В последние годы количество модификаций дизелей ОАО "Алтайдизель"
существенно увеличилось. Наряду с общеизвестными тракторными безнаддувными
двигателями А-41 (тракторы ДТ-75МЛ, ВгТЗ и ДТ-75МП, ПТЗ) и А-01М (тракторы
Т-4А, ТТ-4, автогрейдеры Орловского завода "Дормаш") предприятие
стало изготовлять дизели Д-442-50, Д-442-51, Д-442-50Р, Д-442-51Р, Д-442-24
для комбайнов "Енисей" Красноярского завода комбайнов, комбайнов
"Нива" производства "Ростсельмаш" и тракторов ВТ-100
производства ВгТЗ. Эти дизели форсированы по мощности (до 140 л.с.) и
частоте вращения коленчатого вала (до 1900 об./мин.) путем применения
турбонаддува.
В дизелях с турбонаддувом применена цилиндропоршневая группа (ЦПГ) новой
конструкции. Поршни 11ТА-03с6 имеют нирезистовую вставку под верхнее поршневое
кольцо. Верхнее кольцо - с двухсторонней трапецией, третье кольцо - плоское
высотой 3 мм, маслосъемное кольцо имеет высоту 5 мм. Это - главные отличия
нового комплекта колец от колец для поршней 01М-0305, применявшихся в
составе ЦПГ безнаддувных дизелей.
Изменения введены для обеспечения установленного ресурса дизеля, уменьшения
расхода масла на угар в пределах 0,4 % от расхода топлива.
Осуществляя кооперацию, наше предприятие старается заказывать изготовление
ЦПГ надежным, проверенным годами партнерам. Сегодня ЦПГ для безнаддувных
дизелей типа А-41, А-01М производит костромской завод "Мотордеталь",
для дизелей с турбонаддувом - новороссийский завод "Красный двигатель"
(гильза-поршень) и недавно появившийся партнер - ОАО "Ставропольский
завод поршневых колец" - "СТАПРИ". Это предприятие, производящее
поршневые кольца для большинства видов отечественной техники, формирует
комплекты гильзопоршневой группы из компонентов, поставляемых заводом
"Мотордеталь-Правэкс" (Конотоп) и харьковским заводом "Автрамат"
(Украина), добавляя кольца собственного производства.
Новый поставщик, на мой взгляд, имеет наилучшее сочетание "цена-качество".
Что касается Конотопского завода, изготовляющего только гильзы, то это
предприятие с мировым именем, поставляющее запчасти в больших количествах
не только в рамках СНГ, но и в десятки зарубежных стран Европы и в США.
Конотопский завод имеет весьма высокий авторитет. То же можно сказать
о харьковском "Автрамате" (бывшем заводе "Харьковский поршень").
Заметно улучшил качество своей продукции Ставропольский завод поршневых
колец. Ставропольский завод поршневых колец чутко реагирует на наши требования
и по качеству, и по новым конструкциям колец.
Сегодня в стадии освоения находится поршень 446-03с6-08 с тремя кольцами,
разработанный с учетом рекомендаций немецкой фирмы "МАН". Этот
поршень прошел жесткие эксплуатационные испытания. Его внедрение, наряду
с другими улучшениями, позволит снизить угар масла до 0,2…0,3 % от расхода
топлива.
Специалисты "Алтайдизеля" планируют обеспечить установку поршня
446-03с-08 на все дизели: и наддувные и безнаддувные.
Что касается взаимодействия с другими потенциальными поставщиками деталей
ЦПГ, то здесь позиция завода такова: в новых рыночных условиях мы не отвергаем
"с порога" ничьих предложений, а принимаем с условием тщательной
проверки продукции на соответствие документации. У "Алтайдизеля"
есть опыт совместной работы с Макинским и Одесским заводами поршневых
колец, а по стальному варианту колец - со "Стаколом" (г. Петушки,
Владимирской области), с барнаульским заводом "Трансмаш", но
эти варианты кооперации не получили развития по разным причинам (претензии
по качеству, сложности поставок и др.).
Недалеко то время, когда Россия вступит в ВТО. В связи с этим нормативные
показатели вредных выбросов в атмосферу от дизелей следует приводить в
соответствие с европейскими стандартами.
Новый комплект "гильза - поршень - поршневые кольца", который
будет производиться на трех заводах (Конотоп, Харьков, Ставрополь) для
турбонаддувных дизелей ОАО "Алтайдизель", получит обозначение
440-03с7.
Эксплуатационники должны твердо помнить, что для нормальной работы ЦПГ
дизелей в зависимости от частоты вращения коленвала и уровня форсирования
двигателя следует применять масла в точном соответствии с руководством
по эксплуатации. При этом полезно требовать от снабжающих маслом организаций
предоставления сертификатов на соответствие их продукции требованиям ГОСТов
и ТУ.
|