Жизнь большого современного города и автомобиль становятся все более
несовместимыми друг с другом. Чадящие многокилометровые транспортные "пробки"
"съедают" все большую часть времени при поездках и загрязняют
воздух больших городов. Электромобиль как транспортное средство вовсе не является чем-то принципиально новым и экзотическим. Начнем с того, что такой транспорт был предложен раньше автомобиля с бензиновым двигателем, и лишь проблемы, связанные в основном с накопителями электрической энергии, не позволили электромобилю выиграть конкурентную битву у автомобиля. В начале XX века экипажи с электрическим приводом встречались на улицах не реже, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Электрические такси курсировали по улицам Парижа еще 80 лет назад, аккумуляторные электромобили довольно широко использовались в те же годы и в США, где их количество достигало 15-18 тыс. единиц. В 30…40 гг. количество электромобилей в Германии доходило до 20 тыс. единиц, что было связано с желанием уменьшить зависимость своего транспорта от импорта нефтяного топлива. В последние десятилетия наибольшее распространение электромобили получили в Англии. С 1947 г. в этой стране как вид уличного транспорта стали регистрироваться аккумуляторные тележки, сферой применения которых является развозка продуктов (самых традиционных - молока, овощей и пр.) в густонаселенных городских и пригородных районах. Применение электромобилей в Англии продемонстрировало, что они, по сравнению
с автомобилями, имеют меньшую на 10...20 % стоимость эксплуатации и позволяют
примерно в 3 раза уменьшить расходы на топливо, ремонт и техническое обслуживание. В СССР в послевоенные годы также предпринимались попытки создания электромобилей.
В 1949-1950 гг. в Москве в Центральном научно-исследовательском автомобильном
и автомоторном институте (НАМИ) были созданы четыре опытные машины, которые
успешно работали на развозке почты. В 1952-1958 гг. в Ленинграде использовались
десять электромобилей ЛАЗ-НАМИ, специально изготовленные для аналогичных
целей на львовском автобусном заводе. Однако, как это ни парадоксально, в последующие годы транспортные средства
с тяговым электрическим приводом в очередной раз не выдержали конкуренции
с машинами, использующими двигатель внутреннего сгорания. Почву для оживления работ, связанных с созданием электромобилей, подготовили
последние достижения в области электротехники, электроники, химических
источников тока. Следует отметить, что переход к электрическому приводу особенно выгоден
для транспортных машин. Особенно хорошие результаты дает применение мотор-колес
с независимым электрическим двигателем на каждом колесе. Простое электронное
автоматическое устройство уменьшает мощность на колесе, потерявшем сцепление
с дорогой, и увеличивает ее на других колесах. Конструктивно схема электрического привода совершеннее и в целом проще,
чем схема традиционного механического привода с двигателем внутреннего
сгорания, вместе с тем наиболее трудные проблемы, требующие незамедлительного
решения в настоящее время, сосредоточены в области разработки источников
электрической энергии для электромобилей. В Советском Союзе до самых его последних дней разработке транспортных
средств с электрическим приводом уделялось большое внимание. Еще в 70-80
гг. во Всесоюзном НИИ электромеханики начались перспективные исследовательские
работы и проводились эксплуатационные испытания электромобилей. В дальнейшем
разработки продолжились в НПО "Квант". Здесь на базе шасси и
кузовов серийных автомобилей были созданы и прошли успешные эксплуатационные
испытания первые в нашей стране современные образцы электромобилей с инверторными
преобразователями, частотным регулированием, асинхронными электродвигателями
и возможностью рекуперации энергии. Разъездных "УАЗиков" было
создано несколько десятков и применялись они весьма широко. Следует заметить, что в технически развитых странах мира глубокую заинтересованность в успешном решении проблем создания конкурентоспособных электромобилей проявляют не только автомобилестроители, но и экономисты, и государственные деятели, а также специалисты самых различных отраслей промышленности. Крупнейшие автомобилестроительные фирмы мира объявили об открытии программ по разработке электрического пассажирского городского транспорта. При этом сроки выполнения всех этих программ конкретные и весьма недалекие, а некоторые модели, разработанные в этой связи, уже вышли на улицы мегаполисов разных уголков Земли. Не у нас. |
предыдущий материал |