Информация

ПЕРСПЕКТИВЫ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
(ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АССАД - 2003)

27 марта 2003 г. состоялось традиционное ежегодное общее собрание предприятий-участников Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". На собрании был дан подробный объективный анализ изменения состояния авиационного двигателестроения за прошедший год, который, как нам кажется, будет весьма интересен и нашим читателям.
Отмечено, что в 2001-2002 гг. наметилась тенденция увеличения спроса на пассажирские и грузовые перевозки. В 2002 г. спрос на авиаперевозки превысил уровень 2000 г. на 15…20 %, количество перевозимых пассажиров увеличилось на 10…15 %. По этим причинам в прошлом году наблюдалось определенное улучшение финансово-экономического положения предприятий авиационной промышленности. Объемы производства (продаж) на российских предприятиях к уровню 2001 г. выросли в 1,31 раза при росте численности работающих на 3 %. Загрузка производственных мощностей заказами и работами по авиационной технике составила 25…30 %.
Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 гг." (утверждена постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848) прогнозирует значительный рост авиапарка частных авиакомпаний, а потребный объем выпуска воздушных судов (ВС) оценивается в 3370 единиц.
Для стимулирования приобретения новой авиационной техники Правительством Российской Федерации принято постановление от 26 июня 2002 г. № 466 "О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процента по кредитам, выданным на приобретение российских воздушных судов". ГСГА разработан полный комплект нормативных документов, проведен конкурс в 2002 году на получение субсидий по лизинговым платежам среди авиакомпаний.
Росавиакосмос совместно с ГСГА подготовили "Комплексную программу работ на период 2003-2010 гг. по проблемам снижения шума, эмиссии и точности навигации отечественных ВС в обеспечение требований норм ИКАО и ЕС". Для удовлетворения перспективным нормам Главы 4 требуется доработка самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 с двигателями ПС-90А. В целом в 2002-2005 гг. необходимо обеспечить модернизацию 420 магистральных самолетов. Общие затраты на реализацию проекта составят 90,72 млрд руб.
Федеральной программой "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" предусматривается: создание ТРДД АИ-22 (тяга 3,75 тс) для самолета Ту-324 с привлечением внебюджетных источников финансирования; создание в 2003-2015 гг. на конкурсной основе нового ТРДД в классе тяги 4…5 тс для региональных самолетов.
В настоящее время в ОКБ разрабатывается ряд проектов региональных самолетов различной пассажировместимости, предлагаемых для эксплуатации в России: Ту-324, двигатель - АИ-22; Ту-414, двигатель - Д-436Т1; Ту-334, двигатель - Д-436Т1; Ан-74ТК-300, двигатель - Д-36 серии 4А; Ан-148, двигатель - Д-36 серии 5АФ или Д-436-148; RRJ, двигатель SМ-146 ("СНЕКМА" - ОАО "НПО "Сатурн") или PW-800 (PW-Канада - ОАО "Авиадвигатель").
Проведенные предприятиями-членами АССАД работы по созданию и модернизации двигателей обеспечили проведение летных испытаний самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-38 и вертолета Ка-62 с двигателями Д-436Т1, Д-436ТП, ТВД-20 и РД-600, соответственно. Завершены сертификационные работы по двигателю ТВД-1500, вспомогательному газотурбинному двигателю ТА-18-100 и воздушному винту АВ36.02 (ОАО "НПП "Аэросила"). После выполнения работ, связанных с завершением сертификации, начато серийное производство самолетов Бе-200, существенно расширен фронт работ, связанных с завершением сертификации самолета Ту-334. В 2003 г. намечено сертифицировать самолет Ту-334.
ФГУП ЦИАМ на основе прогноза развития рынка авиационной техники разработаны технические задания на конкурсную разработку технических предложений по созданию конкурентоспособных двигателей нового поколения, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники …": ТРДД тягой 9…14 тс для ближне-среднемагистрального самолета; ТРДД тягой 5…7 тс для регионального самолета; ГТД мощностью 800 л.с. для вертолетов и легких самолетов; ГТД мощностью 500 л.с. для вертолетов и легких самолетов; АПД мощностью 260…320 л.с. для вертолетов и легких самолетов; АПД мощностью 60…90 л.с. для ультралегких вертолетов и самолетов.
Реализация федеральной программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 713, предусматривает проведение работ в два этапа. На первом этапе (2002-2004 гг.) планируется осуществить комплекс мероприятий по реформированию системообразующих интегрированных структур. При этом предполагается создание девятнадцати интегрированных структур в авиационной промышленности, в том числе по двигателестроительным и агрегатостроительным организациям: ОАО "Корпорация "Комплекс имени Н.Д. Кузнецова"; ОАО "Пермский центр двигателестроения"; ФГУП "Салют"; ОАО "Корпорация "Воздушные винты"; ОАО "Корпорация "Гипронииавиапром"; ОАО "Топливорегулирующая аппаратура".
На втором этапе реформирования (2004-2006 гг.) предусматривается создание двух самолетно-вертолетных комплексов.
К сожалению, при подготовке программы не были учтены мнения тех организаций, которые предполагается реформировать.
Введенный в действие в ноябре 2002 г. закон о государственных унитарных предприятиях создал существенные трудности для функционирования этих предприятий независимо от эффективности их работы. В настоящее время АССАД готовит предложения по внесению поправок в этот закон.
Первым опытом объединения акционерного капитала стало создание крупной интегрированной структуры ОАО "НПО "Сатурн" путем слияния ОАО "Рыбинские моторы" и ОАО "А.Люлька-Сатурн". Процессы интеграции осуществляются и на базе ФГУП "ММПП "Салют": в его состав вошли ГП "Гранит" и НИИД.
Состояние авиации и авиационной промышленности всегда являлось самым точным барометром экономического состояния страны. Положительные тенденции, наметившиеся в последнее время в работе авиадвигателестроительной отрасли, дают основания для осторожного оптимизма.