История

ДОВОЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ИХ СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

19 марта 2003 г. в нашей стране отмечался День подводника. Профессия эта героическая, она сродни профессии космонавта: человек вынужден долгое время жить в весьма тесном замкнутом пространстве; вокруг - враждебная среда, почти мгновенно наказывающая за малейшую ошибку. Подводники должны обладать стойкой психикой и беззаветно любить море..., иначе трудно понять - зачем они забираются в свои "бидоны" и погружаются на глубину, где трещат переборки и в каждое мгновение может произойти неожиданность...

3 марта 1925 г. на совещании командиров РККФ, состоявшемся на борту плавбазы "Смольный", наркомвоенмор М.В. Фрунзе сообщил о том, что принято решение возобновить постройку подводных лодок. Штаб РККФ подготовил оперативно-технические требования к кораблям трех типов: океанскому подводному крейсеру (надводное водоизмещение 3500 т, скорость хода 24 узла); эскадренной подводной лодке (надводное водоизмещение 1000 т , скорость хода 20 узлов); подводному минному заградителю (надводное водоизмещение 1200…1300 т, скорость хода 15 узлов).
Ставку решено было сделать на самостоятельную постройку лодок на отечественных верфях. Было решено командировать группу советских специалистов за границу (в Италию, Германию и Данию). Изучение дизелестроения в указанных странах показало, что наиболее подходящими двигателями надводного хода могут стать легкие и экономичные дизели германской фирмы MAN. Фирма MAN выразила согласие поставить в СССР некоторое количество дизелей, продать лицензию на их производство.
Проект первых советских подводных лодок был разработан техническим бюро Балтийского завода под руководством Б.М. Малинина и предусматривал применение двух дизелей MAN мощностью по 1100 л.с. и двух гребных электродвигателей мощностью по 500 л.с. При надводном водоизмещении 910 т максимальная скорость лодки задавалась равной 16,3 узла. Предельная глубина погружения лодок составляла 90 м. В марте 1927 г. на Балтийском заводе заложили три подлодки I серии, получившие наименования "Декабрист". "Народоволец" и "Красногвардеец". В Николаеве началась постройка еще трех ("Революционер", "Спартаковец" и "Якобинец"). Позднее лодки первой серии получили тактические номера от Д-1 до Д-6.
На первых двух лодках типа "Декабрист" были установлены дизельные двигатели MAN. Остальные корабли получили лицензионные дизели 42Б-6, построенные Коломенским заводом им. В.В. Куйбышева. Главные гребные электродвигатели ПГ-20 запитывались в подводном положении от аккумуляторной батареи.
В ходе испытаний выявился ряд серьезных недостатков лодок, которые, впоследствии удалось устранить. Однако лодки недодавали скорости в надводном положении (15,3 узла). В соответствии с печально известной практикой тех лет руководители проекта Б.М. Малинин, Э.Э. Крюгер и С.А. Базилевский были арестованы ОГПУ по обвинению во "вредительстве". Но впоследствии "декабристы" проявили себя вполне удачными кораблями. Одна из лодок погибла в ноябре 1940 г. по небоевым причинам, еще четыре были потоплены немцами, но предварительно нанесли врагу значительный урон. Лодка "Красногвардеец" (Д-3) первой из советских боевых кораблей была удостоена двух почетных наград: она стала гвардейской и Краснознаменной. Уцелевшая в годы войны подлодка "Народоволец" (Д-2) установлена у Гребного порта в Ленинграде в качестве корабля-памятника.
Вторая серия подлодок программы 1926 г. должна была состоять из шести подводных минных заградителей. В отличие от лодок первой серии подводные заградители имели меньшую скорость надводного и подводного хода. Силовая установка для надводного хода включала два дизеля 42БМ-6 мощностью по 1100 л.с., подводный ход обеспечивали два электродвигателя мощностью по 650 л.с. и - впервые на отечественных подлодках - два маломощных (30 л.с.) электродвигателя "подкрадывания". Лодки второй серии также получили персональные имена и в дальнейшем именовались "ленинцами", поскольку именно так назвали головной корабль. Позднее вместо наименований ввели буквенные тактические номера от Л-1 до Л-6. Помимо шести торпедных аппаратов (боекомплект 12 торпед калибра 533 мм) лодки вооружались двадцатью минами ПЛТ и артиллерией, включавшей 100- и 45-миллиметровые пушки.
