производителем скоростных магистральных пассажирских тепловозов и дизельных двигателей: тепловозных, судовых, для большегрузных самосвалов. Мы выпускаем блочно-транспортабельные электростанции - дизельные, газодизельные, а также энергетические установки для обеспечения технологий добычи нефти, угля, газа, для выработки электроэнергии на судах ВМФ и др.
Сегодня ОАО "Коломенский завод" - это градообразующее предприятие. Производство продукции традиционно основывается на собственных конструкторско-технологических разработках, на собственной научно-экспериментальной базе.
Структура предприятия - замкнутый технологический цикл изготовления продукции: начиная с производства отливок, поковок, штамповок и заканчивая сборкой. Металлургический комплекс, заготовительные, десятки механообрабатывающих, термические и гальванические цехи. Сегодня Коломенский завод имеет все предпосылки для развития широкой кооперации с различными отечественными и зарубежными предприятиями.

"Д": Как работало предприятие в последнем десятилетии прошлого века? Расскажите об итогах работы предприятия в последние годы.
В.В: Экономический спад последнего десятилетия ХХ века негативно сказался на заводе. Однако работа ни разу не была приостановлена. И когда в 2000 г. появились положительные тенденции на рынке продукции, а завод получил поддержку от новых акционеров - крупной транспортной компании "Северстальтранс", предприятие стало постепенно улучшать показатели своей работы.
В 2002 г. рост производства по сравнению с 2001 г. составил 38 %, завод изготовил 23 тепловоза, 155 дизелей и дизель-генераторов, 5 электростанций, выпустил запасных частей на 350 млн рублей. Заказчику (МПС РФ) представлен новый пассажирский магистральный тепловоз ТЭП70А с энергоснабжением вагонов поезда. На базе тепловоза предполагается разработка грузового и грузопассажирского локомотивов.

"Д": Насколько остра для предприятия кадровая проблема? Каков средний возраст работников предприятия в целом и его КБ в частности? Где осуществляется подготовка и переподготовка специалистов?
В.В: Резкий спад производства на предприятии в 1990-1995 годах негативно отразился и на подготовке персонала. В тот период прекратила действовать государственная система распределения дипломированных специалистов, отсутствовала собственная база подготовки кадров.
На протяжении ряда лет не происходило естественной смены поколений заводских работников. Средний возраст работников предприятия - 45 лет.
В целях подготовки квалифицированных специалистов на предприятии возобновлена система активного сотрудничества с профильными высшими и средними учебными заведениями, с которыми предприятие заключает договоры на обучение. Традиционно базовым ВУЗом для ОАО "Коломенский завод" является Коломенский институт Московского государственного открытого университета. Мы сотрудничаем с МГТУ им. Баумана, Московским государственным университетом путей сообщения, Воронежским государственным техническим университетом, Брянским государственным техническим университетом и др.
Кроме того, на предприятии развита система "внутрифирменного" обучения.

"Д": Каким образом на предприятии осуществляется контроль качества продукции? Кто осуществляет сертификацию предприятия?
В.В: В компании внедрена и функционирует система управления качеством продукции. Она охватывает все стадии жизненного цикла наших изделий: разработку, производство, эксплуатацию. Испытания ведутся на совершенном оборудовании.
Компания проводит сервисное обслуживание выпускаемых изделий, ведет сбор информации с мест эксплуатации о надежности продукции.
Исходя из этих направлений, для регламентации работ по качеству разработаны и действуют более 70 стандартов предприятия.
В результате проводимой работы по системе менеджмента качества вся продукция, выпускаемая серийно, имеет сертификаты соответствия. Получены сертификаты на 25 дизелей и дизель-генераторов в системе ГОСТ Р. Тепловоз ТЭП70 сертифицирован в системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (СС ФЖТ).
Сама система качества компании была сертифицирована в системе ГОСТ Р на соответствие требованиям международных стандартов ИСО'9000 версии 1994 г.
В июле 2002 г. наша система менеджмента качества получила новый сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (МС ИСО 9001-2000). Сертификацию проводил орган сертификации Госстандарта ААС "АСМ-НАМИ". Сертификат действителен до 22.07.2005 г.

"Д": Какова Ваша оценка эффективности акционирования машиностроительных предприятий России в целом и входящих в оборонный комплекс, в частности. В чем на Ваш взгляд положительные и отрицательные моменты акционирования государственного предприятия "Коломенский тепловозостроительный завод имени В.В. Куйбышева"?
В.В: Я считаю, что акционирование машиностроительных предприятий России эффективно. Предприятия, "выжившие" во время спада производства, существенно изменили облик сектора отечественной экономики. Так, в структуре производства промышленной продукции по отраслям в 2001 г. машиностроение и металлообработка заняли первое место - 19,8 % (для сравнения: цветная и черная металлургия - 16,5 %, топливная промышленность - 19,4 %, электроэнергетика - 10,3 %, пищевая промышленность - 14,3 %, другие отрасли - существенно меньше).
Считаю, что руководство и комиссия по приватизации ГП "Коломенский тепловозостроительный завод имени В.В. Куйбышева" провели акционирование предприятия успешно.

