| Проблема создания реактивных двигателей, использующих цикл с подводом 
        тепла при постоянном объеме (цикл Гемфри), издавна привлекала внимание 
        изобретателей. В цикле Гемфри заложена возможность значительного повышения 
        давления в процессе сгорания топлива, вследствие чего либо совсем не требуется 
        предварительное сжатие топливовоздушной смеси (ТВС) перед ее подачей в 
        камеру сгорания, либо можно ограничиться применением компрессора со значительно 
        меньшей степенью повышения давления, чем у ГТД, использующих цикл с подводом 
        тепла при постоянном давлении (цикл Брайтона). При этом, как показали 
        результаты теоретических исследований, переход от цикла Брайтона к циклу 
        Гемфри может обеспечить повышение термического к.п.д. цикла на 30…50 % 
        и более.
 Идея создания пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (ПуВРД) была 
        запатентована в 1906 г. русским инженером В.В. Караводиным.
 До 1925 г. ряд опытных ГТУ был создан Г. Хольцвартом. Несмотря на высокие 
        для того времени параметры, ГТУ Хольцварта, равно как и установка В.В. 
        Караводина, вследствие ряда недостатков не нашла применения в промышленности.
 
 В 1930 г. одноклапанная камера сгорания резонансного типа была предложена 
        Паулем Шмидтом для ПуВРД. Впоследствии она была применена на беспилотных 
        самолетах-снарядах "Фау-1".
 
 Значительный вклад в решение проблемы создания ПуВРД был внесен Б.С. Стечкиным.
 
 Известно множество других попыток создания ПуВРД. Но все они заканчивались 
        неудачами.
 
 Перспективы использования детонационного сгорания топлива, открывшиеся 
        в последние годы, существенно повысили интерес к двигателям периодического 
        сгорания. Об этом свидетельствуют появившиеся в печати многочисленные 
        проекты пульсирующих детонационных двигателей (ПуДД). Дело в том, что 
        в детонационных волнах (ДВ) процесс сгорания ТВС осуществляется практически 
        мгновенно, обеспечивая значительное повышение давления в камерах сгорания, 
        имеющих форму полузамкнутого объема; при этом отпадает необходимость в 
        выпускных клапанах.
 
 Однако, как показывает анализ имеющихся публикаций, несмотря на многообразие 
        предлагаемых схем ПуДД, всем им свойственно использование в качестве резонансных 
        устройств детонационных труб значительной длины.
 
 Преимущества цикла с детонационным сгоранием топлива обоснованы в ряде 
        статей и обзоров авторов настоящей статьи, где дано сравнение термодинамической 
        эффективности цикла с детонационным сгоранием топлива (ДСТ) с циклами 
        Брайтона и Гемфри.
 
 Отличие цикла ДСТ от цикла Гемфри состоит в том, что подвод тепла происходит 
        не по изохоре, а по адиабате Гюгонио. Детонационное сгорание топлива термодинамически 
        более выгодно, чем изохорическое. В газогенераторах ПуДД нет необходимости 
        использования высоконапорных компрессоров, что упрощает конструкцию и 
        снижает массу двигателя.
 
 Предлагаемый ПуДД запатентован с участием авторов данной статьи в 1989 
        г. Были разработаны и выполнены несколько моделей тяговых модулей (ТМ) 
        таких двигателей, которые прошли предварительные испытания. Двигатель 
        состоит из газогенератора и тяговых модулей. Схема оригинальна и отличается 
        отсутствием каких-либо механических клапанов и запальных устройств прерывистого 
        действия.
 
 Проводимые исследования позволили разработать оптимальные схемы и провести 
        стендовые испытания новых высокочастотных ПуДД. Модельные испытания проводились 
        на специальном импульсном стенде с использованием в качестве топлива ацетилено-воздушных 
        смеси. Испытания аналогичной модели на керосине подтвердили в целом полученные 
        положительные результаты.
 
 ТМ ПуДД предлагаемой схемы состоит из реактора и резонатора. Реактор служит 
        для подготовки ТВС к детонационному сгоранию, разлагая молекулы горючей 
        смеси на химически активные составляющие. Подготовленная ТВС через кольцевое 
        сопло поступает в резонатор, где и осуществляется детонационное сгорание 
        топлива.
 
 Образуется пересжатая ДВ, движущаяся по топливовоздушной смеси со сверхзвуковой 
        скоростью. В ней происходит практически мгновенное сгорание топлива, сопровождающееся 
        значительным повышением температуры и давления продуктов сгорания.
 
 Сверхзвуковая скорость истечения продуктов сгорания на выходе из резонатора 
        исключает необходимость сопла Лаваля. В целом рабочий процесс ТМ ПуДД 
        может быть уподоблен тактам поршневого двигателя внутреннего сгорания.
 
 Оригинальной особенностью ТМ ПуДД предлагаемой схемы является сочетание 
        высокой частоты пульсаций и малых размеров.
 
         
          |  |   
          | Схема устройства ПуДДа - газогенератор с тяговыми модулями; б - блок резонаторов;
 1 - реактор, 2 - резонатор, 3 - кольцевое сопло, 4 - топливный смеситель
 |   
          |  |   
          | Физическая модель 
              рабочего процесса в резонаторе |  |