Эксплуатация

БОЛЬШИЕ И СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕРМТРАНСГАЗА

Общество с ограниченной ответственностью "Пермтрансгаз" является одним из крупнейших газотранспортных предприятий ОАО "Газпром". В российской газовой компании оно занимает второе место (после Тюментрансгаза) по суммарной мощности установленных газоперекачивающих агрегатов и объему транспортируемого голубого топлива. Общая протяженность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, находящихся в зоне обслуживания предприятия, составляет в однониточном исчислении более 10300 километров. Являясь неразрывным звеном единой системы газоснабжения России, Пермтрансгаз осуществляет транспорт газа по 14 магистральным газопроводам, пересекающим территории Пермской области и Удмуртской республики. На всем пути следования этого мощного газового потока (а его объем доходит в зимнее время до 1 млрд кубометров газа в сутки) базируются 12 линейных производственных управлений магистральных газопроводов - филиалов Общества, обеспечивающих транспортировку газа в центр России с помощью более 270 газоперекачивающих агрегатов (ГПА), установленных в 62 компрессорных цехах. Общая мощность агрегатов составляет 4266,6 МВт. Кроме того, более 100 газораспределительных станций круглосуточно подают голубое топливо в города и поселки, на предприятия народного хозяйства и топливно-энергетического комплекса Западного Урала.
Главный офис Общества и основные материально-технические средства расположены на юге Пермской области - в г. Чайковском. В 19 филиалах ООО "Пермтрансгаз" трудится высококвалифицированный, сплоченный коллектив численностью более 8 тыс. человек.
Сразу же после создания предприятия "Пермтрансгаз", в марте 1984 г., перед его руководством встали две главные задачи: строительство газопроводов и ввод в эксплуатацию новых газоперекачивающих агрегатов. Другим важнейшим направлением деятельности созданного предприятия стала реконструкция уже находящихся в эксплуатации ГПА, отработавших свой назначенный ресурс в пределах 100 тыс. часов. В числе первых агрегатов, перешедших на баланс предприятия, были ставшие сегодня уже легендой сумские "шестерки" - ГПА-Ц-6,3/56 с авиационными двигателями НК-12СТ ("Моторостроитель", Самара). С 1983 по 1988 г. в эксплуатацию были введены еще несколько "шестерок", только теперь уже на магистральном газопроводе Уренгой - Новопсков (КС "Горнозаводская"). Это ГПА-Ц-6,3В/76-1,45 (двигатель тот же, но нагнетатель другой). В настоящее время в ООО "Пермтрансгаз" парк указанных двух типов агрегатов включает 39 и 8 ГПА, соответственно.
С 1982 г. идет отсчет наработки на компрессорных станциях "Пермтрансгаза" агрегатов ГПА-Ц-16/76 с авиационным двигателем НК-16СТ (КМПО, Казань), ставших в настоящее время самым многочисленным типом в парке ГПА нашего Общества. Сегодня в газотранспортной системе "Пермтрансгаза" работают 87 ГПА данного типа.
В 1983 г. на КС "Алмазная" появились стационарные ГТК-10-4 с приводом производства Невского завода. Годом позже на КС "Кунгурская" и КС "Агрызская", а затем и на КС "Чайковская", КС "Ординская" получили путевку в жизнь самые первые "иностранцы" в этих краях - ГТК-25ИР ("Джон Браун", Великобритания), ГТК-25ИР ("Нуово-Пиньоне", Италия), ГТК-25ИР ("АЕГ Канис", Германия). Все эти агрегаты стационарные, с приводом MS-5002R (разработка турбины - "Дженерал Электрик", США), но применяемые в них нагнетатели разные. С таким вот богатым "наследством"предприятие "Пермтрансгаз" шагнуло в середине 80-х годов в систему единого газоснабжения России. Можно сказать, все еще только начиналось. Ежегодно в эксплуатацию вводились по 15-20 газоперекачивающих агрегатов. Параллельно с вводом новых агрегатов до десятка и более ГПА заменялись в рамках программы реконструкции по причине выработки назначенного ресурса (ГПА-Ц-6,3/56), в связи с выходом из строя, а также потерей мощности (ГТК-10-4, ГТН-25/76).