"Д": Сохранилась ли сегодня необходимость привлечения иностранных инвестиций? Ваше мнение о целесообразности создания совместного предприятия ОАО "Коломенский завод" с зарубежными фирмами?
В.В: Считаю необходимым привлечение инвестиций, в том числе и иностранных.
Мы рассчитываем и на помощь государства, под эгидой которого в данный момент идет разработка Концепции национальной инновационной системы. Важнейшие цели Концепции - определение способов перевода российской экономики из "сырьевой" в инновационную, интенсификация экономического роста при помощи высоких технологий.

"Д": Предполагается ли в ближайшее время разработка новых конструкций дизельных двигателей для железнодорожного или водного транспорта? Основные цели новых разработок? Целесообразность наличия у серийного завода своего конструкторского бюро? Есть ли необходимость приобретения лицензий на изготовление зарубежных конструкций?
В.В: Основная цель новых разработок - повышение технико-экономических и экологических характеристик дизелей, удовлетворение технических требований конкретных заказчиков.
В ближайшее время завод должен создать тепловозные дизель-генераторы мощностью 2500 и 3500 кВт для перспективных магистральных тепловозов. Значительные изменения произошли в области судового дизелестроения. Мы работаем над рядом проектов дизелей мощностью 5200, 6000 и 10000 л.с., а также дизель-редукторным агрегатом мощностью 5000 л.с. и дизель-дизельным агрегатом мощностью 12000 л.с. для ВМФ России.
Коломенский завод в основном производит дизели по собственным проектам, разработанным заводским КБ.
Вместе с тем целесообразен контакт со специализированными фирмами, производящими отдельные узлы и детали.

"Д": С какими заводами, научными и отраслевыми институтами взаимодействует Коломенский завод при создании и производстве двигателей?
В.В: Работники завода в тесном сотрудничестве с заводами-смежниками - ОАО "Звезда", ОАО "Пенздизельмаш", ООО ППП "Дизельавтоматика", ОАО "Привод", ОАО "Орлекс" и др., а также с научно-исследовательскими организациями и ВУЗами, такими как МГТУ им. Баумана, ВНИИ ЖТ, ЦНИДИ, ВИАМ, ВНИИ НП, ГУП ВНИТИ МПС, ЛКИ, МГОУ, ФГУП ЦКБ МТ "Рубин", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ГУК ВМФ и рядом других ведут работы по дальнейшему совершенствованию дизелей.

"Д": Какие новые технологии освоены на предприятии за последнее время?
В.В: В современных условиях конкуренция любых товаров на рынке в конечном итоге сводится к конкуренции применяемых технологий. На предприятии проводится комплексная компьютеризация и внедряются информационные технологии. На современном этапе развития науки сложно представить проектирование изделий и конструкций без САПР.
В перечне новых технологических процессов можно выделить, например, внедрение технологии изготовления коренных и шатунных вкладышей дизельных двигателей размерности ЧН 26/26 из биметаллической ленты фирмы "Глико", внедрение технологии изготовления втулок рычагов из бронзы методом холодного выдавливания из прутка. Кроме того, на предприятии внедрены принципиально новые технологические процессы окончательной обработки деталей турбокомпрессоров, крышек и пр. на многоцелевых обрабатывающих центрах фирм "Хермле" и "Трауб".
В сварочном производстве внедряются технологии плазменно-порошковой наплавки клапанов дизельных двигателей и др.
В кузнечном производстве применяется технология горячей штамповки коленвалов уникальным методом гибки с высадкой.
Для повышения срока службы лакокрасочного покрытия окраска опытного образца тепловоза ТЭП70А внедрена по новой технологии фирмы DUPONT.

"Д": Каким Вам видится предприятие в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе?
В.В: Без развития отечественного двигателестроения невозможно представить будущее России как ведущей промышленной и военной державы. Железнодорожный транспорт, военно-морской и торговый флот, малая и атомная энергетика - и это неполный список интересов нашей компании на ближайший период только в пределах РФ. А есть еще перспективные зарубежные контракты, подтверждающие высокие технико-экономические показатели и конкурентоспособность современных двигателей ОАО "Коломенский завод".

Опытный образец нового пассажирского магистрального тепловоза ТЭП70БС
Дизель-генератор 2А-9ДГ-01
Судовой дизель-генератор 37ДГ
Большегрузный самосвал БелАЗ 75215 с дизелем Коломенского завода