Разработка

"СОЮЗ" НЕРУШИМЫЙ…

Опытный завод № 300, впоследствии получивший наименование АМНТК "Союз", был создан в годы войны по инициативе А.А. Микулина. На заводе изготавливались поршневые моторы жидкостного охлаждения для штурмовиков С.В. Ильюшина и скоростных истребителей А.И. Микояна и М.В. Гуревича.

"Правой рукой" А.А. Микулина на заводе являлся С.К. Туманский, впоследствии возглавивший коллектив предприятия. Научное руководство осуществлял Б.С. Стечкин. В 1952 г. началось производство двигателя АМ-3 - первого в стране газотурбинного двигателя отечественной разработки, запущенного в серию.

Позднее на предприятии были созданы и внедрены в серийное производство газотурбинные двигатели самого разнообразного назначения и размеров. Наибольшую известность во всем мире получили двигатели Р11Ф-300 и Р15Б-300.

Двигателями, созданными специалистами завода № 300 (с 1964 г. - "Союз"), оснащались стратегические бомбардировщики М-4, истребитель МиГ-19, самолеты Як-25, Як-28, Як-38, Як-141,Ту-16, Ту-104, "Ястреб" и др. В шестидесятые годы значительная часть самолетного парка военного назначения в СССР использовала двигатели разработки завода № 300 - "Союз".

В процессе развития газотурбинных двигателей на "Союзе" решались задачи по созданию: регулируемого сопла; двух- и трехкаскадных компрессоров; системы охлаждения лопаток турбины; систем, обеспечивающих изменение тяги на форсированном режиме; регулируемых эжекторов; кольцевых камер сгорания с "чистым" выхлопом; высокоточных систем электронного регулирования; двигателей с изменением направления вектора тяги, с форсажной камерой и регулируемым соплом; двигателей с автономной системой запуска.

На самолетах с двигателями с аббревиатурой "300" были установлены десятки мировых рекордов скорости, скороподъемности и высоты полета.

Но с начала девяностых годов "Союз" не смог быстро приспособиться к новым условиям. Предприятие подошло к опасной черте, за которой наступала полная дезорганизация производства.

Осознавая все это, а также понимая недопустимость потери такой творческой единицы, какой является "Союз", новое руководство предприятия в 2001 г. фактически взялось за его возрождение.

С этой целью настойчиво проводится в жизнь комплекс мероприятий: значительно увеличена зарплата; расширяется номенклатура работ (в том числе, по созданию газотурбинных наземных энергоустановок); организован ремонт газотурбинных двигателей; разрабатываются аванпроекты новых образцов авиационных газотурбинных силовых установок; испытан малоразмерный двигатель нового поколения; разработаны аванпроекты двигателей для регионального пассажирского самолета и легкого учебного вертолета.

Руководство АМНТК "Союз" с полной уверенностью считает, что осуществление хотя бы части указанных работ будет способствовать быстрому улучшению финансового положения предприятия и укреплению его кадрового состава.

Кроме того, принимаются серьезные усилия, направленные на восстановление производственных возможностей завода и испытательной базы. С этой целью АМНТК "Союз" технически и организационно кооперируется с Балашихинским литейно-механическим заводом.

АМНТК "Союз" начал возрождаться. Возрождение "Союза" является целью не только руководства акционерного общества, но и каждого члена коллектива предприятия. Упорная и целеустремленная работа всех специалистов завода является залогом того, что "Союз" будет встречать каждый свой юбилей с успехами, достойными его славного прошлого. К 60-летию предприятия разработан и прошел первые заводские испытания двигатель Р-125-300 для нового поколения БЛА массового применения.

А.А.Микулин
Б.С.Стечкин
С.К.Туманский
О.Н.Фаворский