В 1936-1938 гг. на дальневосточных заводах были достроены шесть "ленинцев" XI серии. Балтийская подлодка Л-3 (в прошлом - "Фрунзовец") вошла в историю советского Военно-морского флота как одна из наиболее результативных. По официальным данным лодка сумела уничтожить минным и торпедным оружием 18 транспортов и 7 боевых кораблей противника.
Серийная постройка в СССР относительно крупных и сложных лодок в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века осложнялась по многим причинам. Было решено разработать конструкцию простой и дешевой лодки. По наименованию головной лодки все корабли III серии стали называть "щуками". Тактические номера, присвоенные лодкам впоследствии, были трехзначными и начинались с тройки ("Щука" - Щ-301, "Окунь" - Щ-302 и т.д.). Третья серия включала всего 4 подлодки.
Общий проект подлодки был разработан под руководством Б.М. Малинина на Балтийском заводе. Надводный ход "щуке" III серии обеспечивали два дизеля фирмы MAN мощностью по 500 л.с. При надводном водоизмещении 578 т их максимальная скорость не превосходила 11,6 узлов, а под водой - 8,5 узлов (под двумя электродвигателями мощностью по 400 л.с.).
Частично недостатки удалось устранить на улучшенных "щуках-А", отнесенных к V серии. Корабли этого типа несли тактические номера, начинавшиеся с единицы. Двенадцать лодок, предназначенных для Тихоокеанского флота, были построены на ленинградских заводах. В 1934 г. флоту Японии впервые за тридцать лет была создана реальная угроза. Впрочем, боевые возможности "щук-А" не следует переоценивать. Несмотря на форсирование дизелей фирмы MAN на Коломенском заводе, после чего они получили наименование 38В-8, максимальная надводная скорость лодок не превышала 12 узлов.
Однако учитывая необходимость срочного насыщения флота современными боевыми кораблями серийная постройка относительно дешевых "щук" была продолжена. К ней привлекли шесть судостроительных заводов, всего в рамках III, V, Vбис и Vбис-2 серий за шесть лет были сданы флоту 43 корабля! В годы Великой Отечественной войны погибли 10 "щук" этих серий. Сильное торпедное вооружение позволило некоторым лодкам добиться неплохих боевых успехов.
В 1930-1932 гг. к проектированию подлодок была подключена одна из "шарашек" ОГПУ, в которой обязанности главного конструктора исполнял инженер А.Н. Асафов. Быстроходность лодки достигалась благодаря применению мощных двигателей (дизели 42БМУ общей мощностью 2700 л.с.) и острых "миноносных" обводов. Но на испытаниях головная лодка смогла развить максимальную скорость, значительно меньшую проектной - всего 20 узлов. Слабым утешением мог служить только тот факт, что опыт, приобретенный при разработке и постройке лодок типа "П", был использован при создании более совершенных больших подводных крейсеров типа "К" (XIV серии).
Еще одной неудачей А.Н. Асафова стал выдвинутый им проект малой подводной лодки VI серии (так называемой "Малютки"). При надводном водоизмещении 157 т лодка имела один дизель 38В-8 мощностью 685 л.с. для надводного хода, один гребной электродвигатель мощностью 235 л.с. и могла развивать весьма ограниченную скорость как в надводном (10,7 узла), так и в подводном положении (6,3 узла). Переборки обеспечивали непотопляемость лодки только в надводном положении, так как были рассчитаны на давление 1 кгс/см2. В довершение ко всему лодки отличались скверной мореходностью. Но экономический фактор оказывал довлеющее воздействие, и в 1932-1935 гг. два николаевских кораблестроительных завода построили 30 подлодок указанного типа.
Несмотря на очевидные недостатки проекта, в 1933 г. было принято решение продолжить постройку "малюток". Усовершенствованные подлодки отнесли к серии VIбис, всего флот получил 20 кораблей этого типа. Краснознаменный Балтийский флот обзавелся 12 из них, еще две лодки остались на Черном море, а остальные отправились на Дальний Восток. В период советско-финляндской войны балтийские "малютки" действовали в условиях сложной ледовой обстановки и не смогли добиться боевых успехов. Увы, и в годы Великой Отечественной войны история повторилась - лодки VI и VIбис серий выходили в боевые походы, перебрасывались на другие флоты, но, по уточненным послевоенным данным, не смогли потопить ни одного вражеского судна! Затратив не менее 90 млн руб (при средней цене "малютки" от 1,45 до 1,8 млн руб), советский ВМФ получил от промышленности, в общем, неэффективное боевое средство.
