предыдущий материал

ПРОИЗВОДСТВО
Виталий Смольский

ТРЕТЬЕ ПРИШЕСТВИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА


Жизнь большого современного города и автомобиль становятся все более несовместимыми друг с другом. Чадящие многокилометровые транспортные "пробки" "съедают" все большую часть времени при поездках и загрязняют воздух больших городов.

Электромобиль как транспортное средство вовсе не является чем-то принципиально новым и экзотическим. Начнем с того, что такой транспорт был предложен раньше автомобиля с бензиновым двигателем, и лишь проблемы, связанные в основном с накопителями электрической энергии, не позволили электромобилю выиграть конкурентную битву у автомобиля. В начале XX века экипажи с электрическим приводом встречались на улицах не реже, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Электрические такси курсировали по улицам Парижа еще 80 лет назад, аккумуляторные электромобили довольно широко использовались в те же годы и в США, где их количество достигало 15-18 тыс. единиц. В 30…40 гг. количество электромобилей в Германии доходило до 20 тыс. единиц, что было связано с желанием уменьшить зависимость своего транспорта от импорта нефтяного топлива. В последние десятилетия наибольшее распространение электромобили получили в Англии. С 1947 г. в этой стране как вид уличного транспорта стали регистрироваться аккумуляторные тележки, сферой применения которых является развозка продуктов (самых традиционных - молока, овощей и пр.) в густонаселенных городских и пригородных районах.

Применение электромобилей в Англии продемонстрировало, что они, по сравнению с автомобилями, имеют меньшую на 10...20 % стоимость эксплуатации и позволяют примерно в 3 раза уменьшить расходы на топливо, ремонт и техническое обслуживание.

В СССР в послевоенные годы также предпринимались попытки создания электромобилей. В 1949-1950 гг. в Москве в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) были созданы четыре опытные машины, которые успешно работали на развозке почты. В 1952-1958 гг. в Ленинграде использовались десять электромобилей ЛАЗ-НАМИ, специально изготовленные для аналогичных целей на львовском автобусном заводе.

Однако, как это ни парадоксально, в последующие годы транспортные средства с тяговым электрическим приводом в очередной раз не выдержали конкуренции с машинами, использующими двигатель внутреннего сгорания.

Почву для оживления работ, связанных с созданием электромобилей, подготовили последние достижения в области электротехники, электроники, химических источников тока.

Следует отметить, что переход к электрическому приводу особенно выгоден для транспортных машин. Особенно хорошие результаты дает применение мотор-колес с независимым электрическим двигателем на каждом колесе. Простое электронное автоматическое устройство уменьшает мощность на колесе, потерявшем сцепление с дорогой, и увеличивает ее на других колесах.

Конструктивно схема электрического привода совершеннее и в целом проще, чем схема традиционного механического привода с двигателем внутреннего сгорания, вместе с тем наиболее трудные проблемы, требующие незамедлительного решения в настоящее время, сосредоточены в области разработки источников электрической энергии для электромобилей.

В Советском Союзе до самых его последних дней разработке транспортных средств с электрическим приводом уделялось большое внимание. Еще в 70-80 гг. во Всесоюзном НИИ электромеханики начались перспективные исследовательские работы и проводились эксплуатационные испытания электромобилей. В дальнейшем разработки продолжились в НПО "Квант". Здесь на базе шасси и кузовов серийных автомобилей были созданы и прошли успешные эксплуатационные испытания первые в нашей стране современные образцы электромобилей с инверторными преобразователями, частотным регулированием, асинхронными электродвигателями и возможностью рекуперации энергии. Разъездных "УАЗиков" было создано несколько десятков и применялись они весьма широко.

Следует заметить, что в технически развитых странах мира глубокую заинтересованность в успешном решении проблем создания конкурентоспособных электромобилей проявляют не только автомобилестроители, но и экономисты, и государственные деятели, а также специалисты самых различных отраслей промышленности. Крупнейшие автомобилестроительные фирмы мира объявили об открытии программ по разработке электрического пассажирского городского транспорта. При этом сроки выполнения всех этих программ конкретные и весьма недалекие, а некоторые модели, разработанные в этой связи, уже вышли на улицы мегаполисов разных уголков Земли. Не у нас.


предыдущий материал
оглавление
следующий материал