В начале 90-х годов на КС "Пермтрансгаза" началась эпоха применения ГПА с судовым приводом производства ПО "Зоря" (Николаев, Украина). Первые агрегаты ГПУ-16/76-1,44 с двигателем ДЖ-59Л2 появились на газопроводе Ямбург - Тула II (КС "Добрянская", КС "Очерская"). Потом были внедрены ГПА-16 МЖ 59.01 (59.02). Парк ГПА с судовым приводом насчитывает сегодня 48 агрегатов. В текущем году к ним присоединятся еще шесть изготовленных ГПА-25/76 с двигателем ДН-80Л, также николаевского производства. Это - совместный проект украинских и немецких машиностроителей (сменная проточная часть нагнетателя изготовлена фирмой MANN Turbo). Здесь надо отметить, что в ОАО "Газпром" агрегаты данного типа еще не эксплуатировались. Специалисты "Пермтрансгаза" стали первопроходцами на этом пути. И опыта им не занимать. Взять хотя бы самую "родную" для эксплуатационников предприятия тему - ввод в эксплуатацию агрегатов нового поколения (на базе авиационного двигателя ПС-90А) в рамках реализации программы "Урал-Газпром", ведущей свой отсчет с 1992 г.
Данный тип ГПА семейства "Урал" стал продуктом сотрудничества ОАО "Газпром" с рядом высокотехнологичных предприятий бывшей оборонки Пермского региона, таких как ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод", ОАО НПО "Искра" и др. Для создания нового ГПА на КС "Пермская" ООО "Пермтрансгаз" был оборудован испытательный комплекс с четырьмя стендами: для испытаний и доводки газогенераторов мощностью 10, 12, 16 и 25 МВт; для испытаний двигателей ПС-90 ГП-1 и ПС-90 ГП-2; для испытаний и доводки ГТУ мощностью от 2,5 до 6 МВт для газотурбинных электростанций. За сравнительно короткий срок пермские машиностроители совместно со специалистами "Пермтрансгаза" (без их советов и рекомендаций не обошлось) сумели отладить и сдать в эксплуатацию целое семейство ГПА типа "Урал". В сентябре 1995 г. на КС "Ординская" принят в эксплуатацию ГПА-12Р "Урал" (с авиационным приводом ПС-90 ГП-1), рассматриваемый в качестве одного из возможных вариантов замены стационарного ГТК-10-4 . В августе 1996 г. на КС "Пермская" успешно проведены межведомственные испытания блочно-комплектного ГПА-12 "Урал". В январе 1998 г. на КС "Ординская" заработал ГПА-16 РП "Урал" с более мощным 16-мегаваттным двигателем ПС-90 ГП-2. В числе достоинств новой ГТУ-16П можно отметить дополнительную ступень компрессора с поворотным направляющим аппаратом, трехступенчатую свободную турбину, больший к.п.д.
Самым "урожайным" на "Уралы" выдался июль 2001 г., когда были приняты в эксплуатацию два совершенно новых агрегата - блочно-комплектные ГПА-16 (КС "Горнозаводская") и ГПА-12М (КС "Пермская"). Если первый был признан газовиками базовым в программе реконструкции газоперекачивающего парка ОАО "Газпром", то второй стал ярким образцом научно-технического прорыва в XXI век. ГПА-12М "Урал" - первый в практике ОАО НПО "Искра" агрегат, оснащенный бессмазочным центробежным нагнетателем с "сухими" газодинамическими уплотнениями и электромагнитным подвесом ротора. В качестве привода в ГПА применяется газотурбинная установка ГТУ-12П (разработки ОАО "Авиадвигатель") на базе конвертированного авиадвигателя ПС-90 ГП-1. Простая и высоконадежная схема газотурбинного двигателя с одновальным газогенератором позволяет значительно сократить затраты на техническое обслуживание и уменьшить время, необходимое для его монтажа (демонтажа). Большой межремонтный ресурс ГТУ и наличие отработанной системы эксплуатационной диагностики обеспечивают снижение годовых и удельных затрат на обслуживание агрегата.
