Опытный завод № 300, впоследствии получивший наименование АМНТК "Союз",
был создан в годы войны по инициативе А.А. Микулина. На заводе изготавливались
поршневые моторы жидкостного охлаждения для штурмовиков С.В. Ильюшина
и скоростных истребителей А.И. Микояна и М.В. Гуревича.
"Правой рукой" А.А. Микулина на заводе являлся С.К. Туманский,
впоследствии возглавивший коллектив предприятия. Научное руководство осуществлял
Б.С. Стечкин. В 1952 г. началось производство двигателя АМ-3 - первого
в стране газотурбинного двигателя отечественной разработки, запущенного
в серию.
Позднее на предприятии были созданы и внедрены в серийное производство
газотурбинные двигатели самого разнообразного назначения и размеров. Наибольшую
известность во всем мире получили двигатели Р11Ф-300 и Р15Б-300.
Двигателями, созданными специалистами завода № 300 (с 1964 г. - "Союз"),
оснащались стратегические бомбардировщики М-4, истребитель МиГ-19, самолеты
Як-25, Як-28, Як-38, Як-141,Ту-16, Ту-104, "Ястреб" и др. В
шестидесятые годы значительная часть самолетного парка военного назначения
в СССР использовала двигатели разработки завода № 300 - "Союз".
В процессе развития газотурбинных двигателей на "Союзе" решались
задачи по созданию: регулируемого сопла; двух- и трехкаскадных компрессоров;
системы охлаждения лопаток турбины; систем, обеспечивающих изменение тяги
на форсированном режиме; регулируемых эжекторов; кольцевых камер сгорания
с "чистым" выхлопом; высокоточных систем электронного регулирования;
двигателей с изменением направления вектора тяги, с форсажной камерой
и регулируемым соплом; двигателей с автономной системой запуска.
На самолетах с двигателями с аббревиатурой "300" были установлены
десятки мировых рекордов скорости, скороподъемности и высоты полета.
Но с начала девяностых годов "Союз" не смог быстро приспособиться
к новым условиям. Предприятие подошло к опасной черте, за которой наступала
полная дезорганизация производства.
Осознавая все это, а также понимая недопустимость потери такой творческой
единицы, какой является "Союз", новое руководство предприятия
в 2001 г. фактически взялось за его возрождение.
С этой целью настойчиво проводится в жизнь комплекс мероприятий: значительно
увеличена зарплата; расширяется номенклатура работ (в том числе, по созданию
газотурбинных наземных энергоустановок); организован ремонт газотурбинных
двигателей; разрабатываются аванпроекты новых образцов авиационных газотурбинных
силовых установок; испытан малоразмерный двигатель нового поколения; разработаны
аванпроекты двигателей для регионального пассажирского самолета и легкого
учебного вертолета.
Руководство АМНТК "Союз" с полной уверенностью считает, что
осуществление хотя бы части указанных работ будет способствовать быстрому
улучшению финансового положения предприятия и укреплению его кадрового
состава.
Кроме того, принимаются серьезные усилия, направленные на восстановление
производственных возможностей завода и испытательной базы. С этой целью
АМНТК "Союз" технически и организационно кооперируется с Балашихинским
литейно-механическим заводом.
АМНТК "Союз" начал возрождаться. Возрождение "Союза"
является целью не только руководства акционерного общества, но и каждого
члена коллектива предприятия. Упорная и целеустремленная работа всех специалистов
завода является залогом того, что "Союз" будет встречать каждый
свой юбилей с успехами, достойными его славного прошлого. К 60-летию предприятия
разработан и прошел первые заводские испытания двигатель Р-125-300 для
нового поколения БЛА массового применения.
|
|
|
|
А.А.Микулин
|
Б.С.Стечкин
|
С.К.Туманский
|
О.Н.Фаворский
|
|