История

АМЕРИКАНСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ ГТД: РАННИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

Вторая мировая война послужила мощным катализатором для создания технических новинок. Соединенные Штаты Америки, которые вначале сохраняли статус нейтральной державы, получили шанс для ускоренного развития экономики.

В тяжелое для себя время Англия поделилась с США новейшими технологиями, включая ядерные, авиационные, радиолокационные и др. Среди первосортных новинок, практически безвозмездно переданных американцам, был и первый английский авиационный турбореактивный двигатель, созданный компанией "Пауэр Джетс" во главе с Фрэнком Уиттлом.

На раннем этапе работ наиболее значительный вклад в решение задачи по созданию ГТД внесли компании "Дженерал Электрик", "Вестингауз Электрик", "Аллисон" и "Пратт энд Уитни". Первопроходцем считается "Дженерал Электрик".

Осенью 1941 г. эта компания получила заказ на постройку двигателей по образцу уиттловского ГТД. В апреле 1942 г. двигатель продемонстрировал заявленную тягу.

В июне 1942 г. в США прибыл Фрэнк Уиттл. Он консультировал специалистов "Дженерал Электрик" и самолетной фирмы "Белл".

Первый экспериментальный газотурбинный двигатель "Дженерал Электрик" I-A (J-31GE-3) представлял собой копию W.2B. Этот двигатель считается первым американским серийным ГТД. Им оснащались серийные самолеты Р-59А.

В дальнейшем "Дженерал Электрик" продолжила работы по двум направлениям: турбореактивный двигатель I-40 (J-33); турбовинтовой двигатель TG-100. J-33 оснащался первый американский серийный истребитель "Локхид" Р-80А "Шутинг Стар".

Позднее был спроектирован турбореактивный двигатель J-35, устанавливавшийся на истребителях "Рипаблик" P-84 и бомбардировщиках "Нортроп" YB-49. "С чистого листа" был спроектирован истребитель XP-84 "Тандерджет". Этот самолет совершил первый полет в феврале 1946 г.

Он стал одним из самых массовых реактивных истребителей и истребителей-бомбардировщиков первого поколения.

В дальнейшем "Дженерал Электрик" сосредоточилась на создании J-47 (TG-190). Им оснащались истребители "Норт Америкэн" F-86 "Сейбр", с которыми в небе Кореи пришлось столкнуться советским МиГ-15.

В 1950 г. для оснащения очередной модификации F-86H специалистами "Дженерал Электрик" был разработан двигатель J-73GE-3 тягой 4200 кгс на форсаже.

Компания "Вестингауз Электрик" на базе двигателя-ускорителя Х-19А создала J-30WE-20 тягой 730 кгс, применявшийся на первом в мире палубном реактивном истребителе "Мак-Доннел" FH-1 "Фантом".

Следующий ГТД "Вестингауз Электрик" J-34WE-30 тягой 1360 кгс также предназначался для палубных истребителей "Чанс Воут" F6U "Пират" и "Мак-Доннел" F2H "Баньши".

Двигатель J-46 представлял собой форсированный вариант J-34. Палубный истребитель "Чанс Воут" F7U "Катлес", на котором он устанавливался, имел необычную схему - летающее крыло. Неудача самолета обусловила падение интереса и к двигателю.

Компания "Аллисон" включилась в разработку и производство авиационных ГТД относительно поздно - в 1944 г. Двигателями J-35 оснащались массовые истребители "Рипаблик" F-84 "Тандерджет" и "Нортроп" F-89A "Скорпион".

На самолет "Нортроп" F-89E "Скорпион" был установлен J-71A-3.

Последней из крупных двигателестроительных фирм США в "газотурбинную гонку" включилась "Пратт энд Уитни". Руководство компании решило разработать собственный вариант ГТД за 5 лет.

На базе "Нина" были созданы усовершенствованные двигатели с центробежными компрессорами. В ноябре 1949 г. "Пратт энд Уитни" начала производство J-48, продемонстрировавшего на испытаниях бесфорсажную тягу 2840 кгс. Он устанавливался на палубные истребители "Грумман" F9F-2 "Пантера". Оснащенный форсажной камерой, J-48Р-8 тягой 3900 кгс применялся на всепогодных истребителях-перехватчиках "Локхид" F-94C "Старфайр".

Параллельно с созданием все более мощных вариантов J-48 компания "Пратт энд Уитни" вела конструкторские работы по созданию двигателей с осевым компрессором. В конце 1949 г. был готов прототип, названный JT-3, а в следующем году на свет появился J-57.

Двигателю J-57 была суждена долгая жизнь: бомбардировщики "Боинг" В-52, пассажирские самолеты В-707 и DC-8, стратегические заправщики КС-135. Кроме того, он применялся на истребителях "Норт-Америкен" F-100 "Супер Сейбр", "Конвэр" F-102 "Дельта Дэггер" и самолетах-разведчиках U-2. Двигатель J-57 объединил в себе весьма многогранные достоинства, доказав, что в начале пятидесятых годов американское авиационное газотурбостроение вышло из детского возраста. Тягаться с ним конструкторам других стран становилось все труднее и труднее…