Зато следующий тип подлодки, получивший первоначально обозначение "Н", а затем "С", стал одним из наиболее удачных. История его такова. На германской фирме "Дешимаг" был размещен заказ на проектирование средней подлодки После одобрения проекта в 1934-1935 гг. в Ленинграде были заложены первые три корабля IX серии: Н-1, Н-2 и Н-3. Буква "Н" означала "немецкая", или "немка", которое сменили на "С". ("средняя"). Интересно, что немцы использовали разработанный "для Советов" проект при создании собственной средней подлодки VIIC серии, выпущенной самым большим в истории человечества "тиражом" - почти 700 единиц!
Первые две лодки при содействии "Дешимаг" были оснащены новыми германскими дизелями фирмы MAN мощностью по 2000 л.с. и двумя электромоторами мощностью по 550 л.с. производства завода "Электросила". В дальнейшем пришлось налаживать производство дизелей для "эсок" на Коломенском заводе. Здесь к 1937 г. был спроектирован восьмицилиндровый дизельный двигатель 47ЛН-8 мощностью 2000 л.с. Руководитель бюро дизелей спецназначения Н.М. Урванцев был обвинен во вредительстве и репрессирован. Пришедший ему на смену инженер Д.Г. Адашев предложил применить турбонаддув. После доводки дизель, получивший обозначение 1Д, был запущен в серийное производство и нашел применение не только на лодках типа "С", но и на усовершенствованных "ленинцах". К сожалению, одна из лодок IX серии погибла в период советско-финской войны, а две другие - в самом начале Великой Отечественной. Зато усовершенствованные "немки" серии IXбис оказались счастливее и преподнесли Германии немало горьких сюрпризов.
Планом строительства боевых кораблей Морских сил РККА, разработанным в 1937 г. М.В. Викторовым и Л.М. Галлером, предусматривалась постройка 65 больших, 103 средних и 64 малых подводных лодок.
Лучшей большой предвоенной подлодкой отечественной постройки заслуженно считается лодка XIV серии - тип "К", или "катюша", как ее с любовью называли подводники. Автором проекта лодки был начальник отдела подводного кораблестроения НИВК М.А. Рудницкий. По надводному водоизмещению (1500 т) эти корабли заметно превосходили все предшествовавшие отечественные подлодки, значительно более мощной была и их силовая установка. Для надводного хода "катюша" оснащалась двумя дизельными двигателями 9ДКР мощностью по 4200 л.с., которые были спроектированы и изготовлены на ленинградском заводе "Русский дизель". Максимальная надводная скорость подлодки составляла 22,5 узла, что позволяло ей, в принципе, действовать в составе эскадры. Экономический ход обеспечивался дизель-генератором с коломенским двигателем 38К-8 мощностью 800 л.с. Дальность плавания лодки XIV серии в надводном положении с 9-узловой скоростью была доведена до 16,5 тыс. миль! Под водой "катюша" развивала максимальную скорость 10,3 узла и была способна непрерывно двигаться экономическим ходом (3 узла) в течение 58 часов. Электродвижение обеспечивали два двигателя ПГ-II мощностью по 1200 л.с. каждый.
Лодка несла мощное торпедное (10 торпедных аппаратов, 24 торпеды) и артиллерийское (по два орудия калибра100 и 45 мм) вооружение. Кроме того, она могла принимать 20 мин заграждения. Стоимость постройки лодки типа "К" колебалась от 16,2 до 24 млн руб.
До начала войны удалось ввести в строй только шесть лодок из 12 заложенных, еще два корабля были достроены осенью 1941 г. В годы Великой Отечественной войны "катюшам" пришлось вести боевые действия в тактически невыгодных боевых условиях мелководной Балтики или шхерных районов Северной Норвегии, а вовсе не на океанских просторах, для которых они создавались. Пять лодок, входивших в состав Северного флота, погибли. 5 июля 1942 г. подлодка К-21 под командованием капитана 2 ранга Н.А. Лунина атаковала немецкий линкор "Тирпиц", направлявшийся к печально известному конвою PQ-17. Всего на официальном боевом счету лодок типа "К" числятся 37 транспортов и 20 боевых кораблей и вспомогательных судов противника. Сегодня Краснознаменную подлодку К-21, прослужившую в составе Северного флота около 20 лет, можно увидеть на вечной стоянке в Североморске.
Параллельно с лодками типа "К" накануне войны продолжалась постройка больших подлодок типа "Л", причем в их конструкцию было внесено немало новшеств, заимствованных из проекта лодок типа "Н". И хотя лодки XIII серии назывались "ленинцами", как прежние корабли II и XI серии, но фактически они обладали значительно лучшими боевыми качествами. За создание лодок серий XIII и XIIIбис коллектив разработчиков во главе с Б.М. Малининым был удостоен Сталинской премии первой степени. Семь усовершенствованных "ленинцев" XIII серии вступили в строй Тихоокеанского флота, из шести лодок XIIIбис серии в годы войны удалось достроить только пять. Черноморские лодки Л-23 и Л-24 неоднократно совершали рейсы в осажденный Севастополь.