И, наконец, в январе 2002 г. в рамках программы "Урал-Газпром" был принят в эксплуатацию в реконструированном варианте агрегат ГПА-Ц-16, у которого двигатель НК-16 СТ был заменен на ГТУ-16 ПЦ с КМЧ. Данная газотурбинная установка является модификацией ГТУ-16П. Отличия от базовой конструкции связаны с иными условиями размещения и необходимостью доработки соединительных мест. Проведенная на КС "Чайковская" реконструкция позволяет повысить надежность систем приводного двигателя, повысить к.п.д., уменьшить безвозвратные потери масла, улучшить экологические характеристики агрегата. На КС "Чайковская" планируется реконструировать два компрессорных цеха. Один агрегат уже в работе, второй - на выходе, в заделе еще восемь.
По программе "Урал-Газпром" сегодня в ООО "Пермтрансгаз" завершаются пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию еще двух типов ГПА семейства "Урал". Два агрегата ГПА ПХГ-10 "Урал" установлены на Карашурском подземном хранилище газа, а долгожданный блочно-модульный ГПА-25Р "Урал" готовится к пуску этим летом на КС "Игринская". Кроме того, как стало известно, в разработке у пермских моторостроителей находится газотурбинная установка нового поколения с к.п.д. до 44 %(!) В мире таких машин пока нет. И это значит, что у эксплуатационников "Пермтрансгаза" есть шанс вновь стать первыми на пути развития научно-технического прогресса.
Не менее важная и ответственная задача по вводу в эксплуатацию новых газоперекачивающих агрегатов стояла перед специалистами ООО "Пермтрансгаз" и в годы реконструкции существующего парка ГПА (1995-2000 гг.) в рамках контракта между ОАО "Газпром" и консорциумом "Трагаз" (Италия). Поставка оборудования и материалов была распределена "Газпромом" по семи своим предприятиям. Доля "Пермтрансгаза" в этом общем объеме составляла двадцать процентов. Реконструкция проводилась по следующим темам: модернизация агрегатов ГТК-25И с установкой рекуператоров, замена агрегатов ГТН-25/76 на ГТК-25ИР фирмы "Нуово-Пиньоне", замена агрегатов ГПА-Ц-6,3 на ПЖТ-21С фирмы "Нуово-Пиньоне" с газогенератором АЛ-31СТ (производства ОАО "А.Люлька-Сатурн"). Согласно контракту реконструкцией были охвачены 30 ГПА мощностью по 25 МВт каждый, установленные на десяти компрессорных станциях Ужгородского коридора (экспорт газа в Европу). В том числе были установлены 18 рекуператоров в существующие агрегаты "Фрейм-5" и произведен монтаж 12 полнокомплектных регенеративных агрегатов ГТНР-25И. Кроме того, на КС "Алмазная" были установлены пять агрегатов ПЖТ-21С вместо устаревшего оборудования. Была проделана поистине колоссальная работа, результатом которой, будем надеяться, станет надежность, долговечность, ремонтопригодность и экономичность импортных ГПА.
Таким образом, коллектив эксплуатационников ООО "Пермтрансгаз" решает большие и сложные задачи. А коллектив складывается из людей самых различных специальностей. Именно о них, о тех людях, которые вкладывают душу в свою нелегкую работу, слова заместителя генерального директора по производству ООО "Пермтрансгаз" А.В. Ермолаева, более четверти века отдавшего любимой профессии: "Хотелось бы сказать большое человеческое спасибо всем работникам ООО "Пермтраснгаз", специалистам подрядных организаций, с которыми мы воплощаем все наши мечты в жизнь. Это они обеспечивают монтаж оборудования, проводят пусконаладочные работы, обслуживают и ремонтируют вверенную им технику, проявляя при этом высокую человеческую активность, ответственность и профессионализм".