Вторая мировая война послужила мощным катализатором для создания технических
новинок. Соединенные Штаты Америки, которые вначале сохраняли статус нейтральной
державы, получили шанс для ускоренного развития экономики.
В тяжелое для себя время Англия поделилась с США новейшими технологиями,
включая ядерные, авиационные, радиолокационные и др. Среди первосортных
новинок, практически безвозмездно переданных американцам, был и первый
английский авиационный турбореактивный двигатель, созданный компанией
"Пауэр Джетс" во главе с Фрэнком Уиттлом.
На раннем этапе работ наиболее значительный вклад в решение задачи по
созданию ГТД внесли компании "Дженерал Электрик", "Вестингауз
Электрик", "Аллисон" и "Пратт энд Уитни". Первопроходцем
считается "Дженерал Электрик".
Осенью 1941 г. эта компания получила заказ на постройку двигателей по
образцу уиттловского ГТД. В апреле 1942 г. двигатель продемонстрировал
заявленную тягу.
В июне 1942 г. в США прибыл Фрэнк Уиттл. Он консультировал специалистов
"Дженерал Электрик" и самолетной фирмы "Белл".
Первый экспериментальный газотурбинный двигатель "Дженерал Электрик"
I-A (J-31GE-3) представлял собой копию W.2B. Этот двигатель считается
первым американским серийным ГТД. Им оснащались серийные самолеты Р-59А.
В дальнейшем "Дженерал Электрик" продолжила работы по двум направлениям:
турбореактивный двигатель I-40 (J-33); турбовинтовой двигатель TG-100.
J-33 оснащался первый американский серийный истребитель "Локхид"
Р-80А "Шутинг Стар".
Позднее был спроектирован турбореактивный двигатель J-35, устанавливавшийся
на истребителях "Рипаблик" P-84 и бомбардировщиках "Нортроп"
YB-49. "С чистого листа" был спроектирован истребитель XP-84
"Тандерджет". Этот самолет совершил первый полет в феврале 1946
г.
Он стал одним из самых массовых реактивных истребителей и истребителей-бомбардировщиков
первого поколения.
В дальнейшем "Дженерал Электрик" сосредоточилась на создании
J-47 (TG-190). Им оснащались истребители "Норт Америкэн" F-86
"Сейбр", с которыми в небе Кореи пришлось столкнуться советским
МиГ-15.
В 1950 г. для оснащения очередной модификации F-86H специалистами "Дженерал
Электрик" был разработан двигатель J-73GE-3 тягой 4200 кгс на форсаже.
Компания "Вестингауз Электрик" на базе двигателя-ускорителя
Х-19А создала J-30WE-20 тягой 730 кгс, применявшийся на первом в мире
палубном реактивном истребителе "Мак-Доннел" FH-1 "Фантом".
Следующий ГТД "Вестингауз Электрик" J-34WE-30 тягой 1360 кгс
также предназначался для палубных истребителей "Чанс Воут" F6U
"Пират" и "Мак-Доннел" F2H "Баньши".
Двигатель J-46 представлял собой форсированный вариант J-34. Палубный
истребитель "Чанс Воут" F7U "Катлес", на котором он
устанавливался, имел необычную схему - летающее крыло. Неудача самолета
обусловила падение интереса и к двигателю.
Компания "Аллисон" включилась в разработку и производство авиационных
ГТД относительно поздно - в 1944 г. Двигателями J-35 оснащались массовые
истребители "Рипаблик" F-84 "Тандерджет" и "Нортроп"
F-89A "Скорпион".
На самолет "Нортроп" F-89E "Скорпион" был установлен
J-71A-3.
Последней из крупных двигателестроительных фирм США в "газотурбинную
гонку" включилась "Пратт энд Уитни". Руководство компании
решило разработать собственный вариант ГТД за 5 лет.
На базе "Нина" были созданы усовершенствованные двигатели с
центробежными компрессорами. В ноябре 1949 г. "Пратт энд Уитни"
начала производство J-48, продемонстрировавшего на испытаниях бесфорсажную
тягу 2840 кгс. Он устанавливался на палубные истребители "Грумман"
F9F-2 "Пантера". Оснащенный форсажной камерой, J-48Р-8 тягой
3900 кгс применялся на всепогодных истребителях-перехватчиках "Локхид"
F-94C "Старфайр".
Параллельно с созданием все более мощных вариантов J-48 компания "Пратт
энд Уитни" вела конструкторские работы по созданию двигателей с осевым
компрессором. В конце 1949 г. был готов прототип, названный JT-3, а в
следующем году на свет появился J-57.
Двигателю J-57 была суждена долгая жизнь: бомбардировщики "Боинг"
В-52, пассажирские самолеты В-707 и DC-8, стратегические заправщики КС-135.
Кроме того, он применялся на истребителях "Норт-Америкен" F-100
"Супер Сейбр", "Конвэр" F-102 "Дельта Дэггер"
и самолетах-разведчиках U-2. Двигатель J-57 объединил в себе весьма многогранные
достоинства, доказав, что в начале пятидесятых годов американское авиационное
газотурбостроение вышло из детского возраста. Тягаться с ним конструкторам
других стран становилось все труднее и труднее…
|