Проблема создания реактивных двигателей, использующих цикл с подводом
тепла при постоянном объеме (цикл Гемфри), издавна привлекала внимание
изобретателей. В цикле Гемфри заложена возможность значительного повышения
давления в процессе сгорания топлива, вследствие чего либо совсем не требуется
предварительное сжатие топливовоздушной смеси (ТВС) перед ее подачей в
камеру сгорания, либо можно ограничиться применением компрессора со значительно
меньшей степенью повышения давления, чем у ГТД, использующих цикл с подводом
тепла при постоянном давлении (цикл Брайтона). При этом, как показали
результаты теоретических исследований, переход от цикла Брайтона к циклу
Гемфри может обеспечить повышение термического к.п.д. цикла на 30…50 %
и более.
Идея создания пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (ПуВРД) была
запатентована в 1906 г. русским инженером В.В. Караводиным.
До 1925 г. ряд опытных ГТУ был создан Г. Хольцвартом. Несмотря на высокие
для того времени параметры, ГТУ Хольцварта, равно как и установка В.В.
Караводина, вследствие ряда недостатков не нашла применения в промышленности.
В 1930 г. одноклапанная камера сгорания резонансного типа была предложена
Паулем Шмидтом для ПуВРД. Впоследствии она была применена на беспилотных
самолетах-снарядах "Фау-1".
Значительный вклад в решение проблемы создания ПуВРД был внесен Б.С. Стечкиным.
Известно множество других попыток создания ПуВРД. Но все они заканчивались
неудачами.
Перспективы использования детонационного сгорания топлива, открывшиеся
в последние годы, существенно повысили интерес к двигателям периодического
сгорания. Об этом свидетельствуют появившиеся в печати многочисленные
проекты пульсирующих детонационных двигателей (ПуДД). Дело в том, что
в детонационных волнах (ДВ) процесс сгорания ТВС осуществляется практически
мгновенно, обеспечивая значительное повышение давления в камерах сгорания,
имеющих форму полузамкнутого объема; при этом отпадает необходимость в
выпускных клапанах.
Однако, как показывает анализ имеющихся публикаций, несмотря на многообразие
предлагаемых схем ПуДД, всем им свойственно использование в качестве резонансных
устройств детонационных труб значительной длины.
Преимущества цикла с детонационным сгоранием топлива обоснованы в ряде
статей и обзоров авторов настоящей статьи, где дано сравнение термодинамической
эффективности цикла с детонационным сгоранием топлива (ДСТ) с циклами
Брайтона и Гемфри.
Отличие цикла ДСТ от цикла Гемфри состоит в том, что подвод тепла происходит
не по изохоре, а по адиабате Гюгонио. Детонационное сгорание топлива термодинамически
более выгодно, чем изохорическое. В газогенераторах ПуДД нет необходимости
использования высоконапорных компрессоров, что упрощает конструкцию и
снижает массу двигателя.
Предлагаемый ПуДД запатентован с участием авторов данной статьи в 1989
г. Были разработаны и выполнены несколько моделей тяговых модулей (ТМ)
таких двигателей, которые прошли предварительные испытания. Двигатель
состоит из газогенератора и тяговых модулей. Схема оригинальна и отличается
отсутствием каких-либо механических клапанов и запальных устройств прерывистого
действия.
Проводимые исследования позволили разработать оптимальные схемы и провести
стендовые испытания новых высокочастотных ПуДД. Модельные испытания проводились
на специальном импульсном стенде с использованием в качестве топлива ацетилено-воздушных
смеси. Испытания аналогичной модели на керосине подтвердили в целом полученные
положительные результаты.
ТМ ПуДД предлагаемой схемы состоит из реактора и резонатора. Реактор служит
для подготовки ТВС к детонационному сгоранию, разлагая молекулы горючей
смеси на химически активные составляющие. Подготовленная ТВС через кольцевое
сопло поступает в резонатор, где и осуществляется детонационное сгорание
топлива.
Образуется пересжатая ДВ, движущаяся по топливовоздушной смеси со сверхзвуковой
скоростью. В ней происходит практически мгновенное сгорание топлива, сопровождающееся
значительным повышением температуры и давления продуктов сгорания.
Сверхзвуковая скорость истечения продуктов сгорания на выходе из резонатора
исключает необходимость сопла Лаваля. В целом рабочий процесс ТМ ПуДД
может быть уподоблен тактам поршневого двигателя внутреннего сгорания.
Оригинальной особенностью ТМ ПуДД предлагаемой схемы является сочетание
высокой частоты пульсаций и малых размеров.
|
Схема устройства ПуДД
а - газогенератор с тяговыми модулями; б - блок резонаторов;
1 - реактор, 2 - резонатор, 3 - кольцевое сопло, 4 - топливный смеситель
|
|
Физическая модель
рабочего процесса в резонаторе
|
|