В предвоенный период на судостроительных заводах в Ленинграде, Горьком и Николаеве были заложены 54 средние подводные лодки IXбис серии (типа "С"), 20 из которых к началу войны были сданы флоту или проходили испытания. В отличие от первых "немок", лодки IXбис серии могли длительно двигаться с максимальной скоростью 19,5 узлов, в то время как оснащенные дизелями MAN C-1 и C-2 такой ход были способны развивать лишь кратковременно.
"Эски" отлично проявили себя в боевых действиях и при океанских переходах. Исключительный боевой успех выпал на долю С-13. В 1942 г. под командованием капитан-лейтенанта П.П. Маланченко она уничтожила торпедами и артиллерийским огнем три вражеских транспорта. В 1944 г. в командование лодкой вступил капитан 3 ранга А.И. Маринеско. В ночь на 31 января 1945 г. торпедный залп С-13 отправил на дно лайнер "Вильгельм Густлов", на котором эвакуировалась из Данцига школа немецких подводников (всего на лайнере погибло до 7 тыс. человек), а 10 февраля эта же лодка торпедировала и потопила военный транспорт "Генерал фон Штойбен" с 3 тыс. немецких военнослужащих. По суммарному тоннажу потопленных судов (47 тыс. тонн) подводной лодке С-13 принадлежит первое место в советском ВМФ.
В период перехода на Север через Тихий и Атлантический океаны лодка С-56 получила прямое попадание торпеды, которая, к счастью, не взорвалась. Впоследствии за боевые подвиги лодка была удостоена гвардейского звания и стала Краснознаменной. 9 мая 1975 г. во владивостокской бухте Золотой Рог был открыт мемориал советским подводникам, главным элементом которого служит С-56.
Относительно высокая стоимость и конструктивная сложность "эсок" послужили причиной для продолжения постройки значительно более простых "щук". От предшественниц лодки Х серии (первоначально Vбис-3 серии) отличались более мощным дизелями надводного хода типа 38К-8 и улучшенными гидродинамическими характеристиками. Всего промышленность построила для советского ВМФ 32 лодки Х серии. В момент начала войны в постройке находились еще 13 лодок Хбис серии, часть из которых вступила в строй в военные годы.
Первой из советских подлодок боевого успеха в годы Великой Отечественной войны добилась именно "щука" Х серии. 14 июля 1941 г. лодка Щ-402 под командованием старшего лейтенанта Н.Г. Столбова потопила транспорт в бухте Хоннингсвог. А 10 августа 1941 г. Щ-307 капитан-лейтенанта Н.И. Петрова уничтожила торпедным залпом первую неприятельскую подводную лодку U-144. Максимального показателя боевой эффективности (по официальным данным - 7 потопленных транспортов) среди "щук" добилась лодка Щ-421 под командованием капитана 3 ранга Н.А. Лунина и капитан-лейтенанта Ф.А. Видяева. На боевом счету экипажей лодок типа "Щ" 30 % потопленного и поврежденного советскими подводниками тоннажа противника. Это наивысший показатель среди советских лодок всех типов. Велики оказались и потери - из 26 кораблей Х и Хбис серий, принимавших участие в боевых действиях, погибла 21 лодка.
Осознавая недостатки подводной лодки типа "малютка", конструкторы пытались улучшить корабль без заметного увеличения водоизмещения. Наилучшим вариантом признали предложение инженера П.И. Сердюка, по проекту которого в 1936 г. заложили первые лодки типа "М" ("малая") XII серии. В условиях суровых океанских штормов маленькие кораблики швыряло как песчинки, выматывая экипаж. Максимальная надводная и подводная скорость не превышала 14 и 8 узлов, соответственно. До начала Великой Отечественной войны в строй вступили 28 лодок XII серии из 45 кораблей, заложенных на нескольких заводах. О героизме плававших на них моряков свидетельствуют следующие цифры: на Севере лодки типа "М" сумели уничтожить 10 вражеских судов ценой гибели 9 лодок, балтийские "эмки" потопили два судна при семи потерянных лодках, и лишь на Черном море соотношение лучше: 18 побед при 8 потерянных подлодках. Увы, остается только еще раз вспомнить старую поговорку о том, что "скупой платит дважды".
В целом же следует признать, что в предвоенный период, менее чем за пятнадцать лет, в отечественном подводном кораблестроении был сделан важный рывок, выразившийся как в количественном росте боеготовых подлодок, так и в заметном улучшении их тактико-технических характеристик.

