Производство

ОСОБЕННОСТИ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ
АЛТАЙСКИХ ДИЗЕЛЕЙ С ТУРБОНАДДУВОМ

В последние годы количество модификаций дизелей ОАО "Алтайдизель" существенно увеличилось. Наряду с общеизвестными тракторными безнаддувными двигателями А-41 (тракторы ДТ-75МЛ, ВгТЗ и ДТ-75МП, ПТЗ) и А-01М (тракторы Т-4А, ТТ-4, автогрейдеры Орловского завода "Дормаш") предприятие стало изготовлять дизели Д-442-50, Д-442-51, Д-442-50Р, Д-442-51Р, Д-442-24 для комбайнов "Енисей" Красноярского завода комбайнов, комбайнов "Нива" производства "Ростсельмаш" и тракторов ВТ-100 производства ВгТЗ. Эти дизели форсированы по мощности (до 140 л.с.) и частоте вращения коленчатого вала (до 1900 об./мин.) путем применения турбонаддува.
В дизелях с турбонаддувом применена цилиндропоршневая группа (ЦПГ) новой конструкции. Поршни 11ТА-03с6 имеют нирезистовую вставку под верхнее поршневое кольцо. Верхнее кольцо - с двухсторонней трапецией, третье кольцо - плоское высотой 3 мм, маслосъемное кольцо имеет высоту 5 мм. Это - главные отличия нового комплекта колец от колец для поршней 01М-0305, применявшихся в составе ЦПГ безнаддувных дизелей.
Изменения введены для обеспечения установленного ресурса дизеля, уменьшения расхода масла на угар в пределах 0,4 % от расхода топлива.
Осуществляя кооперацию, наше предприятие старается заказывать изготовление ЦПГ надежным, проверенным годами партнерам. Сегодня ЦПГ для безнаддувных дизелей типа А-41, А-01М производит костромской завод "Мотордеталь", для дизелей с турбонаддувом - новороссийский завод "Красный двигатель" (гильза-поршень) и недавно появившийся партнер - ОАО "Ставропольский завод поршневых колец" - "СТАПРИ". Это предприятие, производящее поршневые кольца для большинства видов отечественной техники, формирует комплекты гильзопоршневой группы из компонентов, поставляемых заводом "Мотордеталь-Правэкс" (Конотоп) и харьковским заводом "Автрамат" (Украина), добавляя кольца собственного производства.
Новый поставщик, на мой взгляд, имеет наилучшее сочетание "цена-качество". Что касается Конотопского завода, изготовляющего только гильзы, то это предприятие с мировым именем, поставляющее запчасти в больших количествах не только в рамках СНГ, но и в десятки зарубежных стран Европы и в США. Конотопский завод имеет весьма высокий авторитет. То же можно сказать о харьковском "Автрамате" (бывшем заводе "Харьковский поршень"). Заметно улучшил качество своей продукции Ставропольский завод поршневых колец. Ставропольский завод поршневых колец чутко реагирует на наши требования и по качеству, и по новым конструкциям колец.
Сегодня в стадии освоения находится поршень 446-03с6-08 с тремя кольцами, разработанный с учетом рекомендаций немецкой фирмы "МАН". Этот поршень прошел жесткие эксплуатационные испытания. Его внедрение, наряду с другими улучшениями, позволит снизить угар масла до 0,2…0,3 % от расхода топлива.
Специалисты "Алтайдизеля" планируют обеспечить установку поршня 446-03с-08 на все дизели: и наддувные и безнаддувные.
Что касается взаимодействия с другими потенциальными поставщиками деталей ЦПГ, то здесь позиция завода такова: в новых рыночных условиях мы не отвергаем "с порога" ничьих предложений, а принимаем с условием тщательной проверки продукции на соответствие документации. У "Алтайдизеля" есть опыт совместной работы с Макинским и Одесским заводами поршневых колец, а по стальному варианту колец - со "Стаколом" (г. Петушки, Владимирской области), с барнаульским заводом "Трансмаш", но эти варианты кооперации не получили развития по разным причинам (претензии по качеству, сложности поставок и др.).
Недалеко то время, когда Россия вступит в ВТО. В связи с этим нормативные показатели вредных выбросов в атмосферу от дизелей следует приводить в соответствие с европейскими стандартами.
Новый комплект "гильза - поршень - поршневые кольца", который будет производиться на трех заводах (Конотоп, Харьков, Ставрополь) для турбонаддувных дизелей ОАО "Алтайдизель", получит обозначение 440-03с7.
Эксплуатационники должны твердо помнить, что для нормальной работы ЦПГ дизелей в зависимости от частоты вращения коленвала и уровня форсирования двигателя следует применять масла в точном соответствии с руководством по эксплуатации. При этом полезно требовать от снабжающих маслом организаций предоставления сертификатов на соответствие их продукции требованиям ГОСТов и ТУ.