Основные тактико-технические характеристики довоенных советских подводных лодок
Характеристика
"Д" I серии
"Л" II серии
"Щ" III серии
"М" VI серии
"С" IX серии
"К" XIV серии
Водоизмещение, т
934 / 1361
1025 / 1325
572 / 672
157 / 197
828 / 1069
1500 / 2117
Длина, м
76,6
78
57
36,9
77,7
97,6
Число и мощность двигателей, л.с.:
- дизельных
- электрических

2 - 1100
2 - 525

2 - 1100
2 - 600

2 - 600
2 - 400

1 - 685
1 - 235

2 - 2000
2 - 550

2 - 4200
2 - 1200
Дальность плавания, мили:
в надводном положении:
- полной скоростью
- экономической скоростью (узлов)
в подводном положении:
- полной скоростью
- экономической скоростью (узлов)

2750
8950 (8,9)

16,4
158 (2,9)

3600
7400 (9)

10,8
154 (2,5)

1350
3130 (8,5)

9
112 (2,8)

400
1065 (10)

5,8
55 (2,5)

2500
9860 (10)

9
148 (3)

2400
16 500 (9)

10
175 (3)
Скорость наибольшая, узлов:
- в надводном положении
- в подводном положении

14,6
9,5

14,5
8,3

11,5
8,5

13
7

20
9

22,5
10
Глубина погружения, м:
- рабочая
- предельная

75
90

75
90

75
90

50
60

80
100

80
100
Вооружение:
- количество ТА (торпед)
- количество орудий и их калибр, мм
- Количество мин

8 (14)
1 - 100, 1 - 45
-

6 (12)
1 - 100, 1 - 45
20

6 (10)
1 - 45
-

2(2)
1 - 45
-

6(12)
1 - 100, 1 - 45
-

10 (24)
2- 100, 2- 45
-20
Подводная лодка типа "Д"
Подводная лодка типа "Л"
Подводная лодка типа "С"
Подводная лодка